Самым популярным из «больших» исторических стилей в современном постсоветском интерьере стал модерн (он же «ар нуво», он же «югендстиль»). К модерну можно относиться по-разному. Кому-то он кажется чересчур декоративным и неестественным, а кто-то находит в его причудливых линиях созвучие скрытым романтическим устремлениям. После классицизма и немеркнущего ампира он — самый востребованный стиль среди тех, кто любит роскошь и «богатство».
Для начала стоит выделить три разновидности модерна:
модерн как модернизм, модерн как общее понятие «современный» и модерн собственно как стиль архитектуры и дизайна интерьера.
Модернизм — это идейно-художественное течение в Европе начала XX века. Его представители пытались создать «искусство будущего», отвергая традиционную культуру с ее «классическими» нравственными и художественными ценностями. Модернисты провозгласили культ техногенной урбанизированной цивилизации — мегаполисов, высоких скоростей, будущего, силы и энергии. Используя пересечения, сдвиги и наплывы форм, художники пытались выразить разноплановое мироощущение современного им человека, городского жителя.
Слово «модерн» (от фр. — «современный») часто означает просто нечто модное, современное, экстрамодное. В связи с этим «модерновый» интерьер может совсем не относиться к стилю модерн, а представлять из себя набор объектов современных, модных, высокотехнологичных.
И, наконец, поговорим о стиле. Само сочетание «исторический стиль модерн» звучит несколько парадоксально, ведь, как уже упоминалось, слово «модерн» означает «современный». Стиль возник на рубеже XIX-XX веков как попытка преодолеть засилье пошлой эклектики с ее противоречием между фактурой и декором. Именно модерн первым попытался не просто механически соединить разные стили, а синтезировать их, «оживить» в соответствии с технологиями нового времени. Основа модерна — стилизация, при этом упор делается не на новые формы и мотивы, а на сочетание конструкций и объединяющий декор. Основной признак стиля — декоративность, основной мотив — вьющееся растение, основной принцип — уподобление природе. Особняки, павильоны, общественные здания эпохи модерна построены как бы «изнутри наружу», то есть внутреннее пространство определяет внешний облик. Фасады таких домов несимметричны и напоминают природные объекты, сотворенные фантазией человека. Для модерна характерны выразительные интерьеры с перетекающим динамичным пространством, изогнутыми очертаниями кованых карнизов, закругляющимися дверными и оконными проемами, богатым декором из резного дерева, цветного стекла, металла.
Художников модерна привлекало все, что трепещет, вьется, колеблется. Качества, противоположные этим, — массивность, монументальность, неподвижность, напыщенность — были им чужды. Излюбленными темами декора становятся стилизованные природные мотивы — набегающая волна, плавно изгибающийся растительный орнамент (известный под оригинальным названием «удар бича»), павлиньи перья, крылья бабочки, длинные изогнутые пряди волос, цветы (особенно тюльпаны, ирисы и орхидеи).
Главной идеей модерна была идея сотворения прекрасного, которого так мало в окружающем мире, а
Модерн впервые объединил европейские и восточные художественные традиции. В убранстве дома это
В XX веке в стиле модерн строятся и оформляются интерьеры городских особняков, дорогих многоквартирных домов, загородных вилл и дач. Форма и декор окон, дверей, лестниц становятся разнообразными и геометрически сложными. В декоре фасадов и интерьеров применяются узорная керамическая облицовка, кованое гнутое железо с растительными переплетениями в декоративных решетках и перилах лестниц. Широко применяются витражи, чаще всего с абстрактным пластичным рисунком сложных цветовых тонов и оттенков, не контрастных, а благородных сочетаний. Витражи применяются и в интерьерах в качестве межкомнатных перегородок, в проемах дверей, в технике витража делаются и абажуры светильников.
У эпохи барокко модерн заимствует гнутые ножки, добавляя свои яркие элементы — удобное сиденье и спинку с неповторимыми изгибами и динамичным рисунком
Войдя в такой дом, попадаешь как бы в диковинный водоворот: изогнутые пластичные формы рисунка на паркете, витые лестницы с кованой решеткой перил и сложным переплетением «вьющихся растений» из металла. Стены обтянуты тканью с растительным рисунком, межкомнатные перегородки в виде окон с витражами, лепной плафон в центре потолка, наборный паркет из благородного дерева. Овальные окна задрапированы тканью в тон стен, ламбрекен сложной формы повторяет рисунок на ткани. Декоративные детали из резного дуба украшают настенные светильники с матовыми плафонами, резные с тем же мотивом двери имеют вставки из стекла и бронзы. На стенах зеркала тоже в деревянных, сложной, искривленной формы, рамах. Добротная и респектабельная мебель из массива древесины с благородным декором из темной бронзы никогда не наскучит. В столовой круглый стол и удобные кресла с гнутыми спинками (рис. 22), а специальная технология обработки стекла придает окнам эффект мерцающего льда, что тоже очень соответствует «загадочному» духу модерна.
Автор: Д. В. Грожан
Нет комментариев. Ваш будет первым!