Это был еще один ничем не примечательный зимний день, когда крестьяне, переделав все дела, отправлялись спать пораньше, чтобы не сидеть в темноте. Ложась рано спать, крестьяне не только лучины экономили, но и с нечистью встречаться не хотели |
|
Крестьяне так говорили о Варварином дне: «Варвара мосты мостит, на Варвару зима дорогу заваривает» - т. е. в это время уже окончательно замерзают дороги и устанавливается санный путь. Отсюда пошло и одно из названий этого дня - заваруха |
|
Праздник святого Саввы считался очень важным на Руси, По традиции в этот день запрещалось работать. Может сложиться впечатление, что на Руси было слишком много дней, когда крестьяне не работали, а что-то праздновали. |
|
Праздник в честь святого Николая отмечался на Руси с большим размахом. Согласно поверьям, в этот день Никола спускался с небес и обходил всю землю, помогая обиженным и исправляя несправедливости. Праздник начинался церковным молебном. Потом ставили Николаю Чудотворцу одну большую свечу, купленную в складчину. |
|
В этот день в деревнях было принято садиться за шитье. Обычно перед началом работы читали специальную молитву, а во время шитья приговаривали: «Наперед стежка - Богу молись, наперед шитья - Бога славь». Летом крестьяне носили посконную, реже холщовую рубаху, которую подпоясывали скрученным из шерстяных ниток шнурком. |
|
Весь день 21 декабря девушки проводили за шитьем, прялкой или ткацким станком. С древности орнаменты вышивок на одежде служили в первую очередь оберегом. В мужском костюме таких оберегов было намного меньше, потому что мужчина значительно сильнее женщины, следовательно, он может противостоять атакам нечистой силы с большим успехом |
|
Крестьяне считали этот день самым темным и коротким в году. Существовало поверье, что 22 декабря идет страшная битва между силами тьмы (всевозможными злыми духами) и силами света (Божьими легионами). Анна на Руси считалась покровительницей беременных женщин, на которых в этот день возлагалось много запретов. |
|
Согласно поверьям, святой Мина предостерегает людей от сумерек. Считалось, что сумеречная пелена застилает людям глаза, и они уже не в состоянии различить свет и тьму, добро и зло. В таком состоянии человек неспособен вести праведную жизнь. И именно святой Мина помогает людям прозреть и не поддаться бесовским искушениям. |
|
На Никона ставили в воду веточку и загадывали желание. Если она расцветала на Рождество, то желание должно было обязательно сбыться. День 24 декабря - канун католического Рождества. Католики проводят эту ночь в молитвах. В Ватикане богослужение проводит сам Папа Римский. |
|
25 декабря начинает прибавляться день. Это время считалось опасным, потому что силы света и силы тьмы вели друг с другом бой, и крестьяне старались помочь солнцу поскорее вернуться. Для этого во дворах лепили снежных баб и водили вокруг них хороводы |
|
Согласно народным поверьям, в этот день по небу летали ведьмы, поднимая снежные вихри. Так они старались спрятать от людей солнечный свет и продлить царство мрака, противное человеку. В этот день надо было быть очень осторожным и ни в коем случае не ругаться, иначе ведьмы накинутся на сквернослова и утащат его с собой. |
|
Согласно народным поверьям, на Филимона продолжается разгул нечистой силы. Особенно достается нерадивым хозяевам: именно вокруг их домов собираются нетопыри, кикиморы, всевозможные оборотни и прочая нечисть. Но самыми опасными были оборотни. |
|
Согласно народным верованиям, в этот день нечистая сила начинает сдаваться, отступать под натиском солнечных лучей. А помогают солнцу победить нечисть его слуги - зори. Поэтому крестьяне рано утром брали из печи раскаленные угли и высыпали их посреди двора в снег, тем самым приглашая солнце побыстрее вернуться и отваживая все враждебные человеку силы. |
|
Считается, что пророк Аггей радеет за людские души: наставляет на любовь к труду и к праведной жизни. Поэтому люди, родившиеся 29 декабря, почитались как трудолюбивые и удачливые хозяева |
|
С древности на Руси в этот день разыгрывали театральное действие, представляющее библейскую историю о трех отроках, брошенных в печь («ввержение трех отроков в пещь»). Приснившиеся в последние дни декабря сны издревле считались вещими. |