![]() |
В деревнях на Макара было принято ходить друг к другу в гости, чай пить. Этот ставший традиционным напиток получил широкое распространение в России лишь в XIX веке, тогда же стали появляться и разные сорта ароматного напитка |
![]() |
Последний месяц зимы называли свадебным, ведь перед началом Великого поста и весенними полевыми работами нужно было успеть все свадьбы сыграть. По второму дню февраля судят о весне: солнечно - к красной весне, пасмурно - жди поздних метелей. |
![]() |
Почитали в этот день сердобольных людей. Крестьяне вспоминали всех, кто когда- либо бескорыстно помог им, и молились за этих добрых людей. |
![]() |
К этому дню прошла уже половина зимы, поэтому и прозвали 4 февраля Тимофей-полузимник. Подсчитывали на Тимофея запасы, прикидывая сколько осталось и как растянуть их до лета. |
![]() |
В этот день было принято проверять, сколько в закромах осталось хлеба. Отсюда и одно из названий этого дня - Агафий-полухлебник. С особым почтением на Павлина относились к нищим и странникам: приглашали их в дом, встречали хлебом - солью, щедро угощали |
![]() |
На Ксению крестьяне обычно примечали цены на хлеб. Если хлеб дорожал, то крестьяне знали - будет скудный урожай и цены вырастут еще больше; если же хлеб дешевел, то это означало богатый урожай и изобилие. |
![]() |
В этот день было принято вспоминать о добрых делах и о людях, их совершивших. Крестьяне в этот день старались сделать как можно больше хорошего, чтобы в новую весну войти с добром |
![]() |
На Федора было принято гадать, какая будет погода. Для этого катали по блюду горох и прислушивались: если горошины отскакивают от блюда и как будто звенят - будет мороз (плохо для урожая); если же горошины катаются тихо, то будет метель, которая землю укроет теплым покрывалом. |
![]() |
В этот день было принято чтить печной огонь, который выступал как заместитель живительного солнечного света в зимнее время. Делалось это для того, чтобы призвать в дом достаток, а на поля - плодородие. |
![]() |
Домового на Руси почитали и боялись. Чтобы домовой не злился и оставался целый год добрым помощником, на Ефрема было принято его угощать. Для этого после ужина на загнеток (место в печи, куда сгребают жар) ставили горшок каши и обкладывали его углями, чтобы кушанье не остыло |
![]() |
В это время над землей носились метели, поднятые, как считалось, нечистой силой и ведьмами, которые летали по небу вместе со снежными вихрями. Много бед такой ветер мог натворить: заметал дома, ломал деревья, снимал крыши. Крестьяне верили, что ведьмы не трогают только чертополох, которого очень боятся. |
![]() |
Считалось, что с этого дня звери дерутся друг с другом, устанавливая свою территорию, где летом будут растить детенышей. 12 февраля было принято подавать к столу дичь |
![]() |
Раньше крыши крестьянских домов всегда украшал конек - символ солнца, крепкого хозяйства и мощи рода. Такой конек оберегает дом от несчастий, пожаров и молний. Поэтому святого Никиту, которому молились о защите от пожара, и прозвали в народе Никитой-коником. |
![]() |
На Трифона в деревнях было принято заклинать мышей. Верили, что особое заклинание может не только погубить грызунов, но и навсегда закрыть им дорогу в село. С мышью на Руси связывались всевозможные приметы. Уходящие из дома мыши были предвестниками пожара; попавшая за пазуху мышь предвещала большую беду; если мыши прогрызали чью-то одежду или обувь, это означало, что человек скоро умрет. |
![]() |
На Сретение в западных областях России наши предки несли в церкви на освящение свечи, которые назывались громницкими. Считалось, что такие свечи «громят бесовскую силу». |