Советы начинающему автолюбителю. Много полезных советов и ответы на часто возникающие вопросы
Можно устанавливать на свой автомобиль самые совершенные сигнализации, замки и блокираторы, однако самое верное средство против раскуроченных замков и разбитых стекол - собственная осторожность. Первейшее средство сохранить машину в целости — не вводить ближних своих в искушение. Уходя, не оставляйте на виду ценные предметы, забирайте с собой приемники и магнитолы.
Расходы на годовое содержание автомобиля соответствуют примерно трети его стоимости. Разумеется, очень многое здесь зависит от интенсивности эксплуатации, состояния дорог и качества обслуживания, несколько меньше — от марки машины. Однако для обычного автомобилиста сумма получается именно такой. Если машина нужна вам не только для личных целей, но и как помощник в работе — расходы могут оказаться даже больше.
Одним из самых опасных врагов для водителей являются... эмоции! Причем любые — как положительные, так и отрицательные, которые водитель не может контролировать. Изучение событий, предшествующих 40 ДТП со смертельным исходом, проведенное американскими специалистами, показало, что 31 из 40 погибших водителей испытали незадолго до гибели эмоциональный стресс: семейную ссору, конфликт на работе и т. п.
По данным статистики, в более половины всех ДТП виновны водители со стажем менее 3 лет. Как же вести себя за рулем, если водительского мастерства еще недостаточно?
Соблюдайте правило трех НЕ:
• не совершайте продолжительных поездок;
• не злоупотребляйте движением в сложных условиях (ночью, в плотном транспортном потоке, в сильный дождь, гололед);
• не пользуйтесь автомобилем в состоянии спешки или в плохом настроении.
Возьмите полоску картона длиной 12 см, шириной 3 см и попросите кого-нибудь подержать ее так, чтобы нижний конец находился между разведенными большим и указательным пальцами вашей правой руки.
Тот, кто держит полоску, должен неожиданно для вас отпустить ее, а вам нужно ее поймать. Не успели — значит, с быстротой реакции вам не повезло. Впрочем, вы можете компенсировать это за счет умения прогнозировать опасность заранее и четко отработанных навыков управления автомобилем в критических ситуациях.
Мастерство большинства водителей, имеющих водительский стаж от 2 до 6 лет и от 25 до 60 тысяч километров пробега, в несколько раз хуже, чем им это представляется. В то же время известно, что чем выше самооценка, тем выше скорость движения, тем больше сложных маневров. Вот здесь и кроется опасность. Водитель, который себя переоценивает, может оказаться беспомощным в Критических ситуациях и находится в зоне риска.
Известно, что самой безопасной скоростью является скорость потока. Двигаясь с меньшей скоростью, вы вынуждаете прочих водителей обгонять себя. Это сложный маневр, связанный с риском ДТП. Точно так же, разгоняясь быстрее потока, вы вынуждены постоянно обгонять других водителей. Малейшая невнимательность или просто невезение могут оказаться роковыми.
Это когда кто-то резко сворачивает на вашу полосу в опасной близости от вашего автомобиля, вынуждая вас давить на тормоз, чтобы избежать столкновения. Иногда подрезавшая машина не только выскакивает на дорогу перед вами, но и резко нажимает «по тормозам», явно провоцируя аварию. Чаще всего подобное происходит, если водитель подрезавшей машины таким весьма негуманным способом решил вас за что-то «наказать».
Хороший удар в машину сзади голову, возможно, и не оторвет, но ее рывок может вызвать сильные болезненные ощущения, а то и травмы. Будет куда безопаснее, если вашу голову и шею всегда будет страховать мягкая подушечка. Кстати, в городе «догоны» одной машины другой составляют половину ДТП, так что предосторожность эта будет далеко не лишней.
На шоссе постоянная гонка, обгоны, превышение скорости дают выигрыш примерно в 2 минуты на 100 км при плотном потоке автомашин, и минут 5-6 при относительно редком движении. Зато риск попасть в ДТП при этом возрастает в 6 раз.
Помните, что при торможении двигателем у машины не загораются стоп-сигналы. В плотном городском потоке этот «пустячок» может стать причиной того, что вам в багажник врежется идущая позади машина, водитель которой не успел распознать опасность. А ведь достаточно лишь чуть-чуть нажать на педаль тормоза, чтобы предупредить идущих сзади о снижении скорости.
Тормозной путь зависит не от типа используемых тормозов, а исключительно от качества и марки установленных покрышек. Разница между дисковыми и барабанными тормозами в другом. Первые заметно легче, при их установке проще обеспечить плавность хода машины, комфортность езды. Диски лучше охлаждаются, поэтому на них можно намного чаще и сильнее «давить». Зато барабанные тормоза меньше изнашиваются — менять колодки или барабаны нужно намного реже.
В первую очередь антиблокировочная система тормозов (АБС) предназначена для сохранения управляемости автомобилем в аварийной ситуации (когда, например, испуганный водитель до упора вдавил педаль, и машина юзом летит в препятствие). АБС также поможет на скользкой дороге, когда даже легкое прикосновение к «тормозам» вызывает полную блокировку колес и беспорядочное скольжение в неизвестном направлении.
Самое лучшее панорамное зеркало будет абсолютно бесполезным, если им не пользоваться. Чтобы знать обстановку на дороге вокруг своей машины, необходимо смотреть в зеркала заднего вида каждые 10- 15 секунд в условиях спокойной езды — на шоссе, на пустынной улице, и каждые 3-5 секунд при движении в плотном потоке.
Связано это с тем, что движение автомобилей постоянно связано с распылением масла: оно разбрызгивается мельчайшими капельками из хорошо смазанных узлов и агрегатов да и просто подтекает из старых двигателей. Тончайшая масляная пленка оседает на дорожное покрытие и накапливается в его порах и выемках. С началом дождя пленка всплывает наверх, вытесняемая водой, и резко снижает коэффициент сцепления колес с дорогой. Прежде чем масляная пленка вместе с водой стечет с дороги, обычно проходит 10-15 минут.
Выезжая на участок со свежеуложенным асфальтом, мало кто вспоминает, что это смесь битума с различными наполнителями, то есть — продукт перегонки нефти, крекинга и очистки масел. На дороге это родство выливается в «потение» свежего покрытия различными масляными составляющими на протяжении примерно двух недель. Все это время свежий асфальт имеет низкий коэффициент сцепления, а при незначительном нарушении технологии он может оказаться даже более «скользким», чем настоящий лед.
На наших дорогах обочины не всегда заасфальтированы. А между тем, асфальт и щебенка дают весьма значительную разницу сопротивления качению. Еще большую опасность таит в себе рыхлый песок — колеса могут в нем просто утонуть. На практике это означает, что если вы на высокой скорости соскочите, огибая препятствие или уходя от аварии, правыми колесами на обочину, то можете ощутить очень сильный рывок машины вправо — вплоть до резкого разворота и последующего полета в кювет.
Тормозить следует или до, или после препятствия. Лишний километр скорости принесет подвеске куда меньше вреда, чем торможение, помноженное на удар. Более того, многие водители советуют над ямой уже не просто ехать «накатом», но и добавить немного газу.
Известно, что включение фар в условиях тумана, снегопада или ливня резко ухудшает видимость. Наилучший выход в таких условиях — использование противотуманных фар. На скорую руку противотуманные фары можно изготовить из обычных в течение одной минуты — для этого достаточно обычной губной помадой нанести на стекла фар частую сетку. Только вот у мужчин помада есть под рукой не всегда...
Если пользоваться такой методикой, машина станет куда меньше вилять по дороге. Чтобы не попасть в яму колесом, водителю следует хорошо представлять, где находятся колеса его автомобиля. Обычно это определяется следующим образом: представьте себе, что левое переднее колесо находится под вашей левой ногой. Проезжая препятствие, рассчитывайте траекторию движения так, чтобы левая нога оказалась немного в стороне.
Если вы поняли, что избежать аварии не удастся, в оставшиеся мгновения вам необходимо вжать себя в сиденье спиной; руками упереться в верхнюю часть рулевого колеса и чуть согнуть их в локтях. Голову нужно прижать к груди. В последний момент следует закрыть глаза — поберечь их от разлетающихся осколков. В последние доли секунды ноги со сведенными вместе коленями желательно поднять вверх и вправо.
Пассажиру, сидящему рядом с водителем, во время удара следует поднять ноги и упереть их в переднюю панель, голову склонить к груди, а руками закрыть лицо, чтобы не повредить возможными осколками стекла. Находящиеся сзади должны упереть ноги в пол или нижнюю часть передних сидений, по возможности выбросить руки вперед и упереться ими в спинку переднего сиденья.
На снегу, в грязи, в снежной каше, на мокром асфальте разница между ошипованными покрышками и аналогичными покрышками без шипов практически отсутствует. Лишь на чистом гладком льду без снега тормозной путь машины «на шипах» будет на 5-7 % короче. Зато на сухом, твердом асфальтобетонном покрытии тормозной путь машины с ошипованными колесами на те же 5-7 % длиннее, чем на автомобиле с аналогичными покрышками без шипов.
Все они происходят потому, что при обгоне машины двигаются с очень высокими скоростями, но с маленькими интервалами одна от другой. Совершая обгон, следует всегда принимать во внимание, что обгоняемый автомобиль может неожиданно вильнуть, объезжая мелкую выбоину, сместиться влево, просто расслабившись от долгой спокойной езды и не заметив вашего присутствия, резко затормозить и принять влево, чтобы свернуть на какую-нибудь узкую просеку.
Основная проблема с запуском инжектора связана не столько с особенностями его конструкции, сколько с присутствующем на подобных машинах, в большинстве случаев, катализаторов. «Умный» инжектор при запуске контролирует все параметры двигателя, готовит и поджигает строго дозированную смесь. При запуске в «принудительном» порядке он ничего толком понять не может, в цилиндры летит что попало, после чего догорает в катализаторе выхлопных газов, быстро выводя его из строя. По той же причине запуск двигателя «с толкача» запрещается и на карбюраторных двигателях, если на них установлен глушитель с катализатором.
Сизый дымок может свидетельствовать о попадании масла в камеру сгорания. Это возможно при чрезмерном износе поршневых колец или маслосъемных колпачков.
Черный дым указывает на переобогащенную смесь. Очень часто это бывает признаком неисправного или просто неотрегулированного карбюратора.
Белый дымок, испускаемый нормально прогретым мотором, указывает на пробой прокладки головки блока либо на трещину в цилиндрах или головке блока.
Если в силу каких-либо причин вы все-таки решили произвести такой рискованный маневр, как обгон справа, действуйте как можно быстрее и энергичнее. Ни в коем случае не подавайте звукового сигнала! Водитель обгоняемой машины может вполне правильно догадаться, что его обгоняют, и, желая освободить дорогу, примет именно вправо — на вас.
Нужно внести масляный щуп в пламя обыкновенной зажигалки:
• чистое, качественное масло не горит;
• масло с примесью бензина сразу ярко вспыхивает;
• если при внесении щупа в пламя появляются треск и яркие искры, значит, в масло попадает вода или иные посторонние примеси.
Плюсы. «Синтетические» масла отличаются более высокой «скользкостью» — смазывающими, противоизносными, противозадирными, проникающими качествами. У них более высокие моющие способности. Они сохраняют свою вязкость и работоспособность в значительно большем диапазоне температур, нежели «минеральные» масла. Ресурс «синтетического» масла почти вдвое превышает ресурс «минералки».
Минусы. В изношенном двигателе «синтетическое» масло, обладающее значительно большей проникающей способностью, может протекать сквозь изношенные сальники и уплотнения. Кроме того, «синтетические» масла куда легче стряхиваются с поверхности металла при детонации, а значит, на плохо отрегулированном двигателе его использование может привести к сухому трению отдельных сопряжений и их заклиниванию. Таким образом, «синтетическое» масло способно как намного увеличить ресурс нового двигателя, так и очень быстро угробить «старичка».
Причем это нужно делать, даже если машина стояла в гараже. Именно таково требование производителей автомобильных двигателей. Они считают, что, раз попав в мотор, масло начинает медленно, но не отвратимо менять свои качества — окисляться, осмоляться, загрязняться. За 12 месяцев даже самое качественное масло потеряет свои полезные свойства.
Чтобы избавиться от обмерзания стекол, достаточно перед длительной парковкой в холодное время года, заглушив двигатель и выключив отопитель, открыть на пару минут нараспашку все двери, позволив сухому и морозному воздуху окружающей среды заменить увлажненный воздух салона.
В зимнее время самым опасным местом на дороге является пространство за 40-50 м перед перекрестком. Именно там с интервалом в 2-3 минуты тормозят десятки колес при красном сигнале светофора, а потом прокручиваются, трогаясь на «зеленый». В результате в морозный день участок перед перекрестком в считанные часы «раскатывается» до состояния беговой дорожки. Естественно, остановиться в таком месте — задача не из легких. Поэтому, подъезжая к перекрестку по красному сигналу светофора, не тяните с торможением до последних секунд. Лучше заблаговременно, за 100-150 м, сбросить скорость до 10-15 км/ч и неторопливо подкатываться, имея возможность как быстро остановиться на любом покрытии, так и «с ходу» проскочить перекресток, просто нажав акселератор при разрешающем сигнале светофора.
Так называемое правило трех «Д» означает: «Дай Дорогу Дураку». Если при проезде перекрестка или во время маневрирования на дороге вы видите автомобиль, ведущий себя явно неадекватно окружающей обстановке: не соблюдающий знаки, не обращающий внимания на знаки светофора, на рядность движения и скорость потока, — лучше пропустите его, не доказывайте своей правоты ценой разбитой машины. Рано или поздно «вашему» дураку встретится на дороге другой идиот — вот пусть они потом между собой и разбираются.
Нет комментариев. Ваш будет первым!