Свое название «Марфа-молочница» 16 мая получило за то, что коровы, пасшиеся на лугах с молодой, сочной травой, давали в это время наиболее жирное и густое молоко. В огородах в это время появлялась первая зелень, из которой хозяйки готовили зеленые щи. Чаще всего основой таких щей становилась крапива, которую было принято рвать голыми руками. |
|
Вознесение на Руси было последним весенним праздником, который отмечался в конце мая - начале июня. Недаром наши предки говорили: «И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день - прокукует кукушкой, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется». |
|
На Ирину сажали капусту и заговаривали ее на богатый урожай. Для этого 17 мая вечером большуха (старшая в семье женщина, хозяйка дома) выносила в огород горшок, в котором лежала вырванная с корнем крапива, и ставила его, предварительно перевернув, посреди огорода. |
|
В этот день на Руси хозяева выходили сеять горох. В некоторых областях России на Иова и Дениса начинали сажать огурцы. Выпадающая в этот день роса считалась целебной. |
|
20 мая был обычным весенним днем, когда крестьяне продолжали работать на земле. «От земли взят, землей кормлюсь, в землю пойду», - говорили в старину. Мать сыра земля представлялась простому крестьянину живым существом, которое может спать, болеть, рожать, плакать или гневаться на людей за их грехи. |
|
На Ивана Богослова пекли особые пшеничные пироги, которыми угощали нищих странников. Старики выходили с пирогами на перекрестки и ждали там странников. |
|
Святой Николай почитался покровителем лошадей, поэтому к этому дню приурочивалось первое ночное (выгон лошадей на луга на всю ночь).Вечером всей деревней провожали на луга холостых парней, которые летом пасли лошадей |
|
В этот день наши предки праздновали именины матушки сырой земли. Праздник этот был отголоском языческих верований в землю как в живое существо, когда она связывалась с образом супруги Сварога (бога неба, отца солнца и огня) и почиталась праматерью всех людей. С приходом на Русь христианства |
|
Ко дню святого Мокия обычно наступала настоящая летняя жара и случались сильные грозы. Поэтому считалось, что на Мокия нельзя работать, чтобы не прогневить святого, который может градом побить посевы |
|
В этот день крестьяне молились святому Епифану, прося защиты от пожаров. Главной причиной пожара на Руси считалась Божья кара - наказание за нарушение правил (например, работа во время летних праздников: 2 августа на Илью Пророка, 9 августа на Пантелеймона и т. д.) и морально-этических норм |
|
Согласно народным поверьям, теплые ветра, улетающие осенью на юг, уносят с собой и комаров, а весной снова приносят их на Русь. В южных областях России на Гликерию сеяли первую гречку, которую называли «маевка». |
|
В конце мая - начале июня на Руси праздновали Троицу - праздник на пятидесятый день после Пасхи, установленный в память о Святом Духе, сошедшем на апостолов. |
|
Свое название «Пахомий-бокогрей» этот день получил за то, что к этому времени на большей части территории России окончательно устанавливалась летняя погода. Верили, что ласточка, прилетая из-за моря, несла с собой золотые ключи, которыми она отмыкала дорогу лету и замыкала зиму. |
|
Святого Федора считали на Руси покровителем жита - зерна и хлеба. Поэтому работу в поле начинали с молитвы святому Федору, ею же заканчивали сев ячменя. |
|
Крестьяне в этот день продолжали работать на поле и просили небесного сторожа Ондрона отворить небесные врата и послать на землю дождь, так необходимый для роста посевов. |