В деревнях на Никиту справляли праздник водяного. Согласно поверьям, злой, враждебный человеку дух просыпался 14 апреля (1 апреля по ст. ст.) голодным и злым, ломал лед и мучил мелкую рыбу до смерти, в то время как большие рыбины сами убегали в другие реки и озера. Поэтому его старались задобрить |
|
На Руси праздник Пасхи чаще всего приходился на апрель. Тогда же праздновали и Радуницу - весенний праздник, отмечавшийся во вторник после пасхальной недели. Издревле на Радуницу люди поминали своих усопших родственников, «разделяя» с ними радость от Христова Воскресения |
|
Считалось, что именно с этого дня начинают дуть теплые весенние ветры. Если же 18 апреля было холодным и пасмурным днем, наши предки говорили: «Федул губы надул». На Федула крестьяне впервые открывали окна после зимы. |
|
На Евтихия обычно загадывали об урожае гороха. Если день выдавался тихим, безветренным, то и урожай обещал быть богатым. Издревле на Руси горох почитался как символ плодородия, здоровья и долголетия. |
|
Согласно преданиям, в этот день просыпались русалки, поэтому деревенские женщины шли на Акулину к реке и бросали в воду или оставляли на берегу старые, но чистые рубашки, полотенца или просто куски холста. |
|
Крестьяне на Родиона загадывали о грядущем лете. Согласно поверьям, в этот день солнце встречалось с месяцем после долгой разлуки. С первыми морозами они расходились в разные стороны - на восток и на запад - и не виделись до самой весны. |
|
В этот день люди шли к родникам и умывались ключевой водой на здоровье. Девушки на Вадима-ключника загадывали на любовь. Для этого рано утром шли к родникам, умывались прохладной водой и, не вытираясь, возвращались домой. 22 апреля в отомкнувшиеся (оттаявшие) родники бросали серебряные монетки на счастье и удачу |
|
На Терентия крестьяне выходили рано утром на улицу и пристально смотрели на восток, ожидая восхода солнца, по которому загадывали о будущем урожае. Еще в глубокой древности славяне почитали восток как место рождения солнца - могучего светила, дарующего жизнь всему живому. |
|
В этот день крестьяне выходили в поле и смотрели, можно ли начинать посевные работы. Для этого садились на землю: если она была холодной, то пахать рано; если же теплой - смело можно приступать к работе. |
|
Охотники замечали, что солнце к этому дню уже настолько пригревает землю, что медведь вылезает из берлоги, а зайцы «выпрыгивают из- под куста и бегают днем». |
|
В этот день крестьянские женщины шли в лес собирать медуницу. Считалось, что это растение с мелкими душистыми синими цветками лучше всего собирать именно на Фомаиду |
|
Согласно поверьям, на Мартина вороны купают своих детей и отпускают их «в отдел» (жить своей жизнью). А крестьяне, чтобы задобрить воронов, угощают их в этот день кашей. |
|
Пчельники (пасечники) на Пуда осматривали пасеки и омшаники (теплые загоны для мелкого скота, куда на зиму убирали улья). Если на дворе было уже тепло, то улья в этот день выставляли на улицу |
|
В этот день крестьянки сеяли капусту на рассаду, которую в северных областях России высевали в специальные ящики-срубы. Посадку рассады можно было проводить только в специально для этого отведенные дни, которые получили название «рассадницы». |
|
В этот день в церквях служились молебны святому Зосиме, а пчеловоды несли в храм медовые соты для освящения. После молебна крестьяне отправлялись домой и выставляли улья из омшаников |