Задачи: Закрепить знания детей о том, что здоровье зависит от нас самих. Познакомить детей с правилами поведения в лесу, с народными приметами. Совершенствовать умения и навыки при выполнении игровых заданий, эстафет и конкурсов. Прививать любовь к природе. Создавать доброе, приподнятое настроение.
Оборудование: Магнитофон, костюмы лисы, зайца, ежика, обручи — 10 шт., ягоды из поролона — 2 шт., цветы из картона: ромашки, васильки, незабудки с отрывными лепестками, косынки — 2 шт., карточки с изображением грибов — 20 шт., листы с загадками.
Словарь: Гимнастика для глаз, самолечение, растение-лекарь, отвар, смола, воск, возраст, охапки цветов.
Ведущий. Дорогие мои ребята, давайте сегодня с вами отправимся на прогулку на лесную полянку. Наше путешествие будет удивительным и познавательным. Вы узнаете много нового о деревьях, о птицах. И сами дадите советы лесным жителям. Вы согласны?
Дети. Да.
Ведущий. Ну, тогда в путь.
Идем по дорожке. (Ходьба по залу.)
Торопимся на автобус. (Бег по залу.)
Скатились с горки. (Передвижение на ягодицах.)
Пришли на полянку. (Ходьба врассыпную.)
На пути ребят встречает Ежик.
Ежик. Добрый день, девчонки и мальчишки. Вы не устали?
Дети. Нет, мы постоянно занимаемся физкультурой и сейчас нисколько не устали.
Ежик.
Я тоже люблю физкультуру
И хочу, друзья, признаться,
Что люблю я по утрам
Физзарядкой заниматься.
Что советую и вам.
Всем зарядку делать надо,
Много пользы от нее.
А здоровье — вот награда
За усердие мое.
Ну что, друзья, на зарядку становись. (Дети вместе с ежиком выполняют упражнения. Упражнения предлагают сами дети. Разминка проводится под музыку.) Ох, сколько бодрости прибавилось. Хочется играть, бегать, веселиться. А давайте соревноваться. (Дети слышат чей-то плач. Выходит лисичка, плачет.)
Ведущий. Здравствуй, лисичка, почему ты плачешь и трешь глаза своими лапками? Ой, а лапки-то у тебя такие грязные. Разве ты не знаешь, что от грязных лап твои глаза могут заболеть? Вымой лапки в речушке и послушай, что расскажут тебе ребята, как надо бережно относиться к своему зрению.
Примерные ответы:
- Если глаза устали, сделать гимнастику для глаз.
- Ежедневно умывать глаза по утрам.
- Не читать лежа на диване, кровати, кресле.
- Смотреть телевизор не более одного часа в день.
- Не смотреть телевизор слишком близко.
- Не тереть глаза грязными руками.
- Употреблять в пищу морковь, лук, щавель, помидоры.
- Если заболели глаза, идти к врачу. Самолечением не заниматься.
- Не проводить много времени у компьютера.
- Не играть с опасными предметами — ножницами, иголками, острыми предметами.
Лиса. Если честно, то все эти правила я знаю. Только вот выполнять мне их лень. Но сейчас я обязательно прислушаюсь к вам и буду выполнять эти правила. Ведь я хочу, чтобы у меня всегда глаза были здоровы. Давайте вместе сейчас сделаем гимнастику для глаз. (Дети и лисичка выполняют гимнастику для глаз.)
Гимнастика для глаз. Ребятишки вытягивают перед собой указательный палец и фиксируют взгляд на нем. Прослеживают взглядом движение пальца вверх-вниз, затем вправо- влево. Рисуют пальцем в воздухе различные предметы и прослеживают движение взглядом. В конце гимнастики постоять с закрытыми глазами несколько секунд.
Лиса. А плачу я потому, что мне одиноко. У моего друга зайчишки болят ушки, и он сидит дома.
Ведущий. А давайте позовем зайку.
Дети. Зайка, иди к нам. Не бойся нас. Мы тебя не обидим. (Выходит зайка. Уши в бинтах.)
Ведущий. Зайка, иди с нами поиграй.
Зайка. Ой, ничего не слышу. Уши болят.
Ведущий. Давай я посмотрю. (Развязывает бинт. Уши у зайки красные, влажные, в ушке — мох и веточка.) А сейчас слышишь?
Зайка. Слышу.
Ведущий. Послушай, зайчишка, чтобы ушки не болели, надо выполнять следующие правила.
- Беречь уши от попадания в них воды.
- При боли в ушах обратиться к врачу.
- Самолечением не заниматься.
- Не ковырять в ушах.
- Защищать уши от сильного шума.
- В ветреную, холодную погоду беречь уши.
- Беречь уши от попадания в них мелких предметов.
Зайка. Спасибо вам за советы. Они простые. Я буду обязательно их выполнять. Я очень хочу, чтобы у меня был хороший слух.
Ежик. Ну и хорошо, что всем хорошо. Давайте сейчас будем соревноваться. (Детей разделить на две команды. Следить за тем, чтобы в эстафетах участвовали все дети.)
Эстафета 1. «Собери ромашку». Каждый участник держит лепесток. Напротив каждой команды лежит желтый кружок (серединка ромашки). Дети по очереди подбегают к нему и прикладывают свой лепесток. Выигрывает команда, первой закончившая выполнять задание. Эстафета проводится два раза.
Эстафета 2. «Передай ягодку». Бег «змейкой» между пятью обручами. Вернуться таким же образом и передать ягодку следующему участнику в команде. Эстафета проводится два раза.
Эстафета 3. «Перепрыгни через кочки». Перед каждой командой лежат два обруча. По команде необходимо перепрыгнуть через обучи, добежать до условного места. Вернуться к своей команде, выполнив то же задание. Выигрывает команда, первой выполнившая задание. Лиса и зайка участвуют в эстафетах с детьми.
Лиса. Спасибо вам, ребята, за советы, за то, что вы помогли нам с зайкой быть вместе. Но нам хочется и вам рассказать много нового и интересного. Мы живем в лесу. В лесу много деревьев, кустарников. А какие деревья знаете вы? (Дети по очереди дают названия деревьям.) Молодцы! Много деревьев знаете. Здесь в лесу растет мое любимое дерево. Какое, как вы думаете? Я вам помогу:
Стоит, колючая как еж,
Зимою в платье летнем.
Под Новый год приходит в дом,
И песни мы о ней поем.
Дети. Ель. Елка. Елочка.
Лиса. Да, действительно, елка. Под ней я люблю прятаться от волка. Но я люблю ее не только за это. Елка — это удивительное дерево. Хотите, я вам сейчас расскажу о ней?
Дети. Хотим.
Лиса. Ель с давних времен считали особенным деревом. Люди уважали ее как символ молодости и силы. Царь Петр I в 1700 году подписал указ, в котором приказал считать началом года 1 января, встречать Новый год весельем, украшать дома хвойными деревьями или их веточками. Вот поэтому на новогодних праздниках елка — наша гостья.
С давних времен елка используется как растение-лекарь. Ее хвоя богата многими полезными для человека веществами, в том числе витамином С. При простудах помогает отвар шишек ели в молоке. А еловая смола, смешанная с медом и воском, хорошо заживляет раны.
Древесина елки используется для изготовления бумаги, музыкальных инструментов. Но елка служит не только человеку, но и птицам, животным, которые лакомятся ее семенами.
В первые годы жизни ель растет медленно. Проходит 15—20 лет, а ель вырастает только до двух метров в высоту. Ель живет долго. И к ста годам она достигает высоты 30—40 метров. Это примерно высота десятого этажа многоэтажного дома. Иголочки у елочки коротенькие и живут
Ведущий. Как интересно рассказала лисичка о елке. Зайка. Мне тоже хочется рассказать. Вы любите ходить в лес? Много времени проводите там? Послушайте, я расскажу вам о том, как растения предсказывают погоду.
Ведущий. Расскажи. Наши дети любят интересные рассказы.
Зайка. Непогода никогда не застанет врасплох наблюдательных знатоков растений: они вовремя предупредят о приближающемся ненастье.
- Если вы заметили, что на траве ранним утром блестит роса, — смело отправляйтесь в поход или просто на прогулку в лес: дождя не будет.
- Дождя не будет, и смело гулять в лесу можно и тогда, если вы заметили, что венчики полевого вьюнка или невзрачные цветочки мокрицы широко раскрыты.
- А вот если полевой вьюнок, клевер, одуванчик закрыли венчики своих цветов, то берегитесь дождя. И если вы все же собираетесь в лес, обязательно захватите с собой курточку и сапожки. Тогда вы не промокнете.
- О дожде предупредить вас могут акация и клевер. К дождю листочки акации и клевера поникнут.
- Предчувствуя приближение дождя, сильно пахнут сирень, душистый горошек, петуния.
- Листья деревьев показывают изнанку — дождь близко. Зайка. Растения могут рассказывать нам о погоде намного месяцев вперед. Замечено, что
— большой урожай рябины — к холодной зиме;
— много желудей на дубе — к теплой;
— если бурьян вырос очень высоким — зимой будет много снега;
— осенью расцвели шиповник, одуванчик — к долгой теплой осени;
— мягкую зиму обещает урожай щавеля;
— если подзадержались в лесу фибы, вспомните: поздний гриб — поздний снег, не скоро еще земля покроется пушистым белым покрывалом.
Ведущий. Спасибо и тебе, зайка, за столь интересный рассказ. Наши ребятишки обязательно запомнят, что услышали от вас. Мне понравились советы детей тебе, лисичка, и тебе, зайчишка. Мне понравились ваши интересные рассказы. А сейчас я хочу предложить детям отгадать загадки. Загадки о птицах и зверях, которые живут в лесу.
Загадки:
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк)
Под дубочком, под листочком
Свился, скрючился клубочком.
(Еж)
Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет.
(Белка)
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу?
(Медведь)
Рыжая с пушистым хвостом
Живет под кустом.
(Лиса)
Лиса. Трудное задание. Дети не справятся.
Ведущий. Наши дети обязательно справятся с этим заданием.
Дети отгадывают загадки.
Ведущий. Ну вот. Все загадки разгаданы. А сейчас я снова вам предлагаю поиграть.
Аттракцион «Составь красивый букет». На полу разложены бумажные лепестки разных цветов: ромашек, васильков, незабудок. Играют одновременно три человека. По команде участники этой игры должны выбрать лепестки своего цветка и собрать букет. Игра проводится несколько раз.
Ведущий. Красивые получились букеты. Они радуют наши глаза.
Зайка. Ребята, ответьте на мой вопрос. А можно ли из леса приносить домой охапки сорванных цветов? (Ответы детей.)
Лиса. А я знаю интересный аттракцион. Но только хочу спросить у ребят, знают ли они о съедобных и несъедобных грибах. (Ответы детей.)
Аттракцион «Собери скорей грибы» На полу разложены картинки с изображениями грибов. Играют одновременно несколько детей. У играющих завязаны глаза. Дети по команде собирают «грибы» в корзинки. Если им попадается мухомор, дети громко кричат: «Не бери его!» Для игры отводится две минуты. Побеждает участник, который больше других собрал съедобных грибов. (Игра проводится несколько раз.)
Зайка. Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу? (Ответы детей.)
- В лесу не шуметь.
- Не оставлять после себя мусор.
- Не ломать деревья и веточки.
- Не разорять муравейник и гнезда.
- Не рвать большие охапки цветов.
- Тушить после себя костер.
- Ходить по тропинкам и дорожкам.
- Не рвать, не топтать грибы.
- Не рубить деревья.
Зайка. Молодцы, ребята. Все вы знаете. Природу надо беречь. Природу надо любить.
Лиса и зайка.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь...
Все это называется природой,
Давайте же всегда ее беречь!
Зайка. Ребята, мне пора к зайчатам. Они давно меня уже заждались.
Лиса. А мне пора к лисятам. Спасибо вам, что пришли к нам в гости. Приходите к нам еще. Мы будем вас ждать.
Ведущий. До свидания, лисонька и зайка. Мы обязательно к вам еще придем. (Ребята возвращаются в детский сад.)
Сценарий физкультурного досуга в детском саду. Старшая группа
Нет комментариев. Ваш будет первым!