В эти дни обычно стоит настоящая летняя жара. Издревле солнце почиталось на Руси, его представляли в образе молодого златокудрого богатыря, который разъезжает по небу на белом коне и размахивает палицей. В левой руке богатырь держал пучок ржаных колосьев. |
|
В народе Зосиму, мученика раннего христианства, и Зосиму, игумена Соловецкого, часто воспринимают как одно лицо. С именем святого Зосимы в народе связывали все медовые праздники, ведь именно он считался главным покровителем пчел |
|
В этот день знахари раздавали охотникам комоку-траву, которую по традиции собирали во время Петрова поста. За травой отправлялись на заходе солнца. Потом волшебную траву сушили и хранили в коровьих пузырях. Верили, что окуренное этой травой ружье стреляло без промаха и приносило удачу самому охотнику. Но давали комоку-траву знахари лишь тем охотникам, которые им приглянутся. |
|
В этот день зацветает липа, которую наши предки заваривали, чтобы избавиться от появлявшихся после изнурительных полевых работ болей. Готовили отвар так: брали глиняную миску, только не плоскую, а по форме напоминающую горшок, собирали туда липовый цвет, заливали водой, прикрывали крышкой и ставили на печь. |
|
В этот день собирали лютики (кошачью дрему), с которыми потом запаривали веники для бани. В старину баня была одним из важнейших мест в работе знахаря, куда мастера водили обратившихся к ним за помощью людей. |
|
6 июля хозяйки готовили обетную кашу из толченого ячменя. Для этого в складчину, всей деревней, покупали ячмень, варили в общем котле, а потом такой кашей угощали нищих и странников. |
|
7 июля на Ивана Купалу знахари ходили за травами, считая, что в это время все растения приобретают удивительную целебную силу. Считалось, что травы и коренья нужно собрать до восхода солнца, пока солнечные лучи не опалили растения |
|
На Руси в этот день отмечали праздник всех влюбленных. А покровителями этого дня выступали сыновья языческой богини любви и красоты Лады - Лель, Полелей и Дид. Лель представлялся в виде крылатого младенца, поражающего своими стрелами сердца влюбленных. За ним шел Полелей - второй сын богини, покровитель брака. |
|
C этого дня можно было собирать ягоды в лесах - отсюда и название Давид-земляничник. До 9 июля женщинам запрещалось есть ягоды, считалось, что иначе ее дети станут умирать в младенчестве. Но на Давида можно было смело отправляться в лес за первыми ягодами: «На Тихвинскую земляника-ягода поспевает, красных девок да баб в лес зазывает», «Первую ягоду в рот клади, вторую - домой неси». |
|
В это время начиналась уборка сена. Хороший хозяин торопился поспеть к Самсону, так как к этому времени часто начинались дожди. |
|
В этот день в деревнях готовили последние щи из крапивы. Считалось, что после этого дня растение теряет свою целебную силу, да и вкус уже не тот. В банях последний раз парились, готовясь к Петрову дню. А хозяйки принимались ткать крапивный холст. |
|
Наши предки связывали день Петра и Павла с летним солнцестоянием, которое праздновали в рощах. Там устраивались игрища, в том числе были качели, напоминавшие оборот солнца, водили хороводы - тоже символ солнца. |
|
В народе этот церковный праздник получил свою трактовку: считалось, что макушку лета держат на своих плечах 12 апостолов. Крестьяне в этот день выходили на холмы и кланялись заре, приветствуя красное лето, просили зарницу помочь хлебам полнее вызреть |
|
Хозяйки в этот день с самого утра варили общую кашу и приглашали святых Кузьму и Демьяна отведать стряпню. Потом такой кашей угощали не только соседей, но и всех нищих и странников |
|
В народе это был день древней богини Берегини, охранявшей от всякого зла, приносившей здоровье, покровительствующей семейной жизни. Она была символом двух начал: мужского и женского, водного и земного, человека и природы. |