![]() |
Во многих областях России после сретенской оттепели всей семьей принимались за починку летней сбруи и подготовку к весенним полевым работам. Недаром появилась поговорка: «Готовь телегу зимой, а сани - летом». Отсюда и пошли названия этого дня - починки и по сохе поминки. |
![]() |
Февраль богат ветрами. Вот почему именно в этом месяце ведуны используют в основном те заговоры, которые читаются на ветер, например привороты. Вот один из них |
![]() |
Существовало поверье, что в этот день по деревням бродит коровья смерть в образе черной кошки, собаки, коровьего скелета или отвратительной старухи. Особенно опасным этот дух считался именно на Агафью, ведь с этого времени начинался отел. |
![]() |
Крестьяне издревле считали, что именно с этого дня начинаются весенние отелы коров. Поэтому на Вуколу (в переводе с латыни означает «пастух») было принято задабривать домового. Хозяйки просили сурового духа позаботиться о новорожденных телятах и готовили ему угощение. В миску с парным молоком крошили хлеб, а потом это лакомство ставили у печки. Верили, что такая еда - самая любимая у домового. |
![]() |
Считалось, что 20 февраля - самый лучший день для приготовления лекарств из целебных кореньев и трав, которые собирали в течение предыдущего лета. В народе верили в чудодейственную силу растений и кореньев, которые могут не только избавить человека от тяжелых болезней, но и наделить его красотой, силой, богатством и защитить от врагов |
![]() |
На Захара было принято ладить (готовить, чинить) серпы, готовя их к будущим посевным работам. Считалось, что святой Захарий Серповидец спускается в этот день на землю, чтобы проверить, готовы ли крестьяне к будущим сельскохозяйственным работам. Особенно внимательно он осматривает серпы, которые в народном сознании часто идентифицировались с серпом месяца |
![]() |
В деревнях на Панкратия было принято плести лапти, которые наделялись целительной силой. Отсюда и пошла пословица «Наш Панкрат лаптями богат». В этот день крестьяне собирали разные семена и три утренние зори подряд выставляли их на мороз, а потом откладывали до посевной |
![]() |
В этот день в селах мужики собирались на сход: выслушивали доклады старост, а потом решали, оставить старых или избрать новых. Сельского старосту выбирали обычно на три года, но могли и досрочно отстранить от занимаемой должности, если он совершал серьезный проступок: например, тратил общественные деньги |
![]() |
Во времена язычества на Руси поклонялись богу Велесу (или Волосу) - покровителю скота, или, как его еще называли, скотиему богу. После принятия Русью крещения образы могучего славянского бога и святого Власия смешались в народном сознании |
![]() |
Святителя Мелетия, епископа Антиохийского (381).Святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца (1378). |
![]() |
В этот день проводили обряд, называвшийся «окликание звезд» или «окликание умерших». Выходили днем на улицу и, если было ясно, вглядывались в небо. Если кто-то видел белые звезды, то знал, что это - души умерших родственников, которых нужно было позвать по имени, чтобы не прервалась связь поколений |
![]() |
В этот день крестьяне шли в огороды и, обходя их по кругу, затаптывали снег, чтобы с наступлением тепла тот не растаял быстро. Ведь чем больше будет в огородах снега - тем лучше будет урожай |
![]() |
В этот день овчары выходили «выкликать звезды», чтобы овцы лучше ягнились. Деревенские женщины к этому времени обычно заканчивали прядение льна и конопли. На Онисима они отбирали лучший моток и клали его рано утром на улицу, до наступления полдня. Обряд этот проводился для того, чтобы пряжа была бела, чиста и крепка. |
![]() |
Негативное отношение к святому Касьяну было обусловлено тем, что день его памяти отмечался всегда в високосные годы, которые наши предки считали крайне несчастливыми. Именно в високосные годы, по мнению народа, происходят все самые большие беды: случаются эпидемии, умирает скотина, высыхают посевы, начинаются войны и т. д. |