Для народа Введение было не только крупным христианским праздником. Крестьяне считали, что Введение - это еще и праздник зимы, вступающей в свои права, потому что в это время обычно начинались ранние - введенские - морозы. Как Богородица, введенная маленькой девочкой в храм, приняла новую жизнь, так и природа изменяется с приходом зимы. |
|
Обращались в этот день к святым Платону и Роману, просили помочь в крестьянских делах. Сельскохозяйственные работы закончились, но дел было много. Зимой крестьяне промышляли, т. е. занимались разными промыслами. |
|
В этот день хозяин дома должен был простучать все косяки и оконные рамы, для того чтобы нечистая сила не спряталась в доме, спасаясь от наступивших холодов. Топор, так же как и другие острые железные предметы (коса, серп, нож), считался хорошим оберегом от происков нечисти. |
|
Обращались в этот день к святому Проклу и просили его помочь в домашней работе и наладить наконец-то санный путь. А помощь крестьянам требовалась. Следовало опасаться банника, овинника и гуменника. |
|
На Прокопия выходили мужики на улицу и начинали протаптывать дороги: их прокладывали между деревнями и селами и к ближайшему лесу, куда всю зиму за дровами ездили. |
|
Митрофан был ничем не примечательным зимним днем, когда крестьяне занимались своими повседневными делами. Например, плели лапти. Даже хороший мастер мог сплести за день не больше четырех-пяти пар. А ведь за зиму нужно было наплести как можно больше лаптей, потому что эта удобная, легкая и дешевая обувь была очень непрочной. |
|
К этому времени обычно начинались настоящие морозы, поэтому этот день и получил название Клим холодный. Матери в этот день обращались к святому Климу с просьбой защитить их детей от грядущих морозов |
|
На Руси в память святого Георгия в этот день чтили всех воинов - кавалеров Георгиевского креста. Это был праздник мужества и силы. Возможно, поэтому появился обычай на Георгия вести слабых мужчин или парней в баню, парить их дубовыми вениками (дерево с древности символизировало крепость, силу и мужество) и смазывать растопленным волчьим жиром. |
|
Молились на Руси в этот день иконе «Богоматерь Избавление», прося избавить от всех бед и несчастий, и высматривали на небе различные знамения.Если в этот день случалась оттепель, то работать было нельзя, особенно что-то чинить, шить или вязать. |
|
Свое название «санница» 7 декабря получило за то, что в этот день официально открывался санный путь. Пора сильных оттепелей уже прошла, поэтому и появилась в народе поговорка: «С Екатерины зима дойдет не мытьем, так катаньем, не холодом, так голодом». |
|
На Степана обычно прилетали к человеческому жилью сойки, поэтому 11 декабря и стали называть «птица-сойка». На Руси сойка почиталась покровительницей и заступницей новорожденных. А родившемуся в этот день сойка приносит на своем хвосте счастье и удачу. |
|
Крестьяне считали, что в этот день Парамон, одетый в медвежью шубу, стучит с утра по крышам - велит бабам вставать, печь топить и обед готовить. А за печью, согласно поверьям, живет добрый дух воструха - дальний родственник домового. Свое имя он получил за то, что внимательно следит за всем, что происходит в доме |
|
Существовал обычай гадать 13 декабря на женихов. Прежде всего, старались вызвать вещий сон, в котором девушка должна была увидеть своего суженого: ставили под кровать миску с водой, под подушку клали немного кутьи, зеркало, нож, мужскую шапку или щепку, вырванную из забора понравившегося парня. |
|
На Наума вся семья отправлялась в церковь, где после обедни служился специальный молебен, а потом члены семьи испрашивали благословение. После этого в дом приходил учитель. Ему кланялись, хвалили, а потом сажали в передний угол. |
|
Это был ничем не примечательный зимний день, когда крестьяне продолжали заниматься своими повседневными делами. Декабрь считался воротами зимы, когда люди начинали готовиться к Святкам. А пока этот праздник не наступил, девушки снова устраивали посиделки |