Июль. Народные праздники и приметы июля

Июль. Народные праздники и приметы июля

Месяц назван так древними римлянами в честь Юлия Цезаря. На Руси его называли «липец» (т. к. в это время цветут липы), «грозовик», «страдник», «жарник», «сенозарник».

ПРИМЕТЫ ИЮЛЯ

Июль — макушка лета: устали не знает, все прибирает.

Июль — краса лета, середка цвета.

Всем лето пригоже, да макушка лета тяжела.

Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам пробежал.

В июле на дворе пусто, да в поле густо.

В июле хоть разденься, а все легче не будет.

Хоть в июле душно и жарковато, а расставаться с ним жалковато.

Июль — грозник, молнии мечет, дубы калечит. Июль косит и жнет, долго спать не дает. Приметы июля:

Утром туман стелется по воде — к хорошей погоде. Если утром трава сухая — к ночи ожидай дождя.

Зеленоватая окраска луны — к наступлению сильной засухи.

Если тучи пошли по небу полосами — к дождю.

Если можно повесить ведро на рог месяца — быть суше, а если ведро падает — к дождю (по этой примете предсказывали погоду за одну — две недели вперед).

1 июля

День Федула.

Федул на двор заглянул — пора серпы зубить, к жнитву готовятся загодя.

Луна рогами влево — к хорошей погоде, рогами вниз — к пасмурной.

2 июля

День мученика Зосимы. Святой Зосима — покровитель пчел: цветы пчеле растит, в цветы меду на­ливает.

Зосима — пчелы мед припасают. Приметы этого дня:

Если пчелы торопятся к своим ульям — скоро быть дождю.

Пчелы становятся злее и чаще жалят — перед за­сухой.

Пчелы сидят на стенках ульев — к сильной жаре.

3 июля

День священномученика Мефодия, пере­пелятника. Праздник охотников. Паутинный день, погодоуказатель. Пауки помогали крестьянину предугадывать погоду за два-три дня: перед непогодой они не раскидывают своих сетей, а сами уничтожают сотканную паутину и прячутся в щели. Если же пауки снова принимаются за работу, это предвещает перемену погоды к лучшему.

Были и другие приметы:

Если муравьи прячутся в кучи — жди сильного ветра, дождя, грозы.

Лягушки расквакались и по суше прыгают — перед дождем.

Если на Мефодия дождь, то будет идти сорок дней.

Радуга, в которой больше красного, облака красные до восхода солнца — к разорению; радуга зеленая — к прибыли.

4 июля

Сова на доме — к безденежью.

5 июля

Душно — к хорошей рыбалке.

6 июля

День Аграфены-купальницы, память му­ченицы Агриппины. Открытие купального сезона, начало заготовки банных веников. В ночь приступали к сбору лекарственных трав, а также и ядовитых — для зелья. Накануне Ивана Купалы у трав и кореньев наибольшая целебная сила:

Аграфена — лихие коренья.

Особым уважением пользовались купальница и иван-да-марья, на них крестьяне парились в банях, чтобы смыть с себя худобу и болезни.

Репу сей на Аграфену — хороша репа будет.

На ночь под подушку клали мелкие деньги, а утром вынимали и смотрели: если «орлов» больше, то будет хорошая прибыль.

7 июля

День Ивана Купалы, праздник, предшество­вавший началу уборки хлебов. Имя Купалы олицетворяло летнее плодородие. Праздник этот имеет очень древнюю основу. Он распространен среди многих народов и повсюду справляется ночью. Это неудивительно: «ночь с Аграфены на Ивана» издревле считалась чудесной. Именно в эти волшебные часы деревья разговаривают друг с другом и даже переходят с места на место, а люди купаются в росе, которой приписываются самые чудодейственные свойства.

Эй, девушки, на купальню!

Ладу-ладу, на купальню!

Кто не выйдет на купальню,

Ладу-ладу, на купальню,

Ой, тот будет пень-колода,

Ладу-ладу, пень-колода!

А кто выйдет на купальню,

Ладу-ладу, на купальню,

А тот будет бел-береза,

Ладу-ладу, бел береза!

На Ивана Купалу собирали целебные травы и коренья:

Иванов день пришел — траву собирать пошел.

Иван Купала — хорошие травы.

На берегах рек и озер разжигали обрядовые костры, огонь для которых добывали непременно древним способом — трением дерева о дерево, и прыгали через них, стремясь очиститься от скверны и набраться новых, живительных сил. Каждый старался прыгнуть как можно дальше, чтобы достать свое счастье. Огонь такого костра называли живым, лесным, лекарственным, царь-огнем. Он был символическим воплощением могущественного солнца, и поклонение ему призвано было усилить пло­дородие земли.

У воды-моря Купала!

Играл ночью конь у Ивана

Копытом камень разбивал,

Искрой огонь разжигал.  

Скачи-ка первым, конь,

Через велик огонь.       

За тобой царь и царица,

И красная девица,     

И миром, и пиром,

И с добрыми людьми!

В эту мочь девушки гадали на трапах: собирали две­надцать разных растений — купаленку, медвежье ушко, богатенку, разрыв-траву и обязательно папоротник и чертополох, клали букет под подушку и приговаривали: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!» После этого суженый обязательно приходил к девушке во сне, а сны в эту волшебную ночь могли быть только вещими. Можно было поступить и по-другому: положить под подушку охапку травы, а утром проверить, набирается ли в ней двенадцать разных растений. Если да — значит, скоро замуж идти. На берегу реки девушки гадали так: сплетали венок и пускали его плыть по течению. Если венок утонул — значит, суженый разлюбил.

Ой, на Ивана,

Ой, на Купала

Девушки гадали,

В воду быструю

Венки кидали.

— Скажи, водица,

Красной девице

Про жизнь молодую:

С кем век вековать?

Кого, реченька,

Любимым называть?

Долго ли жить,

По земле ходить?

Неси, речка, венок,

На другой бережок!

Особое значение в эту ночь придавали полыни. Счи­талось, что она отпугивает ведьм и русалок, а потому ее носили при себе, вплетали в венки и подвешивали на стены домов.

По поверьям, в ночь на Ивана Купалу в глубине леса расцветает папоротник. Его чудесный огненный цветок обладает волшебными свойствами: он дарит своему обладателю безграничную власть над всеми правителями, над любыми сокровищами и даже над нечистой силой. Многие храбрецы пытались отыскать сказочный цветок в лесных чащобах, но пока это никому не удавалось.

Чудесная эта ночь просто дышала волшебством: неуловимые колдовские силы завораживали и привораживали, купальные огни манили в неизвестную даль, а ведьмы, лешие и оборотни буквально не давали прохода...

С утра пораньше, под впечатлением прошедшей ночи, выходили на луга косцы:

На Ивана выходи на косовицу.

До солнышка пройдешь три покоса — ходить будешь в сапогах, а не босо.

Любо-дорого было в это утро наблюдать восход солнца. Впрочем, говорят, что и в наше время 7 июля солнце, поднимаясь, переливается всеми цветами радуги и «купа­ется» в воде — то нырнет в нее, то вынырнет... Приметы этого дня вот какие:

На Иванову ночь звездно — много грибов будет.

Сильная роса — к урожаю огурцов.

Если в Иванов день гроза, то орехов уродится мало, и будут они пустые.

Иван Купала — один из самых почитаемых в народе праздников. Значение этой важной даты многократно подчеркивается в народной поэзии:

В Иванов день цветы сильнее пахнут.

Ивановские дожди лучше золотой горы.

На Иван-день колосок, так на Ильин-день колобок.

Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана, — говорит пчела.

А еще говорят, что если в Иванов день перелезть через двенадцать «огородов» (заборов), то заветное желание непременно исполнится.

8 июля

День Петра и Февронии, память благовер­ного князя Петра Муромского и жены его благоверной княгини Февронии — самых добрых небесных заступников вступающих в брак. Праздник всех влюбленных. В этот день не выходили торговать без жен, сестер или матерей — без женского пола будет один убыток.

Примета:

Если в этот день стоит жара, то зной не спадет еще сорок дней.

9 июля

День Давида-земляничника. Поспевает земляника.

Земляника девок в лес зовет.

Собирай по ягодке — наберешь кузовок.

Одну ягодку найду,

В коробок ее кладу;

На другую посмотрю

И скорее к ней бегу;

Третью примечаю,

Четвертая мерещится.

Если в этот день положить в карман траву земляни­ки, то можно идти занимать любую сумму — отказа не будет.

10 июля

День Самсона-сеногноя, память пре­подобного Самсона. Крестьяне готовились к сенокосу и очень опасались дождя:

На Самсона дождь — семь недель то ж.

На Самсона дождь — до бабьего лета мокро.

Если приходило долгое ненастье, крестьяне собирались вечером за околицей и выкрикивали по ветру:

Ветер-Ветрило! Из семерых братьев Ветровичей старшой брат! Ты не дуй-ка, не секи дождем со гнилого угла, не гони трясовиц-огневиц из неруси в Русь! Ты подуй ветром теплым! Ты пролей на рожь-матушку, на яровицу-яровую лишь к поре-времени дожди теплые! Ты сослужи, буйный ветер, службу добрую — на радость мужикам-пахарям, на добрую славу!

Для сена и гречихи нужна была сухая погода, а для проса хороша была мокрая, поэтому говорили так:

На Самсона сено зелено — каша черна, сено черно — каша бела.

В этот день подготавливали к предстоящей работе косы и серпы. Второй раз пахали паровые поля:

До Петрова взорать (вспахать), до Ильина заборонить, до Спаса посеять.

В этот день читаются заговоры на домашнее благополучие. Кто постится в этот день, тот будет избавлен от одного греха.

11 июля

Луна зеленая — к сильной засухе.

12 июля

Петров день, или Петровки (Великий праздник Первоверховных Апостолов Петра и Павла). «Разговины», конец Петровского поста: молодежь до утра гуляла в поле, а старики собирались за столом. Пастуху выплачивалась «петровщина» — вторая из трех выплат (первая — при найме, третья — в конце сезона). Певчие птицы смолкают, с деревьев опадают первые листья, световой день заметно убавляется.

Петр и Павел час убавил.

Соловей поет до Петрова дня.

Пришел Петрок — сорвал листок.

Если кукушка перестала куковать до Петрова дня — осень затянется.

Начинается ягодное время. Завершается весенне-летний период праздников и вступает в силу страдная пора. Начинается сенокос.

Петр-Павел жару прибавил.

С Петрова дня — красное лето, зеленый покос.

В Петровки сухо, и день велик.

Всяк, кто дорос, спеши на покос.

Не то сено, что на лугу, а то, что в стогу.

Строй серпы и косы к Петрову дню — так будешь мужик.

Коли дождь в Петров день — сенокос будет мокрый.

Каково лето, таково и сено.

Красное лето — зеленый покос.

На травах роса — легче ходит коса.

На святого Петра дождь — урожай не худой, два дож­дя — хороший, три — богатый.

Дождь — к большому урожаю, но гнилой картошке.

Рыбаки считали апостола Петра своим покровителем, а Петров день — своим праздником, и в этот день обязательно готовили уху из свежей рыбы. Купание в Петров день смывает много грехов.

14 июля

День Кузьмы и Демьяна — святых бессре­бреников, безмездных врачевателей. В церкви — молебны о здравии. Хорошие хозяйки, успешно справившиеся со всей работой, собирались на женский праздник — летние кузьминки.

Кузьминки — бабий праздник.

Где песня льется, там легче живется.

15 июля

На березе появились желтые листья — к ранней осени.

16 июля

В этот день старались не затевать никаких дел, так как считали его несчастливым.

17 июля

День Андрея-наливы.

Озими в наливе, греча на всходе, а батюшка-овес до половины дорос.

Солнце играет — Бог милостив к людям; солнце в тумане — Бог гневается.

18 июля

День Афанасия, память преподобного Афанасия Афонского. Месяцев праздник, особенно почитаемый стариками. Вечером месяц «играет», и увидеть это явление — счастливая примета.

Глядеть, как месяц играет — силы копить.

Месяц играет — к хорошему урожаю.

Хороши игры месяца — хорош и урожай.

Как медь желты облака — к дождю.

Из гнилого кута наволокло тучи — будет дождь.

20 июля

День Авдотьи-сеногнойки. Неубранное к этому времени сено могло вовсе пропасть: дожди, начавшиеся в этот день, длятся долго.

21 июля

Казанская, день великомученика Прокопия, жатвенника. Начало жатвы («зажинки»).

Прокопий — жнец, жатвеныик, жатву ржи начинает.

В этот день проводили праздник «первого снопа» — благодарили землю за урожай и с помощью обрядовых действий и заговоров стремились сберечь ее плодородную силу на будущее. Первый сноп жала старшая в семье жен­щина. Она выходила на работу, как на праздник — чисто одетая, убрав в доме. Из первой сжатой горсти ржи жница делала себе пояс и приговаривала:

Стань, мой сноп, на тысячу коп!

Как матушка рожь стояла год, так моя спинушка жать бы не устала!

Как соломка гибка, так бы и спина моя была гибка!

Первому снопу приписывали чудесные свойства и называли его «снопом-именинником» или «снопом-дедом», украшали цветами и лентами, торжественно несли домой и ставили в почетный угол под образа, где он находился до конца жатвы. Считалось, что он, «хозяин», выгоняет вон мух, тараканов, клопов и прочих гадов. С этого первого снопа осенью начинали молотьбу, соломой его кормили больную скотину, а зерна берегли до следующего сева как целебные для людей и домашней птицы. Этими зернами весной и сев начинали.

Прокопий-жнец зачинает рожь.

Зерно в колосу — торопись жать полосу.

Пока колос в поле — трудись подоле.

Зерно в колоске — не валяйся в холодке.

Вздохни да охни, а свое отбывай.

Жнут порою —жуют зимою.

Когда в поле жнут да косят, погоды не ждут и не про­сят.

В страду одна забота: не стояла бы работа.

У кого работа — у того и хлеб.

Не иди, дождик, где косят, а иди, где просят; не иди, дождик, где жнут, а иди, где ждут!

В это время поспевает черника. В жару она была лучшим лекарством от расстройства желудка.

Черница-ягода поспела — поспела и рожь.

Жатва — самое неподходящая пора для свадеб:

В жатву лентяй женится, а зуда замуж идет.

Жатва — время дорогое, никому тут нет покоя.

22 июля

Пора пробовать огурцы. Самый первый из них следует закопать, чтобы другие росли дружнее.

24 июля

День Ефимии-стожарницы. Сияние Сто­жар, т.е. Большой Медведицы, предвещало в этот день сезон удачной охоты на медведя. Самобытные сельские астрономы давно заметили, что «звезда от звезды разн­ствует по славе», и наиболее заметным из светил дали свои «имена»: «Вечерница» — первая вечерняя звезда, «Денница» — последняя утренняя звезда, «Чигирь-звезда» — Венера (предсказательница счастья и несчастья), «Утиное гнездо» — Плеяды, «Кичаги» — Пояс Ориона, «Становище» — Млечный Путь, «Железное колесо» — Арктический пояс.

25 июля

День Прокла-плакалыцика, память мученика Прокла. Зной идет на убыль. Сено загнивает от больших рос, поэтому крестьяне спешили управиться с ним до Прокла. Однако Прокловы росы считались целебными, особенно от глазных болезней, поэтому их собирали «для очнаго врачевания».

Прокл — великие росы.

На Прокла поле от росы промокло.

Утренняя роса — добрая слеза, ею лес умывается, с ночкой прощается.

Утренняя роса и туман — к хорошей погоде.

26 июля

День Гавриила (Собор Архангела Гав­риила). Сухая погода сулит хорошую осень. Крестьяне, обращая взоры к небу, уговаривали:

Не иди, дождик, где косят, а иди, где просят. Не иди, дожяик, где жнут, а иди, где ждут!

Пух с осин полетел — подосиновики пошли.

28 июля

Кирики-мокродырики, середина лета по старому стилю.

Не жни на Кирика и Улиту — маньяк (видение) уви­дишь.

В этот день обтесывают бревна, а на утро смотрят: если бревна за ночь затвердели и потемнели, то все, что из них построят, будет долговечно.

29 июля

День священномученика Афиногена. Лето перешагивает знойный порог и поворачивает к осени.

Придет Афиноген с теплом да со светом — уберешься загодя со жнитвом, а явится с дождем — хлеб в снопах прорастет.

На Финогена молись солнышку — проси Бога о ве­дрышке.

На Афиногена пташки замолкают, задумываются.

30 июля

Найти в лесу орехи, грибы или желуди — к прибыли. Найденные желуди хранят весь год.

31 июля

Начинается сбор гороха. Горох из первых стручков, предварительно высушенных на солнце, хра­нили в шкатулке с украшениями, чтобы дома водились деньги.

0 # 14 октября 2011 в 17:45 +1
В Древнем Риме  месяц Июль именовался юлиусом в честь великого римского полководца и государственного деятеля Юлия Цезаря, родившегося в этом месяце.
В старину июль называли «липец», так как на эту лору приходилось цветение липы, звали его и червецом из-за насекомых червецов, собиравшихся в это время и использовавшихся для приготовления красной краски.
Вообще, июль - самая красивая пора на Руси: месяц сочных ягод, душистых трав, ярких цветов. Недаром его называли красой года или середкой цвета.
У крестьян же в июле было много забот, поэтому и названия этого летнего месяца зачастую связывались с сельскохозяйственными работами: сеностав, сенозарник, жарник, страдник, серпень, прибириха, сенокосник, косень и т. д.