Месяц назван так древними римлянами в честь Юлия Цезаря. На Руси его называли «липец» (т. к. в это время цветут липы), «грозовик», «страдник», «жарник», «сенозарник».
Июль — макушка лета: устали не знает, все прибирает.
Июль — краса лета, середка цвета.
Всем лето пригоже, да макушка лета тяжела.
Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам пробежал.
В июле на дворе пусто, да в поле густо.
В июле хоть разденься, а все легче не будет.
Хоть в июле душно и жарковато, а расставаться с ним жалковато.
Июль — грозник, молнии мечет, дубы калечит. Июль косит и жнет, долго спать не дает. Приметы июля:
Утром туман стелется по воде — к хорошей погоде. Если утром трава сухая — к ночи ожидай дождя.
Зеленоватая окраска луны — к наступлению сильной засухи.
Если тучи пошли по небу полосами — к дождю.
Если можно повесить ведро на рог месяца — быть суше, а если ведро падает — к дождю (по этой примете предсказывали погоду за одну — две недели вперед).
День Федула.
Федул на двор заглянул — пора серпы зубить, к жнитву готовятся загодя.
Луна рогами влево — к хорошей погоде, рогами вниз — к пасмурной.
День мученика Зосимы. Святой Зосима — покровитель пчел: цветы пчеле растит, в цветы меду наливает.
Зосима — пчелы мед припасают. Приметы этого дня:
Если пчелы торопятся к своим ульям — скоро быть дождю.
Пчелы становятся злее и чаще жалят — перед засухой.
Пчелы сидят на стенках ульев — к сильной жаре.
День священномученика Мефодия, перепелятника. Праздник охотников. Паутинный день, погодоуказатель. Пауки помогали крестьянину предугадывать погоду за два-три дня: перед непогодой они не раскидывают своих сетей, а сами уничтожают сотканную паутину и прячутся в щели. Если же пауки снова принимаются за работу, это предвещает перемену погоды к лучшему.
Были и другие приметы:
Если муравьи прячутся в кучи — жди сильного ветра, дождя, грозы.
Лягушки расквакались и по суше прыгают — перед дождем.
Если на Мефодия дождь, то будет идти сорок дней.
Радуга, в которой больше красного, облака красные до восхода солнца — к разорению; радуга зеленая — к прибыли.
Сова на доме — к безденежью.
Душно — к хорошей рыбалке.
День Аграфены-купальницы, память мученицы Агриппины. Открытие купального сезона, начало заготовки банных веников. В ночь приступали к сбору лекарственных трав, а также и ядовитых — для зелья. Накануне Ивана Купалы у трав и кореньев наибольшая целебная сила:
Аграфена — лихие коренья.
Особым уважением пользовались купальница и иван-да-марья, на них крестьяне парились в банях, чтобы смыть с себя худобу и болезни.
Репу сей на Аграфену — хороша репа будет.
На ночь под подушку клали мелкие деньги, а утром вынимали и смотрели: если «орлов» больше, то будет хорошая прибыль.
День Ивана Купалы, праздник, предшествовавший началу уборки хлебов. Имя Купалы олицетворяло летнее плодородие. Праздник этот имеет очень древнюю основу. Он распространен среди многих народов и повсюду справляется ночью. Это неудивительно: «ночь с Аграфены на Ивана» издревле считалась чудесной. Именно в эти волшебные часы деревья разговаривают друг с другом и даже переходят с места на место, а люди купаются в росе, которой приписываются самые чудодейственные свойства.
Эй, девушки, на купальню!
Ладу-ладу, на купальню!
Кто не выйдет на купальню,
Ладу-ладу, на купальню,
Ой, тот будет пень-колода,
Ладу-ладу, пень-колода!
А кто выйдет на купальню,
Ладу-ладу, на купальню,
А тот будет бел-береза,
Ладу-ладу, бел береза!
На Ивана Купалу собирали целебные травы и коренья:
Иванов день пришел — траву собирать пошел.
Иван Купала — хорошие травы.
На берегах рек и озер разжигали обрядовые костры, огонь для которых добывали непременно древним способом — трением дерева о дерево, и прыгали через них, стремясь очиститься от скверны и набраться новых, живительных сил. Каждый старался прыгнуть как можно дальше, чтобы достать свое счастье. Огонь такого костра называли живым, лесным, лекарственным, царь-огнем. Он был символическим воплощением могущественного солнца, и поклонение ему призвано было усилить плодородие земли.
У воды-моря Купала!
Играл ночью конь у Ивана
Копытом камень разбивал,
Искрой огонь разжигал.
Скачи-ка первым, конь,
Через велик огонь.
За тобой царь и царица,
И красная девица,
И миром, и пиром,
И с добрыми людьми!
В эту мочь девушки гадали на трапах: собирали двенадцать разных растений — купаленку, медвежье ушко, богатенку, разрыв-траву и обязательно папоротник и чертополох, клали букет под подушку и приговаривали: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!» После этого суженый обязательно приходил к девушке во сне, а сны в эту волшебную ночь могли быть только вещими. Можно было поступить и по-другому: положить под подушку охапку травы, а утром проверить, набирается ли в ней двенадцать разных растений. Если да — значит, скоро замуж идти. На берегу реки девушки гадали так: сплетали венок и пускали его плыть по течению. Если венок утонул — значит, суженый разлюбил.
Ой, на Ивана,
Ой, на Купала
Девушки гадали,
В воду быструю
Венки кидали.
— Скажи, водица,
Красной девице
Про жизнь молодую:
С кем век вековать?
Кого, реченька,
Любимым называть?
Долго ли жить,
По земле ходить?
Неси, речка, венок,
На другой бережок!
Особое значение в эту ночь придавали полыни. Считалось, что она отпугивает ведьм и русалок, а потому ее носили при себе, вплетали в венки и подвешивали на стены домов.
По поверьям, в ночь на Ивана Купалу в глубине леса расцветает папоротник. Его чудесный огненный цветок
Чудесная эта ночь просто дышала волшебством: неуловимые колдовские силы завораживали и привораживали, купальные огни манили в неизвестную даль, а ведьмы, лешие и оборотни буквально не давали прохода...
С утра пораньше, под впечатлением прошедшей ночи, выходили на луга косцы:
На Ивана выходи на косовицу.
До солнышка пройдешь три покоса — ходить будешь в сапогах, а не босо.
Любо-дорого было в это утро наблюдать восход солнца. Впрочем, говорят, что и в наше время 7 июля солнце, поднимаясь, переливается всеми цветами радуги и «купается» в воде — то нырнет в нее, то вынырнет... Приметы этого дня вот какие:
На Иванову ночь звездно — много грибов будет.
Сильная роса — к урожаю огурцов.
Если в Иванов день гроза, то орехов уродится мало, и будут они пустые.
Иван Купала — один из самых почитаемых в народе праздников. Значение этой важной даты многократно подчеркивается в народной поэзии:
В Иванов день цветы сильнее пахнут.
Ивановские дожди лучше золотой горы.
На Иван-день колосок, так на Ильин-день колобок.
Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана, — говорит пчела.
А еще говорят, что если в Иванов день перелезть через двенадцать «огородов» (заборов), то заветное желание непременно исполнится.
День Петра и Февронии, память благоверного князя Петра Муромского и жены его благоверной княгини Февронии — самых добрых небесных заступников вступающих в брак. Праздник всех влюбленных. В этот день не выходили торговать без жен, сестер или матерей — без женского пола будет один убыток.
Примета:
Если в этот день стоит жара, то зной не спадет еще сорок дней.
День Давида-земляничника. Поспевает земляника.
Земляника девок в лес зовет.
Собирай по ягодке — наберешь кузовок.
Одну ягодку найду,
В коробок ее кладу;
На другую посмотрю
И скорее к ней бегу;
Третью примечаю,
Четвертая мерещится.
Если в этот день положить в карман траву земляники, то можно идти занимать любую сумму — отказа не будет.
День Самсона-сеногноя, память преподобного Самсона. Крестьяне готовились к сенокосу и очень опасались дождя:
На Самсона дождь — семь недель то ж.
На Самсона дождь — до бабьего лета мокро.
Если приходило долгое ненастье, крестьяне собирались вечером за околицей и выкрикивали по ветру:
Ветер-Ветрило! Из семерых братьев Ветровичей старшой брат! Ты не дуй-ка, не секи дождем со гнилого угла, не гони трясовиц-огневиц из неруси в Русь! Ты подуй ветром теплым! Ты пролей на рожь-матушку, на яровицу-яровую лишь к поре-времени дожди теплые! Ты сослужи, буйный ветер, службу добрую — на радость мужикам-пахарям, на добрую славу!
Для сена и гречихи нужна была сухая погода, а для проса хороша была мокрая, поэтому говорили так:
На Самсона сено зелено — каша черна, сено черно — каша бела.
В этот день подготавливали к предстоящей работе косы и серпы. Второй раз пахали паровые поля:
До Петрова взорать (вспахать), до Ильина заборонить, до Спаса посеять.
В этот день читаются заговоры на домашнее благополучие. Кто постится в этот день, тот будет избавлен от одного греха.
Луна зеленая — к сильной засухе.
Петров день, или Петровки (Великий праздник Первоверховных Апостолов Петра и Павла). «Разговины», конец Петровского поста: молодежь до утра гуляла в поле, а старики собирались за столом. Пастуху выплачивалась «петровщина» — вторая из трех выплат (первая — при найме, третья — в конце сезона). Певчие птицы смолкают, с деревьев опадают первые листья, световой день заметно убавляется.
Петр и Павел час убавил.
Соловей поет до Петрова дня.
Пришел Петрок — сорвал листок.
Если кукушка перестала куковать до Петрова дня — осень затянется.
Начинается ягодное время. Завершается весенне-летний период праздников и вступает в силу страдная пора. Начинается сенокос.
Петр-Павел жару прибавил.
С Петрова дня — красное лето, зеленый покос.
В Петровки сухо, и день велик.
Всяк, кто дорос, спеши на покос.
Не то сено, что на лугу, а то, что в стогу.
Строй серпы и косы к Петрову дню — так будешь мужик.
Коли дождь в Петров день — сенокос будет мокрый.
Каково лето, таково и сено.
Красное лето — зеленый покос.
На травах роса — легче ходит коса.
На святого Петра дождь — урожай не худой, два дождя — хороший, три — богатый.
Дождь — к большому урожаю, но гнилой картошке.
Рыбаки считали апостола Петра своим покровителем, а Петров день — своим праздником, и в этот день обязательно готовили уху из свежей рыбы. Купание в Петров день смывает много грехов.
День Кузьмы и Демьяна — святых бессребреников, безмездных врачевателей. В церкви — молебны о здравии. Хорошие хозяйки, успешно справившиеся со всей работой, собирались на женский праздник — летние кузьминки.
Кузьминки — бабий праздник.
Где песня льется, там легче живется.
На березе появились желтые листья — к ранней осени.
В этот день старались не затевать никаких дел, так как считали его несчастливым.
День Андрея-наливы.
Озими в наливе, греча на всходе, а батюшка-овес до половины дорос.
Солнце играет — Бог милостив к людям; солнце в тумане — Бог гневается.
День Афанасия, память преподобного Афанасия Афонского. Месяцев праздник, особенно почитаемый стариками. Вечером месяц «играет», и увидеть это явление — счастливая примета.
Глядеть, как месяц играет — силы копить.
Месяц играет — к хорошему урожаю.
Хороши игры месяца — хорош и урожай.
Как медь желты облака — к дождю.
Из гнилого кута наволокло тучи — будет дождь.
День Авдотьи-сеногнойки. Неубранное к этому времени сено могло вовсе пропасть: дожди, начавшиеся в этот день, длятся долго.
Казанская, день великомученика Прокопия, жатвенника. Начало жатвы («зажинки»).
Прокопий — жнец, жатвеныик, жатву ржи начинает.
В этот день проводили праздник «первого снопа» — благодарили землю за урожай и с помощью обрядовых действий и заговоров стремились сберечь ее плодородную силу на будущее. Первый сноп жала старшая в семье женщина. Она выходила на работу, как на праздник — чисто одетая, убрав в доме. Из первой сжатой горсти ржи жница делала себе пояс и приговаривала:
Стань, мой сноп, на тысячу коп!
Как матушка рожь стояла год, так моя спинушка жать бы не устала!
Как соломка гибка, так бы и спина моя была гибка!
Первому снопу приписывали чудесные свойства и называли его «снопом-именинником» или «снопом-дедом», украшали цветами и лентами, торжественно несли домой и ставили в почетный угол под образа, где он находился до конца жатвы. Считалось, что он, «хозяин», выгоняет вон мух, тараканов, клопов и прочих гадов. С этого первого снопа осенью начинали молотьбу, соломой его кормили больную скотину, а зерна берегли до следующего сева как целебные для людей и домашней птицы. Этими зернами весной и сев начинали.
Прокопий-жнец зачинает рожь.
Зерно в колосу — торопись жать полосу.
Пока колос в поле — трудись подоле.
Зерно в колоске — не валяйся в холодке.
Вздохни да охни, а свое отбывай.
Жнут порою —жуют зимою.
Когда в поле жнут да косят, погоды не ждут и не просят.
В страду одна забота: не стояла бы работа.
У кого работа — у того и хлеб.
Не иди, дождик, где косят, а иди, где просят; не иди, дождик, где жнут, а иди, где ждут!
В это время поспевает черника. В жару она была лучшим лекарством от расстройства желудка.
Черница-ягода поспела — поспела и рожь.
Жатва — самое неподходящая пора для свадеб:
В жатву лентяй женится, а зуда замуж идет.
Жатва — время дорогое, никому тут нет покоя.
Пора пробовать огурцы. Самый первый из них следует закопать, чтобы другие росли дружнее.
День Ефимии-стожарницы. Сияние Стожар, т.е. Большой Медведицы, предвещало в этот день сезон удачной охоты на медведя. Самобытные сельские астрономы давно заметили, что «звезда от звезды разнствует по славе», и наиболее заметным из светил дали свои «имена»: «Вечерница» — первая вечерняя звезда, «Денница» — последняя утренняя звезда, «Чигирь-звезда» — Венера (предсказательница счастья и несчастья), «Утиное гнездо» — Плеяды, «Кичаги» — Пояс Ориона, «Становище» — Млечный Путь, «Железное колесо» — Арктический пояс.
День Прокла-плакалыцика, память мученика Прокла. Зной идет на убыль. Сено загнивает от больших рос, поэтому крестьяне спешили управиться с ним до Прокла. Однако Прокловы росы считались целебными, особенно от глазных болезней, поэтому их собирали «для очнаго врачевания».
Прокл — великие росы.
На Прокла поле от росы промокло.
Утренняя роса — добрая слеза, ею лес умывается, с ночкой прощается.
Утренняя роса и туман — к хорошей погоде.
День Гавриила (Собор Архангела Гавриила). Сухая погода сулит хорошую осень. Крестьяне, обращая взоры к небу, уговаривали:
Не иди, дождик, где косят, а иди, где просят. Не иди, дожяик, где жнут, а иди, где ждут!
Пух с осин полетел — подосиновики пошли.
Кирики-мокродырики, середина лета по старому стилю.
Не жни на Кирика и Улиту — маньяк (видение) увидишь.
В этот день обтесывают бревна, а на утро смотрят: если бревна за ночь затвердели и потемнели, то все, что из них построят, будет долговечно.
День священномученика Афиногена. Лето перешагивает знойный порог и поворачивает к осени.
Придет Афиноген с теплом да со светом — уберешься загодя со жнитвом, а явится с дождем — хлеб в снопах прорастет.
На Финогена молись солнышку — проси Бога о ведрышке.
На Афиногена пташки замолкают, задумываются.
Найти в лесу орехи, грибы или желуди — к прибыли. Найденные желуди хранят весь год.
Начинается сбор гороха. Горох из первых стручков, предварительно высушенных на солнце, хранили в шкатулке с украшениями, чтобы дома водились деньги.
0 # 14 октября 2011 в 17:45 +1 |