Этот месяц назван так в честь древнеримского бога войны Марса, который прежде признавался защитником мирного труда. В Древней Руси март называли «сухий», подметив бедность этого месяца осадками, а также «протальник», «капельник», «зимобор», «свистун», «пролетье».
Март — не весна, а предвесенье.
Март неверен: то плачет, то смеется.
Пришел марток — надевай семеро порток.
Март с водой — апрель с травой, май с цветами.
Март сухой да мокрый май — будет каша и каравай.
Если в марте снежок задуличами — будет урожай на огорожанину и ярицу.
Мартовский гром — к плодородию.
Если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно — лето будет сухое.
Первый гром весной — признак наступающего тепла.
Если в мартовские метели снег ложится на полях неровно, волнисто, буграми, то хорошо уродятся овощи и яровые хлеба.
Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай.
1 марта - День Маремьяны-кикиморы.
Эта ветреная особа не отличалась постоянством: под настроение могла и помочь, и навредить. В разных местностях ее представляли по-разному: то черноволосой девкой с горящими, как уголья, глазами, то уродливой старухой — женой домового или лешего. О погоде этого дня говорили так: Вздел Ярило зиму на вилы.
2 марта - День Феодора, в который ждали мороза:
И в марте, бывает, вода льдом застывает.
Иногда и март морозом хвалится.
На Федора серая ворона начинает строить гнездо.
В этот день принято молиться об отыскании пропавших людей и вещей, отчитывать от неприятностей и злых духов амбары, хранилища семян, домашний скот и всех домашних животных.
3 марта - Оттепель.
Март у матери-зимы шубу купил, а через три дня ее продал.
Устраивали банный день, предварительно наложив крестное знамение на воду и трижды прочитав заговор:
Как матушка-водица течет и обмывает все каменья и коренья, так пусть с раба Божиего все скатится и свалится, все страхи, испуги, переполохи, сколодки, порча, бессонница скатятся, свалятся за горы, за луга, за темные леса. Аминь.
В ночь на 4 марта снятся провидческие сны, которые нужно записать, но никому не рассказывать.
4 марта — Вешние обереги.
5 марта — День Льва Катанского, сильные ветры. Харитонова жена под тыном шла, семьсот рубах нашла, ветер подул — все рубахи раздул.
Хозяйки пекли кокурки — крутые колобки на коровьем масле. В этот день не советуют смотреть на звезды, «а то скатится с твоей жизни вешнее времечко под стать падающей звезде».
6 марта — День преподобного Тимофея, весновея. Выходили на завалинку старики, на печи зиму коротавшие, погреть на весеннем солнышке свои косточки.
Тимофей-весновей — уж тепло у дверей.
Весновей теплом веет — стариков греет.
Дожить до весновея, а там и зима не страшна.
По Тимофею весна.
Считалось, что с этого дня необходимо каждый день гулять на свежем воздухе.
7 марта — День Маврикия. В этот день можно увидеть первых грачей, скворцов и жаворонков. Отмечался он и первыми солнечными оттепелями.
Увидел скворца — знать, весна у порога.
Сколько жаворонков — столько и проталинок.
Рано прилетели грачи да жаворонки — к теплой весне.
Коли перелетная птица течет стаями — к дружной весне.
8 марта — День Поликарпа. С 8 по 15 марта ждали возвращения холодов.
Март любит куролесить: морозом гордится и на нос садится.
На Поликарпа пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками.
Если в этот день ясно, то и Пасха будет такая же; снег — к холодной Пасхе. Луна рогатая и яркая — еще будут сильные морозы.
9 марта — Иванов день (День обретения главы Иоанна Предтечи).
В марте птичье потенье — гнезд обретенье.
Птица завивает гнездо, а,перелетная летит из теплых мест.
Приметы этого дня:
Если выпадает снег — то и Святая неделя (Пасха) будет холодной, а если сухо, то не ожидай дождя и в Пасху.
Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне — жди лета холодного.
10 марта — День Тарасия-кумошника.
С этого дня не принято спать днем, чтобы не напала кумоха — лихорадка.
Тарас, не опрокинь на матрас!
12 марта — День Прокопа-дорогорушителя. Торжество весенней распутицы. Вездесущие ребятишки ходили в лес и на первых проталинах разыскивали прошлогоднюю «морену» — клюкву и бруснику.
Ягода клюква,
Покажись крупна,
Да подснежная,
Да валежная.
Мы тебя искали,
По кочкам скакали.
13 марта —День преподобного Василия-капельника.
Оттепель.
Придет батюшка Василий-капельник, и зима заплачет. • На Василия-теплого солнце в кругах — к урожаю.
14 марта — День Евдокии-Плющихи, названный в честь преподобномученицы Евдокии. Евдокия — весновка, свистунья, летоуказательница, В этот день (1 марта по старому стилю) Древняя Русь встречала Новый год,
С Евдокии погоже — все лето пригоже
Каковы Евдокеи, таково и лето.
Авдотья красна — и весна красна.
На Евдокию снег с дождем и теплый ветер — к мокрому лету, а мороз и северный ветер — к лету холодному.
Евдокия — замочи подол, под порогом мокро.
У Евдокии вода, у Егорья (6 мая) трава.
С Евдокии-Плющихи — первые оттепели.
День Евдокии ясный — на огурцы, капусту и грузди урожай.
Лужи на Евдокию у порога — пасечники в меду, купаться будут.
Длинные сосульки — к ранней весне.
Образ святой Евдокии слился в народном сознании с образом Весенницы — святой, которая посылает на землю весну. Если она прогневается, может задержать весеннюю воду, а потому крестьяне боялись ее и 1 марта не работали. В этот день они приносили в дом снежницу — талую водицу, умывали ею детишек, утирали больных, кропили стены, давали курам, чтобы хорошо неслись.
Пришли Евдокеи — мужику затеи: соху точить, борону чинить.
Женщины принимались за ткачество — этой работой они были заняты вплоть до посевной. Оканчивались сроки зимних наймов, начинались весенние (с Евдокии до Егория).
Евдокия-Плющиха — хранительница ключей от весенних вод. От ее настроения зависит, скоро ли начнут таять реки.
15 марта — День Федота-ветроноса, названный так в честь священномученика Феодота, епископа Киринейского. В этот день ждали оттепели и ветра.
Федот злой — не быть с травой.
На Федота занос — долго травы не будет. Евдокия-то Федота не спросила, весну снарядила. Вот и серчает этот денек.
Если в этот день случался мороз, говорили так: Федот — да не тот.
16 марта — Крестьяне крест-накрест переходили поле — приносили ветки для костра, привозили навоз. Это было нужно для того, чтобы солнце разогнало недобрую силу, согрело землю. Примечали: какова середина марта, таково и лето.
17 марта — День Герасима, названный так в честь преподобного Герасима Иорданского. В этот день ждали прилета грачей. Грачиное перо, подобранное на пахоте, считали оберегом.
Герасим-грачевник грачей пригнал.
Увидал грача — весну встречай.
Грач на горе — так и весна на дворе.
Прилетели грачи — через месяц сойдет снег, а журавли — скоро тронется лед.
Если грачи летят прямо на гнезда — будет бурная весна.
Если грачи сели в гнезда, то через три недели можно сеять.
В этот день нельзя обувать новые туфли:
Кто на Грачевника в новые лапти обуется, у того весь день будет шея скрипеть.
18 марта — День Конона-огородника, градаря. Независимо от погоды в этот день принято начинать пахать огород — по поверью, в этом случае урожай обязательно будет богатым. «Хотя бы в день Конона-Градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр, и овощу будет много», — утверждалось в старинных месяцесловах. Кроме того, самое время замочить семена капусты и помидоров для парников. Чтобы не сглазить урожай, делать это полагалось «без чужого глаза», а в колодец, из которого брали воду для семян, нужно было бросить медную денежку. В этот же день следовало подготовить парники, а в целях борьбы с огородными вредителями и засухой выкопать на огороде три лунки, приговаривая: «Одна лунка для суши, другая для мошки, третья для червей».
Конон пришел — на огород позвал.
Коли на Конона ведро — лето будет без града.
19 марта — Обходили колодцы кругами, чтобы горькими стоками не полнились, чтобы вода была чистой.
20 марта — Чинили крышу и печь.
22 марта — Сороки (день сорока мучеников Севастийских).
День сравнялся с ночью:
На Сороки день с ночью меряются, зима кончается, весна начинается.
На сорок святых прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья.
От Сорока мучеников отсчитывали сорок утренников (утренних морозов), и вдень Зосимы-пчельника (30 апреля) начинали сеять гречку.
Этот день — вторая встреча весны (первая — на Сретенье, 15 февраля). Люди радовались тому, что прошла половина Великого поста и приближается Пасха. У богини Лады, охранительницы, особенно почитаемой славянами, испрашивали разрешения закликать весну:
Благослови, мати,
Ой, мати Лада, мати,
Весну закликати.
Крестьяне считали, что в этот день из теплых краев прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. Тому, кто первым увидит его и услышит его песню, дарили булку-птицу от всей деревни. Хозяйки выпекали из ржаной муки «жаворонков» с распростертыми крыльями, глазки делали из сушеных ягод. Дети насаживали печенье на колышки или подвешивали на ниточках, выносили на улицу, подбрасывали вверх и кричали заклички:
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморила.
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостию:
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.
Весь день дети играли, водили хороводы на подтаявших лужайках, а под вечер прикрепляли печеные фигурки к веткам деревьев, прятали их под крыши домов и сараев, скармливали скоту и съедали сами. Кому из мужчин попадется «жаворонок» с запеченной монеткой — тот назначался «семейным засевальщиком», разбрасывающим первые пригоршни зерна. В Белоруссии вместо «жаворонков» пекли «аистов», в южных областях — «куликов». В некоторых местностях после принятия христианства стали готовить печенье в виде небольших крестиков, обладающих, по поверьям, большой живительной силой. В такое печенье запекали различные предметы, символизирующие богатство или бедность, счастье или неудачи. Собравшиеся за столом члены семьи одновременно разламывали доставшиеся им фигурки и гадали на свою судьбу. Дети выбегали на улицу с печеньями-крестиками и выкрикивали заклички:
Крестики, крестики, жавороночки,
Крест подают и водой обдают,
Половина-то говина перевалится,
Кадка с молоком перекатится.
Если же дни стояли морозные даже после закликания весны, то крестьяне выбрасывали на улицу специально испеченные колобки — шарики из теста — и выставляли на крыльцо миску овсяного киселя, приговаривая:
Мороз-Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся подобру-поздорову!
Таких колобков можно было испечь сорок штук и выбрасывать каждый день по одному, ежедневно напоминая забывчивому морозу о том, что пора и честь знать. Верили, что мороз, наевшись угощения, уйдет до следующего года и не станет мешать крестьянам в их весенних посевных работах. Таким образом, ритуальное выпекание хлеба призвано было способствовать новому урожаю.
Позвав весну, крестьяне начинали активную подготовку к весенним полевым работам.
24 марта — День Евфимия. Если холода к этому времени заканчивались — предстояло теплое лето.
25 марта — День преподобного Феофана,
Феофан — проломи наст.
На Феофана туман — урожай на лен и коноплю.
Если в этот день вдруг заболеет лошадь, то все лето для работы годно не будет.
26 марта — День Никифора.
На Никифора медведь в берлоге потягивается. Прилет ранних гусей — к урожайному лету. Рыбаки примечали: по последнему льду хорошо клюют плотва, окунь и язь.
29 марта — День Саввина.
На Саввина сани покинь, телегу подвинь.
Если на Саввина тепло, то весна будет теплой.
Если чайка прилетела — скоро лед пройдет.
30 марта — День Алекеея-солногрея, или Алексея теплого. День назван в честь преподобного Алексия, человека Божьего.
Алексей — с гор потоки.
На Алексея выверни оглобли из саней.
Алексей — человек Божий, зиму-зимскую на нет сводит.
Алексей — из каждого сугроба кувшин пролей.
Сверху печет, снизу течет.
Алексей — теплый — сани на поветь.
Каковы на Алексея ручьи, такова и пойма (разлив).
Если в этот день появлялись большие ручьи — ждали теплой и благоприятной весны, а с ней и хороших урожаев. Дети пускали в весенние ручейки кораблики, вырезанные из коры, и соревновались — чей поплывет быстрее.
Кораблик плывет,
Товары везет:
Все дешевые,
Все грошовые!
Смолы да вару —
На грош всего товару;
Дыму да ветру —
Ничего в трюме нету!
Дети играли в детскую весеннюю игру «Родничок»: становились друг за другом по одну сторону весеннего ручья, обхватывали друг друга руками за пояс и пели песню. Спев, боком перепрыгивали через ручей на другую сторону, мешая при этом друг другу, придерживая и стараясь столкнуть в воду. Кто из ребят коснется воды — из игры выбывает.
31 марта — День Кирилла. Окончательный переход на летние виды транспорта.
Кирилл — дери полоз.
Появление комаров в этот день предвещало тепло.
0 # 14 октября 2011 в 17:36 +2 |