Август

1 августа совершался обряд «мокрин», когда крестьяне обращались к дождю, если лето было сухим, а сам день ясным. Рожденная в этот день женщина Мокрина наряжалась в синий сарафан, надевала красные бусы и садилась у окна ждать деревенских женщин. Те несли ей с самого утра колоски, сорванные на своих полях.

Грозный языческий бог Перун превратился в христианской Руси в Илью Пророка, святого, управляющего громами и молниями. В народе Илью представляли как разносчика воды на небе. Мчался грозный белобородый старец на своей огненной, запряженной четверкой лошадей колеснице и иногда расплескивал воду. Вода же эта проливалась на землю дождем. 

В этот день в деревнях чинили амбары и ладили закрома. Крестьяне просушивали закрома, меняли в них гнилые доски, перестилали полы. Работу делали молча, в память о святом Онуфрии. Вообще с молчанием было связано много важных обрядов. Молчали во время гаданий, лечения или совершения приворотных обрядов. 

Гром на Марию Магдалину считался в старину плохим предзнаменованием. Если слышали, что загрохотало на небе, то крестились и приговаривали: «Пошли, Господи, тихую воду и теплую росу». Наши предки с самого утра клали под подушку зубчик чеснока, а во дворе выставляли лопату. Существовало поверье, что такие нехитрые действия отведут от дома беду

Пришла пора усиленных полевых работ, и отдыхать крестьянам было некогда. Отсюда и прозвание этого дня Трофим-бессонник. Считалось, что работает Трофим вместе с мужиками в поле не покладая рук. Даже если дождь пойдет, Трофим в поле остается.

В этот день может случиться либо жара - и зерно высыплется, либо большой дождь - и оно прорастет, поэтому сжатый хлеб до этого дня еще нельзя считать своим. Наши предки обращались к святым братьям Борису и Глебу, прося у них помощи в уборке хлеба. 

Хотя дни еще стоят летние, теплые и солнечные, ночи становятся все холодней. Поэтому святую Анну и называли в народе холодной. Крестьянину было важно знать заранее, какая зима его «дет, чтобы к ней приготовиться. «Какова погода на Анну до обеда, такова зима до декабря; какова погода после обеда, такова погода после декабря». Отсюда и еще одно прозвание Анны - зимоуказательница. 

Считается, что в этот день выпадает целебная роса. С утра такая роса напитает листья и цветы и смоет пыль. А в полдень можно идти в поле, творить обряды и собирать целебную траву. На Ермолая обычно заканчивали жатву. Жатва для наших предков была одной из важнейших сельскохозяйственных работ. Перед ее началом вокруг нивы совершался крестный ход, после которого священник окроплял колосья святой водой

К этому времени появлялась первая капуста. По народному поверью, на Пантелеймона кочаны оживали. Хозяйки выходили в огород и молились Николаю Кочанову. А чтобы умилостивить святого, пекли в этот день первые пироги с капустой и раздавали их малым детям и старикам-странникам

В этот день почитали кузнецов, очень уважаемых людей на деревне. Не раз приходилось крестьянам идти к ним на поклон, ведь чинили кузнецы серпы, ладили косы, подковывали коней. Отсюда и появилась поговорка: «Прохор соху и борону ладит». 

Именем святого Каллиника в народе называли утренние заморозки, которые были нередки в это время. Крестьяне их боялись, ведь хлеба еще на нивах стоят, а ударит с утра мороз - и погубит весь урожай. Поэтому молились святому Каллинику, прося его сохранить урожай

После крещения Руси святой Сила в народном представлении соединился с древним языческим божеством Сильнобогом. Сильнобог покровительствовал крепким, ловким мужчинам и был божеством кулачных боев, драк и воинских игрищ. Также как и Сильнобог, святой Сила наделялся великой мощью. 

Первый Спас именовался мокрым, потому что в этот день отправлялись на озера и реки святить воду. После водосвятия крестьяне последний раз купались в реке.
Существовал обычай приносить 14 августа в церковь новый мед для освящения, отсюда название Спаса - медовый. Вместе с медом освящались овощи первого урожая и семена. 

Многое в крестьянском труде зависело от серпа, косы, бороны. Поэтому относились к ним не просто как к орудиям труда, а как к дорогим кормильцам. 13 августа хлеборобы кланялись бороне, благодаря ее за помощь. Считалось, что с ней надо ласково поговорить, обтереть насухо и поставить под навес

Издавна в народе святой Стефан почитался как покровитель лошадей. Посвящали святому угоднику овес и сено, а самих животных поили водой, пропущенной через серебряное сито. Верили, что такой ритуал придаст им силу и красоту, сделает добрее и послушнее и убережет от происков нечистой силы.