Май

Свое название «Марфа-молочница» 16 мая получило за то, что коровы, пасшиеся на лугах с молодой, сочной травой, давали в это время наиболее жирное и густое молоко. В огородах в это время появлялась первая зелень, из которой хозяйки готовили зеленые щи. Чаще всего основой таких щей становилась крапива, которую было принято рвать голыми руками. 

Вознесение на Руси было последним весенним праздником, который отмечался в конце мая - начале июня. Недаром наши предки говорили: «И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день - прокукует кукушкой, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется». 

На Ирину сажали капусту и заговаривали ее на богатый урожай. Для этого 17 мая вечером большуха (старшая в семье женщина, хозяйка дома) выносила в огород горшок, в котором лежала вырванная с корнем крапива, и ставила его, предвари­тельно перевернув, посреди огорода. 

В этот день на Руси хозяева выходили сеять горох. В некоторых областях России на Иова и Дениса начинали сажать огурцы. Выпадающая в этот день роса считалась целебной. 

20 мая был обычным весенним днем, когда крестьяне продолжали работать на земле. «От земли взят, землей кормлюсь, в землю пойду», - говорили в старину. Мать сыра земля представлялась простому крестьянину живым существом, которое может спать, болеть, рожать, плакать или гневаться на людей за их грехи. 

На Ивана Богослова пекли особые пшеничные пироги, которыми угощали нищих странников. Старики выходили с пирогами на перекрестки и ждали там странников. 

Святой Николай почитался покровителем лошадей, поэтому к этому дню приурочивалось первое ночное (выгон лошадей на луга на всю ночь).Вечером всей деревней провожали на луга холостых парней, которые летом пасли лошадей

В этот день наши предки праздновали именины матушки сырой земли. Праздник этот был отголоском языческих верований в землю как в живое существо, когда она связывалась с образом супруги Сварога (бога неба, отца солнца и огня) и почиталась праматерью всех людей. С приходом на Русь христианства 

Ко дню святого Мокия обычно наступала настоящая летняя жара и случались сильные грозы. Поэтому считалось, что на Мокия нельзя работать, чтобы не прогневить святого, который может градом побить посевы

В этот день крестьяне молились святому Епифану, прося защиты от пожаров. Главной причиной пожара на Руси считалась Божья кара - наказание за нарушение правил (например, работа во время летних праздников: 2 августа на Илью Пророка, 9 августа на Пантелеймона и т. д.) и морально-этических норм

Согласно народным поверьям, теплые ветра, улетающие осенью на юг, уносят с собой и комаров, а весной снова приносят их на Русь. В южных областях России на Гликерию сеяли первую гречку, которую называли «маевка». 

В конце мая - начале июня на Руси праздновали Троицу - праздник на пятидесятый день после Пасхи, установленный в память о Святом Духе, сошедшем на апостолов. 

Свое название «Пахомий-бокогрей» этот день получил за то, что к этому времени на большей части территории России окончательно устанавливалась летняя погода. Верили, что ласточка, прилетая из-за моря, несла с собой золотые ключи, которыми она отмыкала дорогу лету и замыкала зиму.

Святого Федора считали на Руси покровителем жита - зерна и хлеба. Поэтому работу в поле начинали с молитвы святому Федору, ею же заканчивали сев ячменя. 

Крестьяне в этот день продолжали работать на поле и просили небесного сторожа Ондрона отворить небесные врата и послать на землю дождь, так необходимый для роста посевов.