16 июня ждали появления южного ветра, который приносил богатый урожай яровых. Зато юго-западный ветер надолго приносил ненастья. Если начинал дуть ветер с северо-запада (гнилого угла), то, как считали наши предки, ненастий и бурь не миновать. |
|
«В канун Митрофана не ложись спать рано», - говорили в старину, потому что так же как и 16 июня, на Лукьяна, в этот день принято было заговаривать ветер: «Ветер, он все скажет, но спрашивай не торопя |
|
Согласно поверьям, в это время расцветает сон-трава, которая обладает пророческой силой и предсказывает человеку, пока тот спит, его будущее. Знахари собирали сон-траву рано утром, опускали в холодную воду и вынимали в полдень. |
|
На Иллариона необходимо было обязательно прополоть огород от сорняков, чем чище, тем лучше. |
|
Главной приметой дня был дождь, его сила. Хороший дождь был необходим в крестьянском труде, ведь не зря появились такие поговорки: «Дождь - кормилец» или «Наше счастье - дождь да ненастье». Но вот на Федота дождь означал слабый налив колоса ржи, поэтому крестьяне молились святому, прося его избавить от ненастья. |
|
В этот день чтили мастеров, копавших колодцы, - уважаемых людей на селе, которые именно на Федора Стратилата выбирали место для будущего колодца. Для этого под вечер на Федора- колодезника мастер обходил заранее присмотренные места и клал там на землю вверх дном особо заговоренную сковородку |
|
22 июня именуется днем Кирилла-солнцеворота. С этого дня крестьяне забывали о заморозках до самой осени и просили святого: «Кирилл, дай ясное, доброе лето». |
|
В народе этот день не любили - все знамения, которыми, согласно поверьям, было так богато 23 июня, шли от лукавого. Село, в котором в этот день никому ничего не привиделось, считалось благословенным Богом. Если кому-то привиделись ратники, летящие меж облаков, - быть войне |
|
В этот день наши предки загадывали об урожае ягод. Для этого шли в лес и смотрели: если земляника уже поспела, то урожай в этом году хорошим будет. |
|
В этот день наши предки славили солнце. Для этого они поднимались на самый высокий холм и обращались к светилу с поклонами и приветствиями: благодарили его за свет, тепло и просили подольше задержаться на небе, чтобы было больше солнечных дней. Во время обряда пели особые величальные песни, восхвалявшие могучее небесное светило. |
|
На Акулину в деревнях справляли гречишный праздник. Молились в этот день святой Акулине, прося о богатом урожае гречихи. В этот день иконы украшали срезанными пучками гречихи и устраивали особые угощения, где главным блюдом на столе была каша из прошлогодней гречихи. Называлась она «мирская каша» и раздавалась бедным и нищим |
|
В этот день наши предки загадывали о погоде. Дождливый день означал, что непогода еще семь недель простоять может. Если хоть на минуту, «чтобы всадник успел в седло вскочить», выглядывало солнце, то оставалась надежда на сухое лето и благополучную уборку сена |
|
Хорошие хозяева в деревнях после дня святых Вита (в народе его называли Фитом) и Амоса уже не сеяли, зато внимательно смотрели за скотиной, чтобы та не забрела на поле, где поднимаются всходы. В противном случае корову, объевшуюся зерна, «раздувало» и она погибала в скором времени: вылечить ее было практически невозможно |
|
Считается, что с Тихона и до начала июля солнце замедляет своей бег, а вместе с солнцем отдыхает от забот и трудов и сама природа. Все звери затихают и прячутся в норы, перестают петь птицы. На Тихона заканчивается молодое лето, которому на смену приходит зрелое. |
|
Считалось, что на Мануила начинается бурный рост посадок. «Все в рост пошло», - приговаривали крестьяне, выходя в поля и на огороды. Согласно поверьям, в этот день над землей поднимались «злые» белые туманы, в которых могли привидеться знакомые люди или белая корова необыкновенной красоты. |