Е. А. Баратынский
* * *
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поёт
Заздравный гимн весне.
А. Блок «На лугу»
Леса вдали виднее,
Синее небеса.
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звончее
Над лугом голоса.
Весна идёт сторонкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен голос звонкий
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна...
С. козлов «Апрель»
Ах, капель, капель, капель,
Золотая карусель!
К нам в кораблике бумажном
По ручью приплыл Апрель.
Вопросы для обсуждения
• Послушай стихотворение Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..». Что ты представил, когда слушал это стихотворение? О какой весне говорится в нём — о ранней или поздней? Почему ты так думаешь? Расскажи, какой становится природа, согретая теплом весны. С каким чувством автор говорит о приходе весны? Какие образы стихотворения показались тебе самыми красивыми? («На крыльях ветерка, ласкаясь к солнечным лучам, летают облака...», «взревев, река несёт на торжествующем хребте поднятый ею лёд...», «в яркой вышине незримый жаворонок поёт заздравный гимн весне...».) Как ты понимаешь строки стихотворения: «Взревев, река несёт на торжествующем хребте поднятый ею лёд!..»? О каком природном явлении в нём говорится? Как ты понимаешь выражение: «Незримый жаворонок поёт заздравный гимн весне...»? Если бы ты был художником, какую картину ты нарисовал бы к этому стихотворению?
• Послушай стихотворение А. Блока «На лугу». Тебе интересно было его слушать? О каком времени годы говорит поэт в своём стихотворении — о ранней или поздней весне? Какой образ находит автор, чтобы передать первые признаки весны? («Синие небеса».) Как ты понял это выражение?
• Ты помнишь, чем стихотворение отличается от рассказа? Ты мог бы доказать, что это произведение А. Блока — стихотворение? (В стихотворении есть напевность, ритмичность, музыкальность, рифма.) Попробуй пропеть, протянуть стихотворные строчки и увидишь, что это стихотворение напевное, музыкальное. Ты знаешь, что такое рифма, рифмующиеся слова в стихотворении? (Рифма — это одинаково оканчивающиеся слова (созвучия слов) в окончаниях стихотворных строк. Рифма придаёт благозвучие стихотворению, подчёркивает музыкальность стиха, его ритм.) Найди здесь рифму, рифмующиеся слова. («Небеса» — «полоса», «она» — «весна».)
И. 3. Суриков «В ночном»
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла.
Топот в поле раздаётся:
То табун коней в ночное
По лугам несётся.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят.
Мужички сторожевые
Улеглись под лесом
И заснули... Не шелохнет
Лес густым навесом.
Всё темней, темней и тише...
Смолкли к ночи птицы;
Только на небе сверкают
Дальние зарницы.
Кой-где звякнет колокольчик,
Фыркнет конь на воле,
Хрупнет ветка, куст — и снова
Всё смолкает в поле.
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый.
И какие-то все в белом
Тени в поле ходят...
Детям боязно — и дети
Огонёк разводят.
И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную
Далеко и ярко.
С. Козлов «Июнь»
— Здравствуй, птенчик!
Клюнь! Клюнь!
На крыльце сидит Июнь.
Пахнет сеном, сенокосом,
Солнцем, утренней росой,
На рассвете точит косу,
По росе идёт босой.
И парного молока
По утрам полна река.
С. Козлов «Июль»
Я к Июлю прихожу,
На густой траве лежу,
Глажу волосы Июлю
И в глаза ему гляжу,
— Он такой зеленоглазый! —
Дома вечером скажу.
С. Козлов «Август»
Август, Август!
Кабачок
Лёг на грядке на бочок,
И бычок в тени улёгся,
И бегут куда-то вдаль
Облака,
И речка вьётся...
Но чего-то очень жаль.
Я. Аким «Лето»
Хочешь поглядеть на лето?
В лес пускают без билета.
Приходи!
Грибов и ягод
Столько —
Не собрать и за год!
А у речки, а у речки
С удочками человечки.
Клюнуло!
Смотрите — щука!
Щуку на берег втащу-ка.
Хорошо, устав от зноя,
По росе скакать в ночное,
Кашу на костре сварить,
До утра проговорить...
Вопросы для обсуждения
• Послушай стихотворение Я. Акима «Лето». Расскажи, каким ты увидел лето, слушая это стихотворение. Это стихотворение весёлое или грустное? Какие слова помогли тебе это понять? Как ты думаешь, почему люди говорят, что лето смеётся, а осень плачет?
А. Н. Майков «Осень»
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу...
С холоду щёки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
В. Берестов «Урок листопада»
А дальше, ребята, урок листопада.
Поэтому в класс возвращаться
не надо.
Звонок прозвенит, одевайтесь скорей
И ждите меня возле школьных
дверей,
И парами, парами следом за нею,
За милой учительницей своею,
Торжественно мы покидаем село.
А в лужи с лужаек листву намело.
Глядите! На ёлочках тёмных
в подлеске
Кленовые листья горят, как
подвески,
Нагнитесь за самым красивым
листом —
В прожилках малиновых на золотом.
Запомните все, как земля засыпает,
Как ветер листвою её засыпает.
В. Берестов «Листопад»
Быть может, первый листопад
Встречает этот клён.
Свой самый праздничный наряд
Подставил ветру он.
Надеты на его сучки
Шесть листьев вырезных.
Они красны и широки,
Совсем как у больших.
Н. А. Некрасов
* * *
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд не окрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар, лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Вопросы для обсуждения
• Послушай стихотворение А. Н. Майкова «Осень». О чём это стихотворение? Какую картинку ты представлял, когда его слушал? О какой осени рассказывает автор — о ранней или поздней? О каких приметах ранней осени говорится в этом стихотворении? Это стихотворение грустное, печальное или светлое, спокойное? Какие слова в стихотворении создают это настроение? («Любо в лесу мне бежать».)
• Тебе понравилось стихотворение И. Токмаковой «Дуб»? Что ты представляешь себе, когда слышишь следующие строки?
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый,
• В этом стихотворении поэт описывает дуб, как будто он живой. Ты можешь вспомнить примеры таких описаний? Если бы ты был художником, какую иллюстрацию нарисовал бы к этому стихотворению?
А. С. Пушкин
* * *
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег.
Л. Чарская «Зима»
Кто в пуховой шубке белой
Лёгкой поступью и смелой
Вышел в час утра?
На кудрях её пушистых
Много блёсток золотистых,
Много серебра.
Эти локоны седые,
Крупно в кольца завитые,
Бьются о плечо.
На губах зари багрянец,
На щеках живой румянец
Пышет горячо.
Рукавичкою взмахнула —
Раз! Куда бы ни взглянула,
Застлан бел ковёр...
Новый взмах — и речка стала,
Та, что звонко лепетала
С давних пор.
Кверху руку поднимает —
Вмиг деревья накрывает
Чистым серебром.
По вершинам бродят взоры —
И роскошные узоры
Вытканы кругом!
Эта белая шубейка
Всем знакома, чародейка, —
Матушка-зима.
С лёгкой поступью небрежной,
С пеленою белоснежной, —
Вот она сама!
Припасайте ж в эту пору
Снеговую, детки, гору,
На реке каток,
Благо солнечный и ясный,
Чуть морозный, но прекрасный
Выдался денёк!
С. Козлов
* * *
Мне приснились
Морозы,
Мне приснилась
Зима —
Ледяные
Берёзы,
Голубые
Дома.
В белом облаке
Пара,
В мёрзлом звоне
Саней —
Лебединая
Пара
Белогривых
Коней.
Сруб колодца
Малинов.
А заглянешь
в ведро —
От серебряных
Льдинок,
Как от рыбок,
Пестро.
Вопросы для обсуждения
• Послушай стихотворение С. Козлова «Мне приснились морозы...». Герою стихотворения нравится зима или она вызывает у него грусть? Почему ты так думаешь? Какие необыкновенные образы находит автор, чтобы показать красоту зимы? Какие цвета есть у зимы? С чем сравнивает автор белогривых коней? Попробуй представить себе белогривых коней такими, чтобы они походили на лебедей. Расскажи, какими ты увидел коней в своём воображении. (Они красивого снежно-белого цвета, у них длинные, изогнутые, как у лебедей, шеи, их бег так же стремителен, как движение лебедей по воде.) Какое ещё сравнение есть в стихотворении? (Серебряные льдинки в воде похожи на серебристых рыбок.) Как ты думаешь, почему автор называет льдинки серебряными? Они сделаны из серебра? Какой образ в стихотворении показался тебе самым красивым, самым необыкновенным?
Стихи на зимнюю тему для детей 5-7 лет
Стихи о весне для детей 6-7 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!