В искусстве фэн-шуй зеркалам отводится особая роль, так как они обладают выраженным свойством притягивать и передавать энергию ци. Зеркало способно воспрепятствовать действию негативной энергии, которая исходит от острых углов. Оно также может обеспечить свободное движение энергетического потока в тесной или заставленной громоздкими предметами комнате. Напомним, что «потерянные углы» в детской комнате Г-образной формы можно восстановить с помощью зеркала, отражающего пространство.
Следует отметить, что и в семейном воспитании, и в детских учреждениях издавна используются зеркала как средство, стимулирующее развитие представления ребенка о себе.
Что именно и как воспринимает маленький ребенок, глядя на себя в зеркало?
До недавнего времени этот вопрос в детской психологии не ставился. Мы, взрослые, без труда узнаем себя в зеркале и привычно пользуемся им в обиходе. Возможно, эта привычность и создала иллюзию того, что никакой проблемы нет, так было всегда. Интересно, что поводом для изучения самоузнавания у детей послужил сенсационный опыт с животными.
В 1980-е годы американский исследователь Г. Геллап изучал поведение приматов. Впервые в истории зоопсихологии ему удалось наблюдать, как четыре дикорожденных шимпанзе, после того как они «знакомились» с зеркалом, разглядывали в нем обычно невидимые части тела. В последующих опытах шимпанзе усыпляли и делали две отметины красной краской над бровью и на противоположном ухе. После того как животное просыпалось, его помещали перед зеркалом. Все четыре обезьяны вели себя одинаково: старались, глядя в зеркало, стереть пятна не с отражения, а со своего лица, действуя так, будто узнают себя в зеркале. В экспериментах принимали участие и другие обезьяны, не имевшие опыта обращения с зеркалом. В отличие от первых эти оставались совершенно равнодушными к своему отражению и не обращали внимания на пятна на лице после пробуждения. Подобные же результаты наблюдались в аналогичных опытах с орангутангами, а вот у низших обезьян (макаки, гиббоны, капуцины) самоузнавания никогда не отмечалось. Авторы, работавшие в этом направлении, высказали предположение, что узнавание себя у приматов связано с определенным опытом взаимодействия с другими членами сообщества. Данные Геллапа подтвердили это предположение: у особей, выросших в изоляции, самоузнавания не наблюдается.
Подобные опыты впоследствии стали проводиться с детьми 1-го и 2-го года жизни. В результате тщательных исследований было показано, что к концу 2-го года жизни все дети узнают себя в зеркале, причем устойчивому самоузнаванию предшествует ряд этапов, относящихся к предыстории узнавания себя.
Так, младенцы 2—3 месяцев жизни вычленяют свое отражение в зеркале, долго и сосредоточенно его рассматривают, останавливаясь преимущественно на лице и глазах и проявляя при этом ярко выраженное удовольствие. К концу первого полугодия жизни свой зеркальный образ вызывает у малыша исследовательское поведение: он не только улыбается себе, но и обследует свое отражение руками, обводя контур лица, дотрагиваясь до отражения руки.
В первые месяцы второго полугодия дети охотно соотносят свои реально совершаемые движения с наблюдаемыми в зеркале. Они шевелят пальчиками, размахивают ручками, глядя в зеркало и прослеживая взглядом отражение своих движений, а иногда переводят взгляд с руки на ее отражение в зеркале.
К концу года дети уже подолгу играют со своим отражением, совершая множество ритмических и мимических действий. В этом возрасте малыши уже способны использовать зеркало как средство, с помощью которого можно корректировать свой внешний облик. В 10-месячном возрасте малыш определенно узнает себя в зеркале. Об этом свидетельствует такой эксперимент. На ребенка надевали повязку, которая сильно искажала его облик, но младенец быстро привыкал к ней, и она его нисколько не беспокоила. Когда же ребенка поднесли к зеркалу, на лице его отразилось изумление, как будто он видел совсем не то, чего ожидал, а затем точным движением стал стаскивать с головы повязку.
Что же лежит в основе складывающегося у ребенка представления о себе? Прежде всего опыт общения, а затем и собственный опыт. Поэтому радостное отношение к своему зеркальному отражению свидетельствует о положительном переживании себя ребенком. Если же близкие мало интересуются младенцем, редко играют и не часто разговаривают с ним, если ребенок для мамы и папы скорее «объект ухода», нежели полноценное человеческое существо, он будет равнодушен к своему отражению в зеркале. Такой малыш вряд ли станет играть перед зеркалом, красоваться, строить рожицы. Его образ себя недостаточно развит. В этом случае можно говорить о несформированности у ребенка ядра образа — положительного эмоционального самоощущения, переживания себя как значимого и ценного для других.
Однако зеркало может и помочь малышу в формировании образа себя. В самом деле, когда малыш перед зеркалом, сравнивая реальный предмет с его отражением, когда, размахивая рукой, снимает и надевает шапочку или платочек, трогает свои щечки, лобик, ротик — он проверяет свои знания о себе и формирует новые (и это же я), в результате образ себя становится более обобщенным и стабильным.
Из этого можно сделать вывод — зеркало нужно в детской комнате.
Вместе с тем зеркало, установленное в детской комнате, требует особого внимания.
В первую очередь проследите за тем, чтобы оно не отражало кровать ребенка. Представьте, что, проснувшись посреди ночи, ребенок увидит в зеркале какие-то отражения. Конечно, он может сильно испугаться. Напротив входной двери вешать зеркало также нежелательно, ведь в этом случае энергия ци, не успев попасть в комнату, тотчас же отражается обратно. Расстояние от пола до верхней грани зеркала должно быть не менее
Важным свойством зеркала является его способность «удваивать» предметы при отражении, а следовательно, и их свойства также удваиваются. Какой из этого следует вывод? Перед зеркалом должны находиться объекты, которые для ребенка приятны или полезны, а еще лучше — и те и другие одновременно. Хорошо, когда в зеркалах отражаются красивые предметы, игрушки. Для наполнения дома положительной энергии ци можно отражать в зеркале комнатные растения. В этом случае зеркало вполне может сыграть роль «живой» картины. Например, если повесить его перпендикулярно к окну, то можно любоваться изменчивыми сюжетами природы.
Максимально правдивого зеркального отражения можно добиться, соблюдая нехитрое правило: расположить зеркало строго вертикально, так как любое отклонение исказит отображение.
Качество зеркала легко определить с помощью обыкновенной зажигалки. Достаточно поднести пламя к поверхности и посчитать количество отражений. Чем их больше, тем качественнее зеркало.
В завершение этой темы хочется напомнить о том, что все зеркала в доме обязательно должны быть целыми и содержаться в чистоте.
Если вы разбили зеркало или в нем появилась трещина, нужно немедленно избавиться от него. Разбитое зеркало и в самом деле способно принести несчастье, о чем знали не только древние китайцы, но и наши предки.
Нет комментариев. Ваш будет первым!