Возникновение традиции празднования Пасхи связано с пророком Моисеем, который установил этот праздник в ознаменование исхода евреев из Египта. В этот день предписывалось ритуальное жертвоприношение ягненка мужского пола без порока возрастом один год, которого надлежало поджарить на огне и употребить в пищу без преломления костей вприкуску с опресноками и горькими травами в семейном кругу на протяжении пасхальной ночи. Когда произошло разрушение храма в Иерусалиме, то осуществлять ритуальное жертвоприношение уже не могли, в связи с чем иудеи в Песах едят лишь опресноки — мацу.
Последние Евангельские события происходили в пасхальные дни, в частности, если судить по словам Иоанна и описаниям некоторых Евангелий, иудеи Иерусалима отмечали Пасху как раз в день казни Спасителя. В те же дни первосвященники попросили Понтия Пилата установить стражу у того места, где находилось тело Иисуса, чтобы ученики последнего во исполнение его предсказания о воскресении через 3 дня не украли тело своего учителя. Как известно, в те же дни к женам-мироносицам, направляющимся к гробнице Христа, спустился ангел и сообщил, что Христос воскрес.
После Пятидесятницы христиане стали проводить первые литургии, которые по форме были подобны иудейской Пасхе так же, как установленное Иисусом Таинство Евхаристии. Литургии осуществлялись в качестве Тайной Вечери — Пасхи страданий, связанной с Крестной смертью и Воскресением Христа. В итоге Пасха превращается в первый и основной христианский праздник.
❧ В первое время смерть и воскресение Христа ^ праздновались каждую неделю. Пятница являлась днем поста и скорби, когда вспоминались страдания Христа, тогда как воскресенье, наоборот, было днем радости. Некоторые церкви отмечали праздник в первое воскресенье после иудейской Пасхи, поскольку Иисуса распяли в день Пасхи, но в соответствии с Евангелиями у воскрес он в день после субботы. /
Начиная со II в. торжество становится ежегодным во всех церквах, хотя со временем проявились различия традиций Римских и Александрийских церквей с церквами Малой Азии, поскольку последние праздновали Пасху по иудейскому обычаю, а на Западе ее отмечали в первый воскресный день после еврейской Пасхи. В результате появилась настоятельная потребность в решении вопроса о дне празднования Пасхи, для чего Константином Великим в 325 г. был созван Собор епископов, вошедший в историю под названием Первый Вселенский, или Никейский. В ходе мероприятия было запрещено отмечать Пасху вместе с иудеями, хотя кое-какие малоазийские церкви продолжали следовать древнему обычаю. Позднее Антиохский собор признал «иудействующих» еретиками и отлучил от церкви.
Название Пасха для обозначения именно Воскресения Христова вошло в обиход лишь в V в. Впоследствии день Пасхи становился все более значительным праздником из всех праздников богослужебного календаря, поэтому его называли «царем дней», «праздником праздников».
С VIII в. и на протяжении 5 столетий праздник отмечается по договоренности между церквами Востока и Запада.
В конце XVI в. глава Римско-Католической церкви папа Григорий XIII устанавливает новую Пасхалию, именуемую григорианской. В итоге поменялся весь календарь. Поскольку римская церковь перешла к более точным астрономическим датам, то католическая Пасха обычно отмечается раньше иудейской и православной, в зависимости от года.
В 1923 г. Константинопольский патриарх Мелетий созвал Всеправославный конгресс, в котором приняли участие представители Греческой, Румынской и Сербской Православных церквей и на котором утвердили новоюлианский календарь, обладающий большей точностью, чем григорианский. Но Восточным церквам пришлось не по душе это решение, и они осудили его, а Александрийская церковь на Поместном Соборе заявила, что в принятии нового календаря нет никакой надобности. В Русской и Сербской церквах в обиходе сохранился старый календарь, чтобы не вызывать недовольства в народе.
В итоге на данный момент юлианский календарь используется только Русской, Иерусалимской, Грузинской и Сербской Православными церквами и на Афоне. Финляндская Православная церковь празднует Пасху по григорианскому календарю. Другие церкви отмечают этот день наряду с прочими переходящими праздниками согласно старому стилю, а Рождество и остальные непереходящие праздники согласно новому стилю.
В 1997 г. в городе Алеппо, в Сирии, произошел Всемирный Совет церквей, который выработал предложение четко установить день Пасхи в солнечном календаре (второе воскресение апреля) или же принять одинаковую для всех христиан Пасхалию сообразно современным астрономическим данным. Хотя данные преобразования были намечены на 2001 г., однако их поддержали не все члены Совета.
Пасхальное меню. Пасхальные угощения
Пасха. История и традиции Пасхи
Нет комментариев. Ваш будет первым!