Русская Православная Церковь 14 августа (1 августа по старому стилю) празднует «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня». Неофициальные названия — Спас, именуемый «медовым», «маковым», «пчелиным», «мокрым», «водным», известный также как «Спас на воде», «Спасов день», «Происхожденьев день».
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда. С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
День первого Спаса — день начала двухнедельного Успенского поста в честь Пресвятой Богородицы и Ее Успения. Он очень строгий.
По монастырскому уставу в Успенский пост по понедельникам, средам и пятницам — сухоядение (хлеб, овощи и фрукты), во вторник и четверг разрешена горячая пища, но без растительного масла, а в субботу и воскресенье — горячая пища с растительным маслом. И лишь в праздник Преображения Господня и в праздник Успения Пресвятой Богородицы можно готовить рыбу.
Накануне Медового Спаса можно было снимать мед в ульях: «подрезать» соты Масть меда каждый пчеловод относил в церковь для освящения. После этого всем разрешалось им разговляться: «На первый Спас и нищий медку попробует». Пробуя мед, полагалось отдать почести хозяину дома:
Дай, Господи, хозяину многие лета,
Многие лета — долгие годы!
А и долго ему жить — Спаса не гневить,
Спаса не гневить,
Божьих пчел водить, Божьих пчел водить, ярый воск топить —
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
На Медовый Спас было принято приглашать гостей. На стол стелили новую белую скатерть, подавали разнообразные кушанья, главным образом блюда с медом. Перед едой глава семьи обходил стол с зажженной свечой и кропил святой водой стол. И после молитвы все садились за стол и приступали к трапезе.
Во многих южных губерниях России Медовый Спас был днем освящения созревших и убранных крестьянами хлебов: женщины плели венки из колосьев пшеницы, ржи и относили их в церковь.
Праздник зовется также «Спасом на воде» — в честь малого водосвятия. В этот день чистили старые колодцы, освящали новые, совершали крестные ходы на естественные водоемы, родники и источники, чтобы их освящать. Затем купались, очищаясь от греха, мыли домашний скот.
В некоторых губерниях начинали первый сев озимого хлеба: «Первый Спас — первый сев!» Часть семян освящали в церкви, затем смешивали их с остальным зерном для посева и высевали. В семенное зерно подмешивали кусочки благовещенской просфоры, выходили в поле с иконой, крестом, несли с собой пасхальное яйцо, хлеб и соль.
Русские писатели о Яблочном Спасе. И. Шмелев. Из книги «Лето Господне»
Русские писатели о Яблочном Спасе. В. Никифоров-Волгин. Из рассказа «Яблоки»
Нет комментариев. Ваш будет первым!