Становится все теплее, солнце все сильнее пригревает, и лед у прорубей начинает оттаивать. А так как там крестьяне зимой поили скотину и стирали белье, то вся грязь и нечистоты всплывают на поверхность |
|
Согласно церковным преданиям, жестокий римский император Нерон велел бросить святую Фотинию в колодец. Поэтому в день памяти мученицы вода, взятая из колодца, считалась святой и наделялась чудодейственной силой |
|
Лихорадки, вышедшие из лесов, болот и рек на Тарасия-кумашника (10 марта), продолжали мучить людей. Поэтому крестьяне молились об избавлении от недуга не только святой Фотинии, но и святому Фоме. |
|
Свое прозвище «теплый» Василий получил за то, что в это время на всей территории России уже заметно теплело, а солнечником Василия называли потому, что в этот день по солнцу загадывали о будущем урожае. Если во время восхода вокруг солнца виднелись красные круги, то год обещал быть плодородным |
|
В этот день полагалось очищать дом от мусора, а вместе с ним от бед и нечистой силы. Первым делом разводили во дворах костры, на них сжигали старую солому, которой были набиты матрасы. |
|
В этот день было принято молиться, готовясь к святому празднику Благовещения. Крестьяне из далеких деревень отправлялись в села, чтобы посетить на Благовещение церковь. |
|
Наши предки говорили, что Благовещение - самый большой праздник и на небесах, и на земле. Верили, что в этот день Сам Господь благословляет землю на плодородие, поэтому полагалось либо накануне Благовещения, либо в сам праздник относить в церковь семена для освящения. |
|
Считалось, что в этот день сам Архангел Гавриил спускался на землю и ходил меж людей, выслушивая их заветные желания. И если желание было добрым, то он его обязательно исполнял, нужно было лишь немного подождать. |
|
Этот день называют Матрена-настовница и настовица за то, что в это время случались сильные утренние заморозки и на земле образовывался ледяной наст. А в некоторых областях России настовицами называли пигалиц, или чибисов, которые обычно прилетали в это время на Руси. |
|
Согласно поверьям, это был последний день, когда собранные в прошлом году цветы мать-и-мачехи обладали целебной силой. Знахари собирали мать-и-мачеху на Степана (15 августа) и сплетали из их цветов венок, который назывался степановский. |
|
Cвое название «берещение» этот день получил за то, что в это время начиналась заготовка бересты и березового сока (собирать его можно было только две недели в году). В старину верили, что этот сладковатый напиток может излечить чуть ли не от всех болезней. |
|
В этот день было принято печь особое печенье, которое сверху украшалось небольшими полосками теста так, чтобы узор напоминал лестницу с двенадцатью ступеньками. Такое печенье освящалось в церкви, а потом крестьяне угощали им причтов (церковнослужители одного прихода), а остатки раздавали нищим |
|
В древности славяне, отвоевывая у леса земли под пашни, занимались подсечно- огневым земледелием. Для этого земледельцы вырубали заранее намеченный участок леса, а поваленные деревья поджигали. |
|
Этот день называли в старину «Марья - зажги снега, заиграй овражки», тем самым указывая на всеоживляющее действие солнечного света. К этому времени у крестьян обычно заканчивался запас капусты, поэтому апрельские щи назывались пустыми. Отсюда и пошло одно из названий этого дня - Марья - пустые щи. |
|
В это время в крестьянских домах запасы обычно подходили к концу: впереди было голодное время. Поэтому 15 апреля называли «бесхлебица», «бескормица». К тому же имя Поликарп ассоциировалось с вороньим карканьем, а эти птицы издревле считались темными созданиями, связанными с миром мертвых. |