На Кузьму шли рано утром к студенцам (колодцам), в которых смачивали предназначенные для посева семена. После этого в колодец непременно опускали медные деньги, тем самым выкупая себе богатый урожай. При этом старались, чтобы во время проведения обряда никого рядом не было - предотвращали возможную порчу. |
|
Новины - это праздник весны, сохранившийся на Руси еще с языческих времен. В этот день крестьяне «одевали» весну во все новое, приговаривая: «К весне с новиной - и она с добротой». |
|
Согласно поверьям, усопшие скорбят о своей земной жизни и желают повидаться с родными, поэтому на Феодора, как и на Радуницу, справляли поминки. На Руси считалось, что души умерших остаются на земле и собираются на угорках - пригорках, холмах. |
|
На Прокула издревле знахари проклинали нечистую силу, которая насылала морозы, не давая установиться теплу, и окутывала землю тьмой, не позволяя солнечным лучам проникнуть через черные тучи. |
|
Считалось, что на Луку ведьмы напускают на лесные поляны туман, в котором водили хороводы. Поэтому 5 мая старались не ходить в лес. Особенную осторожность проявляли женщины, так как, согласно поверьям, ведьмы в это время ходят по земле беременными и стремятся избавиться от своих дьявольских отродий. |
|
Рано утром на Юрьев день служились молебны у студенцов (колодцев), на реках или на лугах, где будет летом пастись скотина. Вокруг полей и деревень совершались крестные ходы. |
|
Евсей был последним днем, когда крестьяне сеяли овес и приговаривали: «Сей рожь хоть на часок, да в пепелок, а овес хоть в воду да в пору». |
|
Считалось, что на Марка перелетные птицы возвращаются из теплых стран домой, поэтому в этот день крестьяне выходили рано утром на поля и внимательно вслушивались в птичьи трели, загадывая о своей судьбе. |
|
В одних областях России на Степана начиналась вспашка полей, в других - копали грядки в огороде и сажали специально заговоренный на богатый урожай горох. Начиналась ранняя посадка картофеля |
|
В одних областях России начинали пахать на Степана (9 мая), в других - на Семена, но, прежде чем сеять, обязательно проверяли, готова ли земля. Для этого брали горсть земли и бросали ее: если земля при падении рассыпалась - можно было приниматься за работу, если же падала комком - сеять рано. |
|
В этот день во многих областях России начинался сбор березового сока - березовицы. На Максима знахари, если день выдавался солнечным, лечили затяжные лихорадки: солнце 11 мая считалось верным знаком того, что болезни отпустят человека |
|
На Мемнона начинали готовить травяные настои из первых весенних целебных растений. А крестьяне молили святого Мемнона, прося послать дожди, так нужные в это время посевам, и отвести заморозки, которые часто случаются в мае. |
|
В этот день (30 апреля по ст. ст.) заканчивалась пора весенних деревенских свадеб на Руси, ведь, как говорили в старину: «Добрые люди в мае не женятся». Связан такой обычай был с тем, что май был месяцем, когда все прошлогодние запасы подходили к концу, а до урожая нового года было еще далеко, и свадебный стол для угощения гостей накрыть было сложно. |
|
В это время на большей части России крестьяне начинали сеять яровые. Работа начиналась с молебна пророку Иеремии, который почитался нашими предками первым помощником в тяжелом крестьянском труде. |
|
Купцы в этот день славят святого Бориса, надеясь на то, что он поможет получить в течение года особенно большую прибыль - барыш. Связан такой обычай с тем, что в русском языке имя Борис созвучно со словом «барыш», обозначающим прибыль или выгоду. |