В этот день проводился обряд, когда именинница (или родившаяся в этот день женщина) приносила в дом первый (или последний, если овес был уже собран) сноп овса и ставила его в бабий кут (место у печи, где хранилась домашняя утварь). |
|
В народе верили, что пророк Самуил выспрашивает у Господа хорошую погоду, которая была очень важна в сентябре. Потому что «должна земля успеть одеться в зеленя», овес-долгорост до полной зрелости дойти, да и лен с коноплей еще надо успеть убрать. |
|
Чаще всего лен убирали на Василису. Согласно народным поверьям, по льняному полю ходит голубоглазая Василиса, на голове у нее платок, а на ногах лапти. |
|
В ночь на 4 сентября крестьяне защищали деревни от проказ лешего, который в это время выходил из леса и разбрасывал сложенные в гумнах снопы. Крестьянин очерчивал вокруг себя круг, одевал наизнанку тулуп, вешал на шею ладанку, брал в руки кочергу и садился в углу своего сарая, желая напугать злобного духа |
|
С этого дня начинаются первые заморозки, отсюда и пошло название «лупенские морозы». Называли Лупа брусничником потому, что к этому времени поспевала первая брусника на болотах |
|
Согласно народным поверьям, в этот день нельзя смотреть на зарю и далеко уходить от дома. Считалось, что 6 сентября по полям и лугам катается то ли волшебный красный цветок, то ли колдовской огонь, который заманивает путника в лесную чащу |
|
«Тащит Тит последний гриб» - говорили 7 сентября в деревнях и спешили в лес, ведь наступило грибное время. Этот день был последним, когда разрешалось заготовлять грибы на соленья. Поэтому, отправляясь в лес, молились святому Титу, чтобы он больше грибов послал. |
|
Как правило, к этому дню заканчивали уборку овса с полей. Издревле в этот день было принято варить толокно - овсяный кисель. Старались его пить повсюду и весь день, чтобы толокняный дух над деревней стоял |
|
К этому дню созревала рябина, и крестьяне молились святому Кукше, чтобы урожай ягод был хорошим. Издревле существовала легенда, что святой Кукша ходит по земле с рябиновой веткой в руках и крестит ею язычников |
|
Принято было 10 сентября убирать последние снопы в скирды. Отсюда и название этого дня - скирдницы. Дело это было нелегким, поэтому на помощь призывали святых Анну, Савву и Моисея. Согласно преданиям, святая Анна осматривала скирды, помогая тем самым крестьянам |
|
В старину считалось, что этот день завершает лето и открывает осень, поэтому и говорили: «Иван постный - осени отец крестный». Этот же день считался началом бабьего лета |
|
В этот день существовал обычай завивать вместе ячменные, льняные и овсяные стебли, заговаривая ниву на будущий богатый урожай |
|
В старину верили, что в этот день собираются на болоте журавли и держат совет, какой дорогой лететь в теплые края. Отсюда название дня - «журавлиное вече». А рядом с птицами садятся болотные духи - кикиморы - и считают кости тех, кого они смогли летом в трясину затянуть |
|
Много поверий и обрядов было связано с этим днем, 14 сентября в деревнях хоронили тараканов и мух. Своими корнями этот обычай уходит еще в языческие времена и связан с почитанием Белбога - повелителя всех насекомых |
|
С этого дня скотину на вольный выпас уже не выгоняют, приговаривая: «На Федоты и Руфины не выгоняй со двора скотины: выгонишь - беду нагонишь». Старики говорили, что на овчарника Велес трубит в пастуший рог и наполняет следы от копыт целебной влагой. |