Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.
Ж.Ж. Руссо
Научить ребенка хорошо читать, наверное, самая важная задача родителей и учителей. Умение бегло читать поможет ребенку в обучении всем предметам, с которыми он столкнется в школе.
Этот вопрос со всех сторон и очень подробно рассмотрела Лера Кириллова в своей книге «Энциклопедия методов обучения чтению. Буквы, слоги, кубики...»
Поговорим о самых известных методах, с которыми мы сталкиваемся во время выбора метода обучения чтению своих детей.
Звуковой (традиционный) метод обучения чтению. Самый традиционный и известный, самый доступный метод, тот которым обучали нас с вами и наших бабушек и дедушек. Для занятий по этому методу используют буквари и азбуки, которых сейчас превеликое множество: разных авторов, разных форм и размеров.
Звуковой метод обучения чтению.
■ Знакомство ребенка с буквами и звуками.
■ Чтение сначала слогов, затем слов и предложений.
Сложность метода состоит в путанице детьми названия букв и звуков. Если ребенок маленький, то не стоит давать ему названия букв, учите его только звукам. Например, не буква «эн», а звук «Н». Если ребенок постарше, ему уже можно объяснить, что буква это то, что мы пишем, а звук — то, что мы произносим.
Через некоторое время у ребенка появляется понимание, как строятся слоги, и дальнейшее обучение становиться намного легче и быстрее.
Если вы чувствуете, что ребенку не удаются слоги, пишите ему их на разных листочках, разным цветом и размером, играйте во время занятий минут пять в игру «найди слог». Пусть ребенок из всех карточек выбирает именно тот слог, который вы ему задали. Это развивает зрительную память ребенка и поможет ему справиться с трудностями в чтении.
С этим методом все кажется привычным и понятным, а какие методы обучения чтению существуют еще?
Метод Гленна Домена задуман так, чтобы научить ребенка читать с пеленок. Для этого используются карточки с написанными на них красным цветом словами. В ходе занятий родители быстро показывают ребенку карточки и только дают пояснение, что на них написано. Карточек нужно очень много, а занятия проводятся короткие, но по несколько раз в день, по специальной схеме, разработанной Гленом Доменом. После слов начинают показывать словосочетания, потом предложения. И ребенок начинает читать.
Этот метод способствует развитию феноменальной памяти ребенка. Но есть и минус, связанный с грамотностью, потому что в русском языке нужно уметь разбивать слова на слоги, выделять части слова (корень, приставка, суффикс и окончание), на этом основываются все законы правописания русского языка.
Этот метод лучше подходит для изучения английского языка, да и был создан для него. Запомнив один раз образ слова, ребенок в дальнейшем правильно его пишет.
Метод Николая Зайцева. Метод обучения чтению Николая Зайцева основан на игре. Не учиться, а играть! Играть в яркие кубики и петь песенки. Наверное, этот метод, которым можно научить его читать дома, самый интересный для ребенка.
Зайцев считает, что азбука вредна для ребенка. По методике Николая Зайцева дети учатся сначала писать, складывать слова и потом только читать. Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад.
Склад — это пара из согласной и гласной или из согласной и твердого или мягкого знака, или это может быть — одна буква. Из них легко складываются слова.
Что же собой представляют кубики Зайцева?
В набор «Кубики Зайцева» входят 52 кубика: большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые. Есть один белый кубик со знаками препинания. Кубики бывают разных цветов и с разными наполнителями и буквы тоже пишутся разным цветом.
Метод обучения чтению Николая Зайцева очень хорош и имеет множество плюсов, одни из них: быстрое чтение, грамотность (в грубейших ошибках, таких как ЖИ-ШИ или ЧУ-ЩУ, ребенок не ошибется), также развивается мелкая моторика.
Минусы в этом методе, безусловно, тоже есть. Ребенку трудно делить слово по составу (корень, приставка, суффикс и окончание). И еще очень разнятся со школьной программой цветовые буквенные обозначения, что смущает детей и путает. Ну, и еще один минус, который стоит отметить, — это цена кубиков. Конечно, их можно изготовить и самим, но это достаточно трудоемко и требует много времени.
Метод П.В. Тюленева «Читать раньше, чем ходить». Тюленевым был разработан метод обучения чтению ребенка сразу, как только он родился, метод интеллектуального развития детей — МИР.
Обучение по этому методу проходит с помощью методических пособий, разработанных П.В. Тюленевым. Это специальные изображения букв, геометрических фигур и т. д. Этот метод основывается на том, что ребенок с первых дней запоминает образы слов, что в дальнейшем и научит его читать.
Обучение проходит и во время кормления, когда ребенок учится ползать, купается и т. д. Потому что вокруг ребенка создается развивающая среда, которая позволяет учить его не переутомляя и не заставляя его учиться.
Дети, которые учились по методу Тюленева, в два-три года уже могли на слух печатать на компьютере слова, так как писать карандашом детям в этом возрасте труднее, чем нажимать на кнопки.
П.В. Тюленев написал книгу «Читать раньше, чем ходить», где выделил чтение как показатель развития человека. Именно чтение способствует получению информации и ускоренному развитию.
Метод Марии Монтессори направлен не только на чтение, с помощью его можно развить мелкую моторику, логику, мышление, научить ребенка писать и считать.
Очень важно, по мнению Монтессори, создать вокруг ребенка обучающую среду, где ребенок сможет обучаться сам. Нужно уловить момент, когда он захочет учиться читать, как правило, это с четырех до шести лет. Тогда обучение пойдет легко и без принуждения.
Что же вам потребуется для того, чтобы использовать для обучения ребенка метод Марии Монтессори?
Главное нужно создать обучающую среду — уголок русского языка, где будут лежать карточки с изображением предмета и его названием, а также бумага для письма, карандаши, доска для письма с мелками, буквы, которые можно потрогать, провести по ним пальчиками, зажать в руке, почувствовать букву.
Можно поставить там поднос с крупой, чтобы на нем писать буквы и рамки-вкладыши, разработанные самой Монтессори. И еще все то, что, по вашему мнению, способствует обучению.
По методике Монтессори вы быстро научите ребенка читать гладко, не концентрируясь на буквах и слогах.
Нет комментариев. Ваш будет первым!