Июль

На Мокия и Демида ставили сенные стога. Работали с сеном только в солнечный, сухой день, иначе трава могла быстро загнить в стогах. Свое название «маков день» 16 июля получило за то, что на Мокия и Демида было принято сеять мак, считавшийся способным противодействовать нечистой силе растением

В этот день крестьяне шли на поля и смотрели, как наливаются яровые. Особое внимание уделялось овсяному полю. Овес был важным продуктом для наших предков. Из овса варили популярную на Руси кашу, им лечили простуду, обдав овсяную шелуху кипятком, а потом вдыхая пары, им кормили лошадь - верную помощницу во всех крестьянских трудах

18 июля проходит «играние месяца». Крестьяне вечером выходили во двор и всматривались в небо: если месяц был виден во время восхода, то казалось, что он будто бы перебегает с места на место или меняет свой цвет и прячется за облака. Считалось, что так месяц отмечает свой праздник, который приходится на день святого Афанасия Афонского. 

Святой Сысой почитался в народе как покровитель земледельцев. Знающие люди говорили: «Сысой - ходи по росе». Верили, что роса дает окрепнуть в знойное время и птице, и зверю, и человеку. Считалось, что Сысой всю свою силу природе отдает, наливает растения и насылает туманы, которые поят хлеба. 

Полагалось в этот день начинать жатву и делать зажинки. Жатву, как правило, начинали именинники. Издревле шли женщины в этот день в поле с величальными песнями, а на полотенцах несли свои серпы, приговаривая: «Фома серпы ладит». 

К этому дню обычно поспевала рожь. По обычаю, первый сноп, называвшийся именинным, жала старшая в семье женщина. Его украшали лентами, с песнями несли домой и ставили в красный угол под иконы. В старину верили, что именинный сноп обладает целебной силой. 

Согласно поверьям, на Прокопия можно было повстречаться со своей удачей. В это время на полях появлялась загадочная камаха (красная краска природного происхождения). Гонимая ветром, она сворачивалась в клубочки и подкатывалась под ноги счастливчику. 

На Федора крестьянки при­ступали к сбору огурцов. По обычаю, первый сорванный огурец никому не показывали, чтобы не сглазить будущие урожаи. Его относили в самый дальний угол огорода и там закапывали, угощая Фалалея-огуречника

К концу июля на воде, как правило, скапливалось много ряски, которую крестьяне собирали вилами в корзины и отдавали на корм домашней птице. Остатки ряски закапывали в огородах - это очень хорошее удобрение

В старину Стожаром называли Большую Медведицу, покровительницу лесного властелина - медведя. Верили, что Стожарница помогала охотникам, и самым удачным днем для промысла считалось именно 24 июля. Людям, рожденным в этот день, посылаются всевозможные испытания

Согласно поверьям, на Прокла выпадала роса, обладающая уникальной целебной силой. Знахари знали, что такая роса может не только от болезни исцелить, но еще избавить от сглаза и порчи. Сглаз был опасен тем, что, в отличие от порчи, делался невольно, и распознать его заранее считалось невозможным. 

В центральных областях России продолжалась уборка ржи. Такие сельскохозяйственные работы отнимали много сил, и крестьянки, чтобы облегчить появляющиеся к вечеру головную боль и ломоту, обвязывали себя пучками соломы. 

Святая Иулита почиталась на Руси как покровительница домашнего хозяйства и хозяек. В память святой Иулиты и ее сына Кирки матери 28 июля приучали детей к труду. Например, женщины вязали снопы, а их сыновья относили их к бабке (несколько снопов, сложенные вместе особым образом). 

Согласно поверьям, птицы в этот день замолкают, как будто задумываются - хотя по - прежнему стоит жара, но время уже к осени идет, скоро придется покидать родные края. На Афиногена нельзя было ходить в лес - тревожить его, потому что там «заря ходит - птичьи перья подбирает». Нельзя было охотиться, рубить дрова, собирать грибы и ягоды, петь и кричать рядом с лесом, чтобы не поднимать лишнего шума

С 30 июля в природе начинало происходить загадочное явление: молнии сверкали, а дождь не проливался. Крестьяне не могли найти этому объяснений, поэтому родилось множество примет и легенд. Особенно страшились таких молний хлеборобы, ведь «небесный огонь» мог ниву поджечь. Поэтому молились в этот день Господу о ниспослании дождя