Считалось, что с этого дня лихорадки-лихоманки оставляют свой дом на болоте и начинают бродить по белому свету, мучая людей. Согласно народным поверьям, лихорадка может ходить по земле как в сопровождении сестер, так и в одиночку. |
|
Согласно народным поверьям, 17 октября - последний день, когда лешие по земле ходят. Уже к вечеру провалятся они под землю, подгоняемые святым Ерофеем, где и проспят до следующей весны. |
|
С этого дня в деревнях устраивались вечерние засидки, на которых девушки не только развлекались, но еще и пряли. Парни на такие посиделки тоже приходили, но позднее, когда работа была уже почти закончена. |
|
Октябрь в русских деревнях был одним из самых сытных месяцев в году. К этому месяцу заканчивались все основные работы в поле, собирался урожай, корм для скотины был уже заготовлен. Отсюда и пошли присказки: «Фома - большая сума», «Фома - большие корма» и «Хлебник ломит закрома - все бери задарма». Поэтому 19 октября полагалось заполнять сусеки уже очищенным зерном. |
|
Обычно к этому времени выпадает первый снег, днем он еще тает, но ночью бывают настоящие морозы. Поэтому 20 октября называли начальником, днем начала зимы. |
|
Было принято в деревнях с этого дня рубить починок (закладывали в лесу новые пашни). Для этого определяли новое место для огнища и начинали рубить лес. Дело в том, что в древности на севере и востоке Руси почти всегда пашни устраивались на таких вот росчищах (починках). |
|
22 октября уже повсеместно начинали пилить лес и заготавливать дрова для строительства. Темнеет в конце октября рано, поэтому старались крестьяне работу закончить до захода солнца - боялись с боровиком встретиться. |
|
Все короче становились дни, поэтому говорили в народе, что Евлампий лучину расщепляет, лампу зажигает, потемки освещает. А огонь в народном представлении наряду с водой, землей и воздухом одна из основных стихий, правящих миром. |
|
Канителью на Руси называли тонкую золотую или серебряную нить для золотошвейных работ. Делать канитель долго: сначала надо протянуть, потом расплющить и скрутить. Отсюда и пошло переносное значение слова «канитель» - тянуть, мешкать |
|
Согласно поверьям, святой Андрон подметает метлой небо, очищает звезды и луну. В народе говорили: «Андрон может шестом небо достать, совком звезды почерпнуть», к нему обращались с молитвой, чтобы не закатилась звезда жизни. |
|
На улице становится все холоднее и холоднее, и в лаптях на босу ногу во двор уже не выйти. В народе Злата почиталась как искусная швея, которая помогает шить онучи (обвертки на ноги под сапоги или лапти, похожие на портянки). |
|
Отмечался в этот день праздник льна, прях и ткачих, потому что святая Параскева была их покровительницей. Женщины 27 октября надевали свои лучшие льняные платья и выходили на улицу, чтобы похвастаться своим мастерством |
|
После праздника святой Параскевы начинали трепать лен, а девушки принимались за пряжу. По поверьям, с этого же дня ночью в дома пробирается кикимора и начинает прясть оставленную пряжу или ткать, вплетая туда свое злое колдовство. Кикимора может испортить пряжу, порвать кудель (вычесанную и скрученную пряжу), спутать шерсть. |
|
Образ воина Лонгина, стоявшего на страже у Креста и Гроба Господня, в народном сознании связывается с образом сторожа, охраняющего дом от нечистой силы. Согласно поверьям, святой Лонгин стоит у ворот и не пускает нечисть во двор |
|
30 октября крестьяне убирали в сарай телеги и доставали с повети сани. Но, как правило, в это время крестьяне далеко не ездили. Дело в том, что на телегах проехать было уже нельзя из-за грязи, а крепкий снежный наст еще не образовался, поэтому и санями невозможно было пользоваться. |