Чтобы ваш сад не превратился в набор случайных элементов, необходимо знать некие правила, которыми руководствуется специалист по ландшафтному дизайну. Они складывались веками. Мастера, разбивавшие сады и парки, опирались на законы природы, которые одинаковы для всех видов искусства. А сад — это тоже искусство, которому ближе всего архитектура. Поэтому речь надо вести не только и не столько о насаждениях, сколько об организации пространства вокруг, об искусстве ландшафтного дизайна. При этом важны такие понятия, как композиция, перспектива, цвет, освещенность и др.
Деревья и кустарники не должны быть хаотично разбросаны по территории. Они должны складываться в некую композицию, соотноситься друг с другом так, чтобы возникало ощущение гармонии. Для этого надо учитывать форму, величину, положение в пространстве, освещенность, цвет. Чтобы максимально удачно расположить элементы в саду, можно воспользоваться различными приемами. Например, элементы можно расположить симметрично или несимметрично, по контрасту и т.д. Все средства композиции тесно связаны между собой, но, чтобы все было предельно понятно, их следует рассмотреть отдельно.
Форма растительных элементов близка к геометрической. Если вглядеться в кроны деревьев, то их можно представить в виде пирамид, шаров и т.д. Кустарники на их фоне выглядят как плоскости. В саду присутствуют и линейные формы. Ими можно считать дорожки, бордюры.
Рассаживая деревья и кустарники, необходимо сыграть на контрасте их форм, то есть учесть признаки «большой — маленький», «низкий — высокий», «вытянутый — круглый» и т.д.
Чтобы было удобно ухаживать за деревьями, их нужно расположить по прямоугольной сетке, но, чтобы не допустить скуки, можно разбросать по саду живописные кустарники. Не бывает сада без дорожек, которые часто прямыми линиями прорезают пространство. Их можно уравновесить, например, круглыми клумбами.
Если у вас небольшой участок, то предпочтительно выбрать какую-нибудь одну плоскостную форму, например круг или квадрат. На квадратном участке газона можно расположить такой же формы площадку для отдыха. Композиция может получиться очень интересной. Но необходимо помнить, что геометрическая форма сада только тогда выполнит свою роль и подчеркнет его достоинства, когда будет поддержана другими элементами — живыми изгородями, шпалерами, газоном и т.д.
Сад должен иметь композиционный центр. Им могут стать фонтан либо фигурно подстриженные кустарники или деревья, которые одинаково хороши по углам участка, и клумбы.
Главное — они должны создавать картину строгих геометрических форм.
Не менее важны и фактура насаждений (деревьев, кустарников), характер материала, из которого выполнены дорожки, ограждения и т.д. Если мы говорим, например, о деревьях, то необходимо учитывать не только характер их крон, но и силуэты. Одним деревьям свойственна грубая фактура (например, дуб), другим — тонкая (например, береза, рябина).
Композиция сада будет намного богаче, если создавать ее с учетом цвета. При этом надо помнить, что цвет растений меняется в зависимости от сезона и их возраста. Если весной, летом и осенью общий цветовой фон складывается из цвета листьев, цветков и плодов, то ранней весной, поздней осенью и зимой преобладает цвет стволов и веток. Неизменными остаются только вечнозеленые хвойники (можжевельник, ель и др.). И конечно, все цветовое разнообразие располагается на фоне газонов, гамма которых варьируется от теплых до холодных оттенков зеленого.
Располагая растения и другие составляющие сада, необходимо помнить о законах перспективы — визуального изменения предметов в зависимости от расстояния до наблюдателя. Вам, наверное, приходилось замечать, что низкие растения на переднем плане кажутся выше, чем высокие, расположенные вдали. Это эффект линейной перспективы. Или такой феномен, как изменение цвета и четкости в зависимости от удаленности. Такое явление называется воздушной перспективой. Используя эти изменения, в саду можно создавать различные иллюзии. Например, если ваш сад не отличается огромными размерами, его можно зрительно углубить. Для этого надо расположить растения так, чтобы по мере удаления их размеры уменьшались.
Сад должен производить впечатление некоего единства, поэтому необходимо избегать навязчивой пестроты, цветового хаоса. Все должно быть подчинено либо цветовой гармонии, либо цветовому контрасту.
Еще со школы каждый знает о семи цветах спектра. Палитра сада включает более 130 оттенков цветов! Общая гамма зеленых насаждений в зависимости от времени года меняется как минимум 9 раз.
Выбирая цветовое решение сада, не следует ограничиваться оттенками собственно цветов. В дизайне необходимо использовать цвет коры, веток, листьев, плодов. Правильное применение этого принципа позволит с помощью цвета создать необходимое ощущение, например тепла, прохлады и т.п.
Конечно, цвет растительности — это не статичная величина, он постоянно находится в динамике, и каждый день и сезон вносят свои нюансы в его палитру. Но нужно постараться совместить подвижный цвет растительности с постоянным цветом деревянных и кирпичных конструкций. Поэтому подбирайте любимые цвета и оттенки и не забывайте, что новый цвет, который вы включите в общую гамму сада, слегка изменится на общем фоне.
Контрастными являются следующие цвета: голубой и красный, желтый и фиолетовый, зеленый и пурпурный. Контрастом широко пользуются для того, чтобы усилить насыщенность цветов. При этом можно увеличить количество дополнительных оттенков, например включив в цветовой круг желто-зеленый и зелено-голубой, которым контрастными будут фиолетовый и красный. Контрастные сочетания бывают гармоничными (например, перечисленные выше) и негармоничными (красный и оранжевый, синий и зеленый). Чтобы сгладить подобные контрасты, между ними вводят такие цвета, как серый, белый и др. Кроме того, гармоничными будут сочетания, различающиеся по светлоте в границах одного цвета (например, светло-голубой — голубой — ярко-синий).
Следующее понятие, с которым необходимо ознакомиться, — это светотень. С ее помощью можно подчеркнуть объем растительных композиций. В зависимости от степени и характера освещенности участка возникают различные светотеневые эффекты. Переход от света к тени связан с тем, где находится источник света — сбоку, сзади, перед предметом. Этот переход кажется более объемным, рельефным при боковом освещении. Причем цвет растений усиливается, то есть свет и цвет взаимосвязаны.
Важен и характер освещения. Оно может быть естественным и искусственным. При вечернем освещении контрастнее выглядят тени и свет, подчеркиваются контуры стволов, ветвей, изменяется цвет листьев, цветков. Естественное освещение меняется постоянно. Наблюдать какой-либо эффект можно в течение всего 30-40 мин. Это зависит и от долготы дня: чем он длиннее, тем протяженнее по времени световые иллюзии.
Цвет растений в саду не существует отдельно от цвета окружающих предметов. Очень важно это учитывать для того, чтобы колорит фона не диссонировал с общей гаммой сада, а поддерживал ее. В противном случае, кроме раздражающего воздействия, ничего не получится. Если у вас деревянный или оштукатуренный дом, то на его фоне красиво будет смотреться растительность с темными листьями.
Поблизости от дома можно посадить, например, барбарис, разбить клумбу красных роз, а барвинок с его темно-зелеными листьями послужит прекрасным фоном. Дорожки в этом случае лучше выполнить из темного материала. Если дом из красного кирпича, то следует отдать предпочтение сине-зеленым вечнозеленым елям, можжевельнику, хорош будет и лох серебристый.
Существуют три основных правила колористической гармонии. Зная и учитывая их, вы сможете составить любые флористические композиции:
- любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным;
- чем менее контрастны цвета, тем менее насыщенными они кажутся;
- чем более цвета отличаются по насыщенности и светлоте, тем более они контрастны.
Световой режим меняется в зависимости от географического пояса. В северных районах свет мягкий, он смягчает краски, углубляет садовую перспективу. Юг — это место более выраженных контрастов. Тени здесь резкие, яркость растений усиленная, визуально перспектива сокращается. На юге различается меньше оттенков, чем в средней полосе России.
Таким образом, мы кратко рассмотрели основные законы композиции, которыми необходимо руководствоваться при закладке сада. Это линейная и воздушная перспективы, цвет, свет.
Помимо законов, существуют еще и средства ландшафтного дизайна, к которым относятся симметрия и асимметрия, ритм, контраст и нюанс.
Различные элементы можно расположить в саду симметрично или асимметрично. В природе симметрия встречается очень редко. Там, где мы сталкиваемся с ней, можно сказать, что это дело рук человека с его вечным стремлением к упорядоченности. Симметрия однозначно ассоциируется с такими понятиями, как четкость, строгий ритм, постоянство, баланс. В симметричной композиции наблюдается равновесие, поэтому она кажется статичной. Каждый предмет такой композиции непременно предполагает наличие противоположного объекта, с которым устанавливается притяжение, включающее и пространство между ними. Поэтому, как только в подобной системе изменяется какой-то элемент или появляется новый, равновесие и, следовательно, симметрия нарушаются.
Асимметрия — это нечто более непредсказуемое, тонкое, видимо, поэтому и интересное. В этом случае
Асимметрия и симметрия могут наблюдаться в расположении деревьев и кустарников, самих их групп и в отдельных группах.
Но если симметрия не скрывает своей рукотворности, то асимметрия гармонично вытекает из характера самого участка, его ландшафта.
К основным средствам композиции относятся такие, как контраст и нюанс. Контраст построен на ярко выраженном различии форм, цвета, фактуры. Он отчетливо проявляется в сочетаниях типа широкий — узкий, высокий — низкий, светлый — темный, шаровидный — вытянутый и др. Известному мастеру садоводства XIX в. А. Э. Регелю принадлежат слова: «Значение контраста проистекает не из одной только любви к разнообразию, а из того, что благодаря контрасту объект выделяется лучше и яснее со всех сторон. Но первое условие контраста заключается в том, чтобы в контрастирующих объектах имелась общность характера, так чтобы противоположностями являлись цвета и формы, а не разнородность предметов. Контрастом является дерево, растущее на берегу озера или пруда, еще большим контрастом будут деревья с закругленной кроной в отношении к деревьям пирамидальной формы, контрастирует зеленая листва с серебристой, листья — с иглами и т.д. Контраст заключается в противопоставлении горизонтального перпендикулярному, гладкого шероховатому, темного светлому, вогнутого выпуклому».
Контраст призван подчеркивать разницу между элементами сада. Например, дерево будет казаться выше, если вокруг высадить более мелкие растения, скажем стелющийся кустарник. Если, наоборот, надо зрительно уменьшить дерево, следует рядом высадить несколько еще более низких деревьев. Или, например, водоем. Он может казаться маленьким прудиком среди высокой растительности, а в окружении цветов и низких кустарников он будет визуально более значительным. Если вы хотите создать нечто неординарное, используйте контраст в планировке, формах клумб, водоема или газона. Но не забывайте, что беспорядочность контраста — это иллюзия; дисгармония только тогда эффектна, когда она максимально продуманна. При этом создавать сад только на контрасте нельзя, необходимо использовать и такое композиционное средство, как нюанс. Это переход очень похожих, но чем-то различающихся красок, форм. На этом обычно строится колористическая композиция сада.
Следующим важным средством является ритм. К нему относится повторяемость некоторых элементов, например дорожек. Если они повторяются 5-7 раз, возникает ощущение ритма. Увеличивать количество повторений до бесконечности нельзя, так как в этом случае начинает проявляться монотонность, что, безусловно, утомляет.
Если, предположим, ритм вашего сада основан на повторении рядов кустарников, то во избежание однообразия надо перемежать их цветниками, фонтанами и др.
Закладывая сад, мы должны отчетливо понимать, чего ждем от этого мероприятия. Ведь сад — это не способ перекрыть пространство, чтобы не видеть соседский забор. Прежде всего, мы надеемся, что он подарит нам множество приятных ощущений, которые нам будут давать и различная на ощупь текстура растений, и прохладный камень альпийской горки, и ровная гладь искусственного озерца. Не менее важны в саду и ароматы. Поэтому, разбивая сад, необходимо предусмотреть создание таких уголков, в которых можно было бы в полной мере насладиться солнцем, светом, теплом. Каждый из них может стать элементом сада.
Не последнюю роль в этом играют ароматы, которым свойственно пробуждать, казалось бы, забытые воспоминания и чувства. Классический пример: аромат мандаринов непременно ассоциируется с Новым годом. Запахи могут влиять на настроение. Например, аромат лаванды способен пробудить ностальгию, а запах яблок подарит ощущение дома, уюта, тепла.
Надо сказать, что увлечение формой, продолжительностью цветения привело к тому, что многие растения, не отвечающие этим принципам, были вытеснены из сада.
На смену им пришли гибриды, которые насытили сад цветом в ущерб запахам. Поэтому многие сады радуют глаз, а ароматы исчезли. Правда, в последнее время наметилась такая модная тенденция, как возврат в наши сады растений из бабушкиных палисадников. К ним относятся душистый горошек, душистый табак, герань, жасмин и др.
Ароматы можно условно поделить на несколько видов:
- нежные (розмарин, мелисса, мята);
- медовые (боярышник, барбарис);
- пряные (гвоздика, герань, настурция);
- тяжелые (жасмин, нарцисс);
- сладкие (жимолость, клевер).
Для ароматных растений в саду нужно выделить полутеневые участки. Они будут хорошо смотреться вдоль дорожек, у беседок, водоемов и т.п.
Задумав «ароматный сад», помните, что нельзя сажать рядом несколько сильно пахнущих растений. Вполне может оказаться, что такие композиции дадут противоположный ожидаемому результат.
Работая над дизайном, не забудьте наполнить сад звуками. Насекомых привлекают прежде всего цветы, причем летом они выбирают цветы красных оттенков, а весной — синих.
Если позволит место, надо создать на участке водоем, например небольшой пруд или ручей. Это привлечет в сад не только насекомых, но и птиц.
Нет комментариев. Ваш будет первым!