Цель праздника: отметить окончание начальной школы.
Действующие лица:
Некрасов
Ломоносов
Учительница
Миша Носов
Персонажи сценки «Словам-паразитам бой!»: Настенька Мороз, Лариса.
Стена над доской оформлена шарами в виде цифры 4.
Учительница:
— Сегодня у нас замечательный день!
Весна, доцветает у окон сирень.
Готов уж сигналить последний звонок,
Ведь это последний мой с вами урок!
К нам в гости поэты сегодня пришли.
Из прошлых веков к нам дорогу нашли!
На сцену выходит Некрасов со словами:
— Я был рожден в девятнадцатом веке.
Бедно народ русский в пору ту жил.
Ну, а теперь как живут человеки?
Мне любопытно, ведь целых два века
Я на Руси, дорогой мне, не был.
(Озирается, видит Мишу Носова.)
Вижу, идет по дороге парнишка.
В сумке (такой я не видел!) есть книжки.
Сам весь нарядный, красивый на вид!
В новой рубашке, отличных штанишках,
Радостью глаз его синий горит.
Мальчик! Скажи мне, куда ты идешь?
Может, с собою меня ты возьмешь?
Миша Носов:
— Спешу в родную школу.
Сегодня день веселый,
Событие у нас: прощай, четвертый класс! Класс пятый ждет уж нас!
Некрасов:
— Четвертый класс —
Конец начальной школе.
Так что ж теперь —
Учиться ты не будешь боле?
Миша Носов:
— Откуда ты, такой смешной?
Пойдем скорее в класс со мной!
Там все ты и узнаешь.
А то ведь зря болтаешь!
Некрасов:
— Я пойду с тобой! Не бойся,
Не пугайся и не трусь.
Я люблю детей, а больше
Золотую свою Русь.
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Коль он вывел из народа
Столько славных и великих.
Я Некрасов, это знай!
А еще ты имя слышал?
Жил архангельский мужик,
По своей и Божьей воле
Был разумен и велик.
Михаил он Ломоносов.
Миша Носов:
— Слышал! А я — Миша Носов!
Что усвоил, не забуду
И учиться дальше буду.
Мне одиннадцати нет,
И до окончанья школы
Впереди еще шесть лет!
Перешел я в пятый класс.
Слышал я, поэт, о вас!
Некрасов:
— «Не без добрых душ на свете,
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву».
Ломоносов (появляясь):
— Архангельский мужик — ведь это я!
Не обо мне ли речь ведется здесь, друзья?
Я в академиях науки изучал,
Московский университет я сам создал!
Некрасов:
— Я о тебе в своем стихотворении писал!
Миша Носов:
— Я на портрете вас видал!
Ломоносов:
— О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет из стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Миша Носов:
— Что умным сказано — то мудрено.
Но что же значит-то оно?
Учительница:
— Что значит? Смысл какой найдете тут?
А то, что труд, усердие, старание,
Таланты в вас не пропадут,
И то, что родина, наука
Средь вас способнейших найдут.
Хор поет на мелодию песни «До свидания, Москва» (музыка А. Пахмутовой):
— Жажда знания — вечный источник.
Жажду знаний ничем не забить.
Жажда знаний растет с человеком.
Новым физикам, химикам — быть!
Класс бурлит, как вулкан, как пучина,
Может, есть среди нас свой Платон,
Был ведь тоже философ мальчишкой,
Классы тоже кончал в школе он.
Припев:
Нет пророков подчас,
Люди мы все, а не боги,
Троечник ты сейчас,
А потом — лучший среди нас.
Некрасов:
— Разум, мысль, постиженье науки —
Вечный двигатель, вечный процесс.
Воля, смелость, умелые руки
Движут мир, создают наш прогресс.
Ломоносов:
— Минералог, химик, физик я, риторик,
Все я испытал и все проник.
А еще я астроном, историк,
И учитель, и прилежный ученик.
Учительница:
— Хочу вас, господа поэты, попросить
Экзаменаторами в нашем классе быть,
Чтоб вы ученикам моим любимым
Смогли проверку знаний учредить.
Совсем недавно в первый класс они пришли,
И вот уже начальной школы путь прошли!
Ломоносов:
— Четыре года и число четыре...
Срок небольшой, но и немалый в нашем мире.
Цифра сия и для меня ведь что-то значит.
Все пишут обо мне, и как иначе!
Всю жизнь мою и мудрость постигают,
Четыре главных книги изучают,
Которые всю мысль мою включают.
Миша Носов:
— А что же эта цифра означает?
Ломоносов:
— О числах древняя наука есть,
Четверке в ней оказана большая честь.
Нумерологией науку называют.
Устойчивость четверка означает.
Четыре времени есть года —
Зима, весна и осень, лето.
Четыре стороны квадрат имеет,
Укажет каждая одну из сторон света:
Восток и север, запад, юг.
Четыре есть еще стихии, друг:
Воздушная среда, огонь, земля, вода.
Миша Носов:
— У козы ноги четыре,
У стола четыре ножки.
Интересно мне узнать,
Сколько ног у сороконожки.
Учительница:
— Сороконожка — это ненаучное название разных членистоногих, объединённых биологами в надкласс многоножек. Утверждается, что до сих пор не найдено ни одного существа, у которого было бы ровно сорок ног. Есть данные, что у разных видов многоножек от 30 до 40 и больше ног, причём это число может быть разным даже у особей одного вида.
Ломоносов:
— Посмотрим мы сейчас,
Какая в математике от вас отдача.
Вот для проверки вам
Нелегкая задача.
Учительница:
— Мыли ноги у реки четыре серых утки.
Рядом пели многоножки уткам прибаутки.
Захотелось многоножкам,
Четырем сороконожкам,
Вымыть свои ноги.
Опустили они в речку
Ножки без тревоги.
Стали ноги намывать.
Сколько ножек в речке стало?
Надо посчитать!
(40 х 4 + 4 х 2= 168, если допустить, что у сороконожки 40 ног, как всем и думается).
Некрасов:
— Мелькают цифры в нашей речи,
В названьях книг их часто встретишь,
Они есть и внутри стихов.
Нет счета лишь у дураков.
Проверим мы литературу.
Каких вы авторов читали?
Сейчас я строки вам прочту,
А вы ответьте, коль узнали.
Зачитываются отрывки из стихов А. Барто и С. Маршака. Задача учеников — назвать автора и произведение:
1. Будто круглые очки
У нее глазищи,
И глотает пятачки
Птица вместо пищи. (А. Барто, «Хищница»)
2. Но в квартире тишина...
Тру глаза спросонок,
Вдруг я вижу (вот те на!),
Входят пять девчонок. (А. Барто, «Ялежу болею»)
3. Индюшат (их двести сорок!)
Вводит Катя на пригорок.
Если дождь, как из ушата,
Не гуляют индюшата. (А. Барто, «У нас под крылом»)
4. Машет прутиком Илья —
Восемь уток, один я,
Куда утки, туда я. (А. Барто, «У нас под крылом»)
5. Другие дети учатся —
Я сплю до десяти!
Что из меня получится?
Таким нельзя расти! (А. Барто, «Митя-лентяй»)
6. На палубе матросы
Свистят, снуют, спешат,
На палубе матросы —
Четырнадцать мышат.
Соломенные весла
У маленьких гребцов.
Везет, везет кораблик
Полфунта леденцов. (С. Маршак, «Кораблик»)
(Можно задать ученикам математический вопрос о количестве граммов в фунте и соответственно в половине фунта.)
7. Съел теленка утром рано,
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком
И прилавок с мясником,
Сотню жаворонков в тесте
И коня с телегой вместе,
Пять церквей и колоколен —
Да еще и недоволен! (С. Маршак, «Робин-Бобин»)
8. Часы пропели девять раз
Из будочки своей.
Идет учительница в класс,
Баран идет за ней. (С. Маршак, «Мэри и баран»)
9. Много-много птичек
Запекли в пирог:
Семьдесят синичек,
Сорок семь сорок. (С. Маршак, «Птицы в пироге»)
10. Возвращался третий класс
С книжками с урока.
Видят — речка поднялась,
Разлилась широко. (С. Маршак, «Река разлилась»)
11. Три смелых зверолова
Охотились в лесах.
Над ними полный месяц
Сиял на небесах. (С. Маршак, «Три зверолова»)
12. Полдюжины булавок
От вас я не приму,
Полдюжины булавок
Нужны мне самому. (С. Маршак, «Три подарка»),
13. Он был, конечно, вратарем,
Пришел домой не скоро,
Часам примерно к четырем
Он вспомнил про озера. (С. Маршак, «Сережа учит уроки»),
14. Народ ученый в классе!
Тут знают много басен,
Тут в одну минуту
Семьсот разделят на семь! (А. Барто, «Вечером в классе»)
Некрасов:
— Как понял я, друзья мои, сильны вы в математике.
Хотел бы я проверить ваши знания в грамматике.
Проводится викторина «Мягкий знак, ты встал не так!» (см. Ниже в приложении).
Ломоносов:
— Я был не только физик, химик,
Историк, ритор, астроном.
Я нашего родного языка
Заботливым был пестуном.
Трагедии, сатиры я, поэмы сочинял,
Великий русский наш язык
Красой обогащал.
И должен всяк родной язык
Любить и уважать,
От разных сорных слов его
Стараться очищать
И грамотно писать.
Некрасов:
— Да, как сказал один поэт:
«Слова бывают разные,
Хорошие, простые,
Слова бывают праздные —
Ненужные, пустые».
Миша Носов:
— «Ненужные, пустые»...
Точнее объясни ты!
Некрасов:
— «Ну», «значит», «типа», «как бы»...
Все это — паразиты!
Проникли, влезли в нашу речь.
От паразитов-слов язык
Старайся уберечь!
Ломоносов:
— Ведь я не «как бы» был ученый,
Я жил, любил, искал, творил,
Не понарошку, а на деле
Науку я обогатил.
И ты не «как бы» ученик.
Надеюсь, в мысль мою проник?
Не «как бы» курс наук прошел,
Не «как бы», а реально ты
В класс пятый перешел!
Живешь ты, учишься, творишь.
Зачем же «как бы» говоришь?
Учительница:
— Ответьте: «как бы» есть союз иль, может быть, частица?
Должна быть чистой наша речь, и стоит повториться!
(Союз: а) употребляется в предположительном смысле, в значении «как будто»; б) употребляется в смысле недостоверного сравнения при присоединении придаточной части в сложноподчиненном предложении, в значении «как если бы». Частица: употребляется при выражении предположительности, условности высказывания, в значении «будто», «будто бы».) Разыгрывается сценка «Словам-паразитам бой!». На сцене появляются персонажи.
Учительница:
— А ну-ка, Настенька Мороз,
Ответь сейчас на мой вопрос:
У носорога рог иль нос?
Настенька Мороз:
— Э-э-э-э... гм... у... а-а-а-а... гм... носорога... гм... м-м-м-м... нос!
Учительница:
— Э-э-э, м-м-м...!
Пустое слово вам зачем?
Его не говорите!
Еще слова пустые мне
Скорее назовите!
(Ученики называют известные им слова-паразиты.)
Учительница:
— И этих паразитов из речи вы гоните!
Лариса:
— Миша Носов, зайка, учебник мне отдай-ка!
Миша Носов:
— На, возьми, Лариса. Спасибо тебе, киса!
Учительница:
— Какие нежные слова! Но тоже паразиты.
Общаясь с посторонними, из речи их гони ты!
И только близкие, в семье, допустим, мама, папа,
Сказать вам могут, например: «Сходи за хлебом, лапа!»
Ломоносов:
— В математике и русском, вижу, все вы преуспели.
А теперь хочу я, чтобы вы мне что-нибудь пропели!
Все участники праздника поют заранее подготовленную песню «Некогда стареть учителям» (музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского).
Миша Носов:
— Эту замечательную песню
Дарим вам, учитель дорогой!
За четыре этих сложных года
Стали вы нам близкой и родной.
В голову нам знания вложили,
Отдавались сердцем и душой.
Образ ваш, хоть строгий, но прекрасный
В пятый класс мы унесем с собой!
Учительница:
— Дерзайте, девчонки! Дерзайте, мальчишки! Старайтесь людьми настоящими быть. К знаньям стремитесь, людей уважайте, Учитесь дружить и любить!
Праздник заканчивается песней «Школьный корабль» (музыка Г. Струве, слова К. Ибряева).
Викторина проводится между двумя командами (по 10 человек в каждой), которые выбираются по считалке:
Мягкий знак, ты встал не тут,
Встанешь там — тебя сотрут!
Ты — туда, ты встанешь здесь,
Он — сюда, а ты не лезь!
Сначала задания выполняют участники первой команды. Результаты записываются. Затем те же задания предлагаются участникам второй команды. Никто не должен подсказывать.
1. Он учится, а вы должны учиться.
Стремится он, а вы должны стремиться.
Резвится он, а вы должны резвиться.
Он ленится, ты не должна лениться.
Он лечится, они хотят лечиться.
Могу я любоваться, а ты не должен драться!
Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
Надо, надо улыбаться, веселиться в праздник нам!
2. Сойдут снега и вновь весна к нам с птицами воротится.
3. Полезно обливаться, полезно закаляться,
Но стыдно, неприятно нам ссориться, ругаться.
4. Давайте веселиться, давайте хохотать,
Смотрите! Он резвится, и нам пора играть!
Нет комментариев. Ваш будет первым!