Тема занятия: «И осень не кончается!»
Скороговорка дня: «Варит Варя щи, Варю не ищи».
Цель занятия: систематизировать и дополнить знания об осенних дарах природы.
Оборудование и материалы: свежие овощи и фрукты, муляжи грибов; карточки с изображениями даров осени; акварель, кисти.
Предварительная работа
Во время обеда, ужина обратим внимание детей на то, из чего приготовлены различные блюда. Отметим, какие продукты являются дарами осени, в чем польза каждого из них.
Выясним значение русских народных поговорок «Лето да осень весь год кормят», «Кто осенью трудился, тот весь год сыт», «Осень — запасиха, зима — подбериха».
Чтение.
Последнее яблоко
Ветрами наземь сбитая,
Листва в саду шуршит.
А яблоко забытое
На яблоне висит.
Скрипят деревья черные
«Да падай же, пора!»
Но яблоко упорное
Опять висит с утра...
Висит оно, качается,
И осень не кончается!
Ю. Коринец
Обсудим с ребятами, почему автор пишет: «Осень не кончается». Результатом всей работы по этой теме должны стать прощальные слова, которые дети скажут уходящей Осени. Им предстоит поблагодарить Осень за все, чему они научились вместе с ней, за те дары, которые она принесла.
Часть I. Дары осени
Цели: развитие сенсорных возможностей; развитие речи; формирование навыка классификации (выбор основания классификации).
Учебная задача. Детям нужно постараться вспомнить все дары осени и выбрать самый любимый из них. Задача «спрятана» в письме, которое прислала детям Осень. Она готовит к празднику угощение и хочет знать, все ли дары осени известны ребятам и что они любят больше всего.
Беседа на тему «Полезные подарки». Рассмотрим изображения различных овощей, фруктов, грибов и ягод, созревающих осенью, вспомним, как они называются, чем полезны.
Расскажем детям о происхождении названий некоторых овощей и фруктов (по книге 3. Клепининой «Тайны окружающего мира»).
Помидор — это слово пришло к нам из Италии: «помидоро» — «золотое яблоко». Удивительно, но в одних странах помидор считают овощем, а в других — фруктом.
Обсудим, почему итальянцы так называют помидор. Чем он похож на яблоко?
Свекла и баклажан почти сохранили названия, которое им дали в тех странах, где научились их выращивать. Слово «сфеклэ» пришло из Древней Греции, а «паглыджан» — из Турции.
Картофель долгое время называли «картуфоль» от итальянского слова «тартуфоль». Это слово родилось из немецкого «эрдапфель» — земляное яблоко.
Смородина получила название за резкий запах (по-древнерусски «смород»), идущий от ее плодов и листьев.
Вишня получила свое название от слова «висьна» или «висна». Этим словом в древнерусском языке обозначали провисание длинных тонких ветвей дерева под тяжестью плодов в урожайные годы.
Черника и голубика получили названия по цвету своих плодов. Такое же происхождение имеет слово брусника — в старославянском языке красный цвет называли «бруснъ». Дети, глядя на рисунки, скорее всего, сами догадаются, как возникли названия ягод.
Дидактическая игра «Раздели на группы». Предложим детям разделить все карточки на группы. Работая в парах, нужно постараться выделить как можно больше различных групп. Помимо очевидных категорий (овощи, фрукты, ягоды, грибы), можно разделить дары осени по цвету, по форме, по месту произрастании; на те, которые ребенок пробовал, и те, что никогда не ел. Также можно выделить любимые детьми фрукты, овощи и ягоды.
Дидактическая игра «Загадки для носа». Педагог сообщает детям, что Осень решила угостить их. Но сначала нужно угадать, что она приготовила.
Обсудим с детьми, как должны загадываться и отгадываться «загадки для носа», что умеет распознавать наш нос? Скорее всего, дети догадаются, что им нужно закрыть глаза и не рассматривать, а обнюхивать предлагаемые им яства.
Для игры нужно выбирать не более 3—4 овощей или фруктов, обладающих легко уловимым и хорошо различимым запахом: свежеразрезанные яблоки, ароматные груши, морковь, капусту. Выбор «вкусных» загадок ограничен, так как приходится выбирать из того, что растет в наших краях.
Правильность отгадки можно проверить на вкус.
Игра-разминка «Овощи, в корзину!» При помощи считалки (стихотворения Ю. Тувима «Овощи» в переводе С. Михалкова) выбираются водящие для каждого тура игры. Все игроки получают карточки с изображениями даров осени. Дети свободно двигаются в игровой зоне. Педагог командует: «Овощи, в корзину!», «Фрукты, в вазу!», «Грибы, в лукошко!», «Ягоды, в лукошко!» Игрокам с соответствующими картинками нужно забежать в круг, обозначающий корзину (вазу, лукошко), минуя водящего. Водящий проверяет правильность выполнения задания. Дети, допустившие более двух ошибок, выбывают из игры.
Сначала водящего выбирают из всех игроков, затем — только из детей, которых поймали. Общую часть всех строф стихотворения дети могут произносить по памяти.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!
Вот овощи спор завели на столе —
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался неплох!
Часть II. И осень не кончается!
Цели: развитие памяти; знакомство с приемами запоминания, формирование умения передавать последовательность событий, выделять результаты работы.
Проверим, удалось ли детям запомнить основные дары осени.
Игра на развитие кратковременной слуховой памяти «Я положу в корзину». В корзину можно мысленно положить любые фрукты, овощи, грибы и ягоды. Для знакомства с игрой сначала будем не только «наполнять» воображаемую корзину, но и выставлять названные предметы в ряд. Поясним детям: для того чтобы запомнить последовательность предметов, можно представлять их себе в виде подобного ряда.
Педагог. Я положу в корзину яблоко.
Каждый последующий участник добавляет по одному предмету, называя все, что уже «лежит в корзине».
Тот, кто затрудняется продолжить, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока есть участники. Отмечается число предметов, которые дети сумели положить в корзину.
При большом числе детей в группе удобно делить всех игроков на небольшие команды (по 5—7 человек).
Итог занятия. В гости к детям приходит Осень. Дети рассказывают ей о том, как они старались вспомнить, назвать и запомнить дары осени, называют свои любимые овощи и фрукты, ягоды и грибы.
Осень напоминает о предстоящем празднике, обсуждает с детьми различные идеи по его подготовке и проведению.
Последующая работа
Овощи и фрукты, послужившие в качестве подсказок в игре «Я положу в корзину», можно использовать еще несколько раз.
Дидактическая игра «Загадки для пальчиков». Нужно постараться отличить на ощупь овощи и фрукты. Доставая из «волшебного мешочка» каждый из даров Осени, постараемся описать его, сказать, к какой группе (овощи, фрукты) он относится. Для усложнения задачи в мешочек можно положить знакомые детям овощи и фрукты, которые не растут в наших краях.
Можно сделать все загадки двойными. Первая часть загадки адресована водящему — он пытается отгадать продукт на ощупь. Вторая часть загадки — для других игроков: водящий описывает вслух обследуемый им предмет.
Рисуем натюрморт. Дети выбирают из всех даров Осени 2—3, которые им хочется нарисовать. Расположим фрукты в вазе, овощи — на тарелке, грибы — в лукошке. Вспомним, как называются картины, на которых изображены подобные композиции (натюрморты). Предложим детям рассказать, как Осень научила их получать необходимые цвета, смешивая краски. Какие краски нам понадобятся? Поможем ребятам сделать наброски и раскрасить рисунки.
Готовые натюрморты станут прекрасным дополнением к выставке детских работ.
Приготовим фруктовые и овощные салаты из даров осени.
Дидактическая игра «Что лишнее?» Основой для составления задания послужат знания детей о фруктах, ягодах, овощах, об их свойствах, местах произрастания, о способах классификации даров осени. По мере освоения правил игры должна расти сложность заданий: увеличиваться число предметов, из которых нужно выбрать лишний, количество правильных ответов, расширяться выбор признаков классификации.
Игра малой подвижности «Здравствуй, золотая Осень!» может проводиться на материале данной темы во время прогулки. Она поможет не только организовать детей, но и актуализировать знания детей о дарах осени, активизировать соответствующий словарь.
Педагог. Осень принесла нам такое множество подарков, что их хватит на целый год. Давайте их назовем.
Дети держатся за руки, идут по кругу и приговаривают:
Здравствуй, золотая Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим:
«Что в подарок принесла?»
С последними словами дети останавливаются. Тот, кто остановится напротив водящего, играющего роль Осени, должен
Ответ игрока может звучать так: «Свекла. Спасибо тебе, Осень, ведь без свеклы не сваришь борщ». Осень отвечает: «На здоровье!» «Пожалуйста», «Люблю дарить подарки» и т.д.
Правильно ответивший игрок становится водящим. Игрокам дается установка: нужно постараться не допускать повторений, называя дары осени.
Продолжаем готовиться к празднику. Объявим семейный конкурс на лучший рецепт осеннего салата. Дома родители вместе с детьми попробуют приготовить салаты по рецептам, предложенным разными семьями. Победитель выбирается самими участниками конкурса.
Детям и взрослым предлагается выбрать, кем они будут на празднике из тех зверей и птиц, которым ребята разослали приглашения. Нужно найти или придумать стихотворение, загадку (описание или пантомиму) о своем животном, подобрать соответствующий костюм. Также нужно подобрать загадки о различных дарах осени.
Экскурсию по выставке «Наша осень» для родителей, воспитателей, младших детей и гостей сада проводят сами дети.
Осенние игры для детей 2-3 лет в детском саду
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Осень
Сценарий физкультурного осеннего праздника в старшей группе детского сада «Здравствуй, Осень!»
Нет комментариев. Ваш будет первым!