Уважаемые родители, представьте, что вы любители живописи и хотите украсить стены своей квартиры, кабинета необыкновенными живописными фантазиями, но переживаете, что на эти шедевры у вас не хватит денег.
Мы предлагаем вам украсить стены картинами художника, который растет в вашей семье.
Вашему ребенку не исполнилось и годика? Вы удивляетесь, как можно рисовать раньше, чем говорить, а управляться с кистью раньше, чем орудовать ложкой?.. Возможно ли такое? Вполне! Ведь любой ребенок в том или ином возрасте рисует.
Вам только надо направить творческую энергию вашего чада в нужное русло.
А для этого необходимо освоить методику развития младенческого творчества кандидата медицинских наук Марии Владимировны Гмошинской.
Эта методика не сложна в исполнении и имеет множество положительных моментов.
Среди великого разнообразия методик раннего развития есть и такие, которые дают возможность с грудного возраста приобщить малыша к искусству живописи и научить его выплескивать свои чувства и эмоции на бумагу. В Европе мамы со своими младенцами очень часто занимаются так называемым грудничковым рисованием. Для Украины и России это пока в новинку, но интерес к такого рода занятиям у родителей растет. Эту методику нельзя назвать обучающей, поскольку в ней нет учителя как такового: ребенок творит, а вы, родители, занимаете позицию наблюдателя и координатора. Может быть, именно поэтому такие занятия доставят огромное удовольствие и вам, мамам-папам, и малышу. Причем ваша задача не сделать из младенца выдающегося художника, а гармонически развивать малыша. Такие ранние занятия рисованием будут способствовать развитию мелкой моторики, которая в последующем даст толчок развитию речи вашего малыша, формированию правильной речи, психики, воображения, внимания, памяти.
Приобщать кроху к прекрасному вам следует с 6—7 месяцев при условии что малыш научился устойчиво сидеть. Почему?
Во-первых, практика показывает, что начинать рисовать лучше всего именно в шестимесячном возрасте, когда у малыша уже достаточно окрепла спинка. Можно и позже, но не раньше, потому что в раннем возрасте малыш еще физически к этому не готов.
Во-вторых, к шести месяцам вашему ребенку уже не достаточно простого внимания с вашей стороны. Ему необходимо что-то делать вместе с вами. В этом возрасте вы, взрослые, привлекаете младенца благодаря вашему умению действовать с предметами.
В-третьих, именно в этом возрасте ваш кроха начинает в полной мере открывать для себя окружающий мир, у него появляется стремление к познанию и первым открытиям. Во многом знакомство с окружающей действительностью происходит за счет его тактильных ощущений.
И еще: ребенок до года может начать «рисовать» очень активно, но может включиться в процесс «рисования» не с первого, а со второго-третьего занятия.
Краски-друзья. Вы, конечно, зададите важный вопрос — а не вредно ли ребенку, такому маленькому, знакомиться с красками? Ведь в этом возрасте познание мира происходит, как правило, через рот, и малыш любую добычу, будь то игрушка или краска, непременно захочет попробовать на вкус. Вам не стоит волноваться. Рисовать вашему грудничку лучше всего специальными детскими безопасными красками, которые не вызывают аллергии и легко отмываются с одежды и нежной кожи младенцев. Такие гипоаллергенные краски вы можете найти в специализированном детском магазине или в канцелярском магазине. Это краски в больших баночках с широким горлышком (фирмы SES, Stilla), в которые ваш художник будет опускать пальчики, а затем уже на бумаге ставить кляксы, точки и отпечатки. В случае попадания в рот в незначительном количестве такая краска не будет вредной для детского здоровья.
Для детей меньше года можно использовать:
❧ нетоксичную гуашь;
❧ пальчиковые краски (учитываем, что у них другая консистенция, и рисунки будут выглядеть несколько иначе, чем нарисованные гуашью).
Для детей старше года:
❧ мягкие фломастеры (толстые, на водной основе);
❧ цветные (восковые) мелки;
❧ масляная пастель;
❧ гуашь (отечественного производства, сертифицированная, нетоксичная; акварельные краски на меду не годятся, так как могут вызвать аллергию у ребенка).
Работа с красками проводится за письменным столом. Недопустимо использовать для работы с красками обеденный стол, так как ребенок с первого занятия рисованием должен понимать, что краски есть нельзя.
Важно помнить о том, что, если малыш тянет краску в рот, вы должны показать ему, что так делать нельзя. Строгим голосом скажите: «Это не едят». Ваш ребенок по интонации поймет, что его действия неправильны. Но не кричите на него, потому что он может испугаться и больше не захотеть рисовать.
Новая жизнь старых обоев. В качестве основы для рисования вашему малышу потребуется плотная бумага большой площади — ватман. Ватман — раздолье для самовыражения Малыша. Ведь чем шире просторы, тем больше возможностей У вашего ребенка для творчества. Ребенку грудного возраста вообще не достаточно размера листа A3, А4, так как мелкая Моторика и координация движений еще не достаточно развиты, и кроха измажет краской все, что вокруг него.
Если лист ватмана уже заполнен, а малыш еще хочет рисовать, не жалейте бумагу. Поверьте, ваш творец за одно занятие может создавать до четырех картин.
В качестве более дешевого, удобного для использования и хранения аналога можно купить рулон самых недорогих и плотных обоев. После каждого рисования и последующей просушки его можно скатывать и использовать, пока он не закончится. Так же вы успешно можете использовать старые плакаты. Позже пригодится и цветная бумага или цветной картон.
На первых этапах бумагу можно разложить на полу, тем самым предоставив малышу много места для перемещений. Перед началом занятий застелите пол полиэтиленовой пленкой. Заниматься рисованием с грудничком желательно на полу (только если пол теплый). Если возможности проведения занятий на полу нет, можно использовать маленькие стульчик и столик.
Старшего малыша, у которого уже более развита моторика рук, можно переместить за стол. Лучше всего подойдет письменный стол, предварительно накрытый клеенкой, желательно однотонной, чтобы ярким рисунком не отвлекать малыша от рисования.
Пальчики-кисточки. Для вашего малыша до года кисточки вообще не нужны, так как он будет рисовать пальчиками и всей ладошкой.
После года для своего юного художника вы можете приобрести кисточки № 10, 22, 24. Кисточка может испугать малыша, поэтому сначала вам следует поиграть с ней, погладить ею руку ребенка, предложить ему погладить кисточкой бумагу. Можете попросить малыша провести по листу бумаги сначала сухой кисточкой, а затем мокрой.
Обратите внимание ребенка на то, что мокрая кисточка оставляет след. Только после этого предложите ему краски.
В 1,5 года, после овладения техникой рисования (пальцами, кистью, рукой), ваш ребенок попытается создать свою технику рисования (рисование карандашом по краске, размазывание красок с помощью крышек, раскатывание краски по бумаге карандашом).
Униформа живописца. И не забудьте про специальную униформу, которую не жалко привести в негодность, поскольку занятие рисованием не из аккуратных. Пусть это будут вещи, о которых вы не будете жалеть. Они должны не стеснять движений малыша и быть ему комфортными. Обязательно объясняйте ребенку, что вы собираетесь делать. Можно использовать фразы: «у всех художников есть специальная одежда. И мы с тобой сейчас тоже переоденемся» или «Мы с тобой сейчас будем рисовать, поэтому надо надеть специальный костюм для рисования». Обязательно покрывайте головку начинающего живописца тоненькой шапочкой или платочком. Продумайте, в чем будете и вы.
Для совместного творчества вам лучше всего подойдут:
• старые брюки, старая футболка;
• одежда, которая легко стирается и которую не жалко испортить. Одежда малыша:
• старые кофточки, футболки, ползунки;
• для детей, которым уже исполнился год, можно сшить специальные фартуки и нарукавники для рисования;
• косынка или шапочка на голову.
Комната-студия. Детской студией может стать любая комната в вашей квартире с большим количеством дневного света, отсутствием ковров и сложных в уборке поверхностей. Заниматься рисованием вашему малышу нужно днем, когда в комнате много дневного света. Рисовать вечером не желательно, чаще всего малышу уже достаточно впечатлений, полученных за день. И вообще, к концу дня всем детям свойственно уставать физически и эмоционально.
Перед тем как ваш малыш начнет рисовать, необходимо прежде всего подготовить комнату для занятий. У вас все Должно быть под рукой для творчества юного художника.
Хорошее настроение — залог удачного творчества.
Важным Условием ваших занятий с малышом является позитивное психоэмоциональное состояние. Вы и ребенок должны находиться в хорошем настроении, быть выспавшимися и сытыми. Не проводите занятия, когда ребенок болен или у него режутся зубки.
Не удивляйтесь, но от вашего самочувствия и настроения зависят творческие успехи малыша. При недостаточной вашей активности, усталости, плохом настроении малыш может отказаться от рисования. А вот если юное дарование будет чувствовать, что вы тоже увлечены и его рисование вызывает у вас интерес, восторг, то тогда пределу его творчества не будет конца.
Комната и принадлежности для работы готовы. (Для первого занятия хватит одного-двух разложенных листов и двух-трех цветов краски.) У вас и малыша чудесное настроение. Можно начинать. Откройте баночки с краской. Пусть малыш запустит ручки в баночку. Вполне возможно, что сначала кроха будет мять в ручках лист бумаги, сжимать краску в кулачке, растирать, медленно размазывать по бумаге и по себе. (Здорово, что вы к этому подготовились!) Малыш не сразу будет ставить кляксы и оттиски ладошек на бумажной основе. Постепенно он поймет, что его ручки, вымазанные в краске, оставляют отпечатки на листе. Вот тогда и начнется самое интересное. Когда малыш осознает взаимосвязь между своими движениями и отпечатком на бумаге, он начнет постигать разные «техники» — размазывание по листу, хлопанье ладошкой или кулачком, постановка штрихов пальчиком и даже пяточками. Вначале это будут отдельные хлопки по бумаге, естественно, с возрастом техника рисования изменится, ваш малыш начнет рисовать ритмично, четкими хлопками.
Со временем, когда у ребенка разовьется более четкая координация движений, весь процесс рисования станет заметно организованнее и четче.
Не ожидайте, что уже на первом занятии ваш малыш начнет активно рисовать. Дайте ему познакомиться с новым занятием, войти во вкус. Интерес у ребенка появится, скорее всего, на третьем-четвертом занятии.
Пусть ваше первое занятие, когда малыш знакомится с краской, будет длиться не долго — от трех до пяти минут, в зависимости от заинтересованности малыша. К году продолжительность ваших занятий может возрасти в 10 раз.
Пусть кроха сам выберет цвет для рисования. Специалисты рекомендуют не применять для первых занятий красную краску, так как у нее очень интенсивный, насыщенный цвет. Красную краску вводят через три-четыре занятия.
Используйте жидкую нетоксичную гуашь, которую не нужно разводить водой. Воду для рисования не используйте, так как малыш может не только перевернуть стаканчик, но и выпить его содержимое.
Контролируйте, чтобы деятельность малыша не стала слишком бурной, называйте цвета и, конечно же, восторгайтесь творениями вашего юного художника. Разговаривайте с ребенком и, когда он будет пробовать краски на вкус, объясняйте ему, что краски не для того, чтобы их есть, показывайте, что можно с ними делать.
✏ И самое главное, во время занятий вы должны очень внимательно следить за эмоциональным состоянием малыша и его реакцией на процесс рисования. Если малыш начинает капризничать или проказничать, пытаясь перевернуть краску, для вас это четкий сигнал: занятие нужно заканчивать.
Вы и сами не заметите, как активно включитесь в творческий процесс и будете рисовать с малышом простейшие фигурки на одном листе. Сопровождать этот процесс можно рассказыванием сказок о тех фигурках, которые появляются на бумаге. Какие фигурки рисовать? Это могут быть геометрические фигуры, лесенки, дождик, солнышко, домик, еловая веточка и т. д. Рисуя, четко называйте предмет и цвет, который был использован вами или малышом.
После года можете предложить малышу для рисования кисть. Причем с первых шагов необходимо приучать кроху правильно держать и вести кисть. Для этого рекомендуется вести ручку ребенка, вдвоем рисовать одной кистью. На этом этапе ваш ребенок может осваивать акварельные краски. Пить цветную водичку ему, конечно, еще заманчиво, но он уже понимает, что делать этого нельзя.
У вас существует огромное количество способов оживить ваши занятия, привнести в них элемент волшебства. Так, если вы на чистом листе нарисуете какую-нибудь фигурку парафиновой свечой, то, когда малыш раскрасит этот лист, фигурка проявится. Можно на каракули малыша наклеить вырезанные фигурки животных. А если на сырую, только что нанесенную краску посыпать соль, то получатся необыкновенно красивые разводы. Дети учатся смешивать краски и получать новые цвета. Позже в арсенал крохи вы можете добавить масляные мелки, мягкие фломастеры, ввести лепку и аппликацию.
Итак, уважаемые родители, если вы заинтересовались этой методикой и решили активно ее использовать в процессе воспитания вашего маленького чуда, тогда, скорее всего, уже к двум годам ваш малыш научится в собственной манере изображать те или иные предметы и называть нарисованное. И будьте уверены, что к этому времени у вас на стене не останется места, свободного от произведений вашего маленького гения. Вполне возможно, что и у вас эти занятия пробудят страсть к живописи. Так что начните, пока не поздно, и получите исключительное удовольствие от занятий по методике Марии Гмошинской.
Нет комментариев. Ваш будет первым!