На Мокия и Демида ставили сенные стога. Работали с сеном только в солнечный, сухой день, иначе трава могла быстро загнить в стогах. Свое название «маков день» 16 июля получило за то, что на Мокия и Демида было принято сеять мак, считавшийся способным противодействовать нечистой силе растением |
|
В этот день крестьяне шли на поля и смотрели, как наливаются яровые. Особое внимание уделялось овсяному полю. Овес был важным продуктом для наших предков. Из овса варили популярную на Руси кашу, им лечили простуду, обдав овсяную шелуху кипятком, а потом вдыхая пары, им кормили лошадь - верную помощницу во всех крестьянских трудах |
|
18 июля проходит «играние месяца». Крестьяне вечером выходили во двор и всматривались в небо: если месяц был виден во время восхода, то казалось, что он будто бы перебегает с места на место или меняет свой цвет и прячется за облака. Считалось, что так месяц отмечает свой праздник, который приходится на день святого Афанасия Афонского. |
|
Святой Сысой почитался в народе как покровитель земледельцев. Знающие люди говорили: «Сысой - ходи по росе». Верили, что роса дает окрепнуть в знойное время и птице, и зверю, и человеку. Считалось, что Сысой всю свою силу природе отдает, наливает растения и насылает туманы, которые поят хлеба. |
|
Полагалось в этот день начинать жатву и делать зажинки. Жатву, как правило, начинали именинники. Издревле шли женщины в этот день в поле с величальными песнями, а на полотенцах несли свои серпы, приговаривая: «Фома серпы ладит». |
|
К этому дню обычно поспевала рожь. По обычаю, первый сноп, называвшийся именинным, жала старшая в семье женщина. Его украшали лентами, с песнями несли домой и ставили в красный угол под иконы. В старину верили, что именинный сноп обладает целебной силой. |
|
Согласно поверьям, на Прокопия можно было повстречаться со своей удачей. В это время на полях появлялась загадочная камаха (красная краска природного происхождения). Гонимая ветром, она сворачивалась в клубочки и подкатывалась под ноги счастливчику. |
|
На Федора крестьянки приступали к сбору огурцов. По обычаю, первый сорванный огурец никому не показывали, чтобы не сглазить будущие урожаи. Его относили в самый дальний угол огорода и там закапывали, угощая Фалалея-огуречника |
|
К концу июля на воде, как правило, скапливалось много ряски, которую крестьяне собирали вилами в корзины и отдавали на корм домашней птице. Остатки ряски закапывали в огородах - это очень хорошее удобрение |
|
В старину Стожаром называли Большую Медведицу, покровительницу лесного властелина - медведя. Верили, что Стожарница помогала охотникам, и самым удачным днем для промысла считалось именно 24 июля. Людям, рожденным в этот день, посылаются всевозможные испытания |
|
Согласно поверьям, на Прокла выпадала роса, обладающая уникальной целебной силой. Знахари знали, что такая роса может не только от болезни исцелить, но еще избавить от сглаза и порчи. Сглаз был опасен тем, что, в отличие от порчи, делался невольно, и распознать его заранее считалось невозможным. |
|
В центральных областях России продолжалась уборка ржи. Такие сельскохозяйственные работы отнимали много сил, и крестьянки, чтобы облегчить появляющиеся к вечеру головную боль и ломоту, обвязывали себя пучками соломы. |
|
Святая Иулита почиталась на Руси как покровительница домашнего хозяйства и хозяек. В память святой Иулиты и ее сына Кирки матери 28 июля приучали детей к труду. Например, женщины вязали снопы, а их сыновья относили их к бабке (несколько снопов, сложенные вместе особым образом). |
|
Согласно поверьям, птицы в этот день замолкают, как будто задумываются - хотя по - прежнему стоит жара, но время уже к осени идет, скоро придется покидать родные края. На Афиногена нельзя было ходить в лес - тревожить его, потому что там «заря ходит - птичьи перья подбирает». Нельзя было охотиться, рубить дрова, собирать грибы и ягоды, петь и кричать рядом с лесом, чтобы не поднимать лишнего шума |
|
С 30 июля в природе начинало происходить загадочное явление: молнии сверкали, а дождь не проливался. Крестьяне не могли найти этому объяснений, поэтому родилось множество примет и легенд. Особенно страшились таких молний хлеборобы, ведь «небесный огонь» мог ниву поджечь. Поэтому молились в этот день Господу о ниспослании дождя |