Летний день — за зимнюю неделю.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Лето сухое, жаркое — зима малоснежная, морозная.
Воробьи и ласточки гнездятся с северной стороны — к жаркому лету.
Дождливое лето хуже осени.
Этот месяц назван в честь древнеримской богини Юноны — покровительницы семейного счастья и повелительницы дождя. На Руси его называли «червень» (в эту пору собирали кошениль — червецов, использовавшихся для получения багряной краски), «изок» (от слова «кузнечик»), «разноцвет» (из-за буйства красок в лесах и садах), «светозар», «хлеборост», «скопидом».
Июнь — румянец года.
Июнь — пустые закрома.
В июне солнышко высоко, с утра до вечера далеко.
Июнь — конец пролетья, начало лета.
Проводит июнь на работу, отобьет от песен охоту.
Май творит хлеба, а июнь — сено.
Знойный июнь — на рыбалку плюнь.
Июнь — месяц гнезд.
Если в июне частые зарницы — будет хороший урожай.
День Ивана-долгого, названный в честь благоверного князя Иоанна Угличского.
После Ивана не надо жупана.
Если первые два дня июня идет дождь, то месяц будет сухим.
Пауков много — к хорошем погоде. Вороны клювами в одну сторону сидят — ожидай сильного ветра.
День мученика Фалалея, огуречника.
На Фалалея досевай огурцы скорее. Много на елке шишек — много и огурцов. Дожи — к обилию грибов.
Считалось, что огурцы надо сажать скрытно, чтобы не видели ни соседи, ни даже домашние, не принимающие участия в работе. Особенно советовали таиться при посадке первой гряды. Если же кто подсмотрит недобро желательным глазом, то будет много желтых, раньше времени поблекших плетей.
Время сбора лекарственных трав, особенно ядовитых.
День Олены и Константина.
Сей лен на Олену.
Льны Олене, огурцы Константину.
Длинные льны — Еленины косы.
Каково 3 июня, таково и 3 декабря.
Веселится нечисть. Шаркать ногами нельзя — будет безденежье.
День мученика Василиска, соловьиный день. Сажать нельзя — ничего не вырастет.
День-синитель, васильковый повелитель.
На Василиска не паши и не сей, а не то уродятся одни васильки.
День святителя Леонтия, конопляника, огуречника.
Коноплю в поле сей и на рябину гляди — коли цвет в круги, и конопли долги.
У кого конопелька — у того двойная копейка. На Леонтия-огуречника кончай посадку огурцов.
Примечали: массовое появление оводов — к урожаю огурцов.
Кто в этот день веселится, тот без денег и хлеба останется.
Иванов день (обретение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна).
Приметы этого дня:
Если на рябине много цветов, то будет хороший урожай хлебов.
Сильные росы — на хороший урожай.
С Иванова дня начинаются медвяные росы, причиняющие вред. Все травы набрали целебную силу.
В некоторых местностях к этому дню приурочивали посадку капусты. Сажальщица, беря первый стебель рассады, приговаривала:
Дай, Боже, час добрый, чтоб капуста моя принималась и в головки складывалась! Приметы:
Северный, северо-западный ветер — к сырому лету. Восточный ветер — много принесет болезней.
Федоры. Дом убирать нельзя. На Федоры не метут из избы сора.
Начинается сбор колдовских трав. Домовой требует почтения: ему нужно оставить кашу.
День Никиты-гусятника. Нужно хорошо покормить домашних птиц, особенно гусей.
День ясный — урожай будет богатым.
День мученицы Федосьи, колосятницы.
Один из самых несчастных дней в году:
День святой Федосьи стоит один всех понедельников.
Начинает колоситься рожь:
Пришла Федосья — во ржи колосья.
Колосится рожь — много грибов найдешь.
Грибов нет — урожай ржи и пшеницы плохой.
Рожь две недели зеленеет, две недели колосится, две отцветает, две наливает, две подсыхает.
Рожь говорит: «Колошусь!», а мужик: «Не нагляжусь!».
Взошли хлеба — не дивись, налились хлеба — не хвались, хлеб на току — про урожай толкуй.
Когда рожь заколосится — пора проводить очень красивый обряд, который называли «водить колос». На восходе солнца молодежь собиралась у околицы и становилась в два ряда лицом друг к другу; стоящие напротив брались за руки, образуя пары. Затем по этому длинному «мосту», по соединенным рукам, пускали, идти маленькую девочку, украшенную цветами, лентами, с венком па голове. Те пары, по рукам которых девочка уже прошла, бежали вперед и снова становились, уже впереди. Таким образом, «мост» продолжался бесконечно и приводил девочку прямо к краю озимого поля, где она сходила на землю, срывала пучок зеленой ржи и бежала с ним назад, к околице. Все остальные сопровождали ее песней — величали рожь:
Пошел колос на ниву,
Прошел колос на зеленую.
Пошел колос на ниву —
На рожь, на яровину.
Ой, ладо-лель!
Уродися на лета,
Уродися, рожь густа,
Часта, колосиста,
Умолотиста.
Ой, ладо-лель!
Ходит колос по двору —
С красной девушкой,
Со молодушкой.
Ой, ладо-лель!
Праздничное шествие проходило через всю деревню, а затем молодежь разбирала у девочки колосья и загадывала: кому попадался стебель с выметнувшимся колосом, тому ожидать свадьбы.
Пока рожь не заколосится, детям и молодежи не разрешалось кататься на досках-качелях — земля до этого времени «тяжела». С Федосьи начинали давать скоту понемногу хлебного корма, чтобы лучше плодился.
День преподобного Исаакия, змеевика.
Змеи собираются по лесам в стаи и играют свадьбы.
За Федосьей Исаакий — выползает из норы гад всякий.
В лес ходить нельзя — змеи могут ужалить, а нечисть путает дороги. Дома остерегают от змей — те могут заползти в комнаты, особенно в сырых местностях. Останавливают их с помощью коры, листьев, веток и пепла ясеня.
Ночью снятся сны, в которых можно получить ответы на свои вопросы.
В этот день принято было сажать бобы.
Уродись, бобы, и круты, и велики, на все доли, на старых и малых, на весь мир крещеный.
Уродитесь, бобы, велики и круты, в поле густы., на столе вкусны.
Перед посадкой бобы вымачивали в «озимой» воде — от последнего снега, собранного по лесным оврагам.
День Еремея-распрягальника. Заканчивается сев яровых (кроме гречихи). Уставшие сеятели ложились на межу и говорили:
Пашня, пашня, хлебца нам дай и силушку нашу отдай!
Если сев закончили до кукушки — к большому урожаю.
Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать.
День Устина и Харитона, память мученика Иустина Философа.
Устин тянет вверх коноплю,-а Харитон — лен.
Устин и Харитон рожь то красят, то квасят.
На Устина не городи тына.
Примечали: если в этот день чист восход солнца, то будет хороший налив ржи, а если день дождливый и мрачный — то хорошо уродятся лен и конопля. Дождь — к безденежью.
Если туман, то скоро пойдут грибы и будет ясно; утром ясно — к пасмурной погоде.
День Луки-ветреника, память мученика Лукиллиана. Славяне издревле обожествляли ветер и обращались к нему с просьбами. Спокойный, ровный ветер они вызывали свистом или пением: он помогал сеять и веять хлеба, вращал крылья ветряных мельниц, надувал паруса. Чтобы он не разозлился и не наделал бед, его повсеместно задабривали подношениями. С ветром было связано множество суеверий: считалось, что он может унести подальше болезни или, напротив, навеять их на людей, поэтому ему никогда не отдавали солому из постели больного; матери избегали сушить на ветру пеленки, опасаясь, что ветер унесет детскую душу; принято было бережно относиться к муравейникам, так как муравьи «чувствуют ветер», собираясь в свое жилище перед ненастьем, а потому наверняка С6?Ч2*гы с этой таинственной силой.
На Лукьяна, в канун Митрофана, не ложись спать рано, а приглядывайся, откуда ветер дует: тянет с юга — значит, яровые уродятся.
На Лукьяна южный ветер — к урожаю яровых, северо-западный — к сырому лету, восточный — к наносным болезням.
Сиверок на Лукьяна — ржи дождями заливает.
Коли дождь на Лукьяна — много грибов будет.
Гроза на Лукьяна — к плохой уборке сена.
Вечером «окликали» ветер и просили его принести дожди благодатные:
Ты подуй-ка теплом теплым, ты пролей-ка, ветер-ветрило, на рожь-матушку, на яровину — яровую, на поле, на луга дожди животворные, к поре, да ко времечку.
В этот день копали колодцы. Сначала подыскивали место: переворачивали на землю сковороду и по сырости ее узнавали, есть ли близко вода. В колодце, вырытом в день Луки, вода всегда будет свежая и холодная.
День Митрофана.
На Митрофана овес в кафтане, а на грече и рубахи нет.
Митрофан тем силен, что вытягивает лен.
Пора сеять гречиху и вывозить навоз на паровое поле:
Земля любит навоз, как лошадь овес.
В этот день нельзя ложиться спать рано: год будет неудачным, замучают болезни.
Северо-западный ветер — к большому ненастью; северный — дожди зальют.
День священномученика Дорофея. Начинается время «воробьиных ночей» (самых коротких).
На Дорофея утро вечера мудренее.
На Дорофея погода ясная — зерно будет крупное.
День Иллариона-полольника. Пора полоть.
Пришел Илларион — дурную траву из поля вон. Осот да лебеда — для посевов беда.
День Федота-урожайника.
Святой Федот тепло дает — рожь в золото ведет.
Водяной «играет». Чтобы его задобрить, бросали камешек, обернутый деньгой, в омут или глубокое место.
День великомученика Федора Стратилата.
Федор Стратилат грозами богат.
Гроза на Федора летнего — к плохой уборке сена.
Если во время грозы слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья.
На Федора Стратилата колодцы рои.
Росы с Федора — к урожаю льна и конопли.
Колодезники продолжали поиск воды, а за верные подсказки считали Федора Стратилата своим заступником.
Где зелена трава, там недалече вода.
Где на заре первый туман ложится, там вода близко.
На водяных жилах сильные росы.
С Федора Стратилата в средней полосе России начиналась навозница — вывозка навоза на паровой клин. В работе участвовала вся крестьянская семья: мужчины грузили навоз на телеги, дети становились повозчиками, женщины и молодежь разбрасывали навоз по полю, пожилые готовили на всех еду. Обед в этот день состоял 12 блюд — чтобы во все месяцы жилось сытно.
День Кирилла. Солнцеворот, день летнего солнцестояния. Предшествовавшие ему дни называли «зелеными святками», во время которых воздавали почести покрывшейся нежной зеленью земле.
На Кириллу отдает земля солнышку нею силу.
На Кириллу — конец весне, почин лету.
С Кириллова дня что солнышко дает — то у мужика в амбаре.
В дни летнего солнцестояния отмечали похороны бога плодородия Ярила, ежегодно умирающего и воскресающего. Считалось, что к этому времени зарождается новый урожай, а зерно, посеянное весной и давшее новую жизнь, отмирает. Фигурку божества устанавливали на высоком месте, а затем поджигали или с почестями топили в реке. В некоторых местностях проводы бога Ярила устраивали на пороге зимы.
Если на рассвете тепло, то утром можно делать обереги для здоровья.
День Тимофея. Крестьяне придавали в этот день особое значение различным знамениям, по которым можно было судить об урожае.
Тимофеевские знамения грозой грозят.
Видение или призрак — к большому несчастью, плохому году, тяжелым временам. Счастье, если в этот день ничего не привиделось и не прислышалось.
Нельзя ставить никаких ограждений и заборов — все сгорит. Если вечером искупаться или облиться водой — весь год здоровым будешь.
День преподобного Петра, Петр-поворот, солнцеворот. Все светлые Ангелы, все Небесные силы в этот день слушают человека, и особенно того, кто молится в церкви.
Солнце укорачивает ход, а месяц идет на прибыль. С Петра солнце на зиму, а лето на жару поворачивает. Последний срок посадки капусты, «запоздалый капустник».
День мученицы Акулины. На скотину в поле нападают насекомые:
Акулина — задери хвосты.
На Акулину нападают мухи на скотину.
В некоторых местностях России святую Акулину почитали как гречишницу и в этот день украшали пучками гречихи иконы в домах — «чтобы гречи хороши были». В ее честь устраивали мирские угощения, на которых первым блюдом считалась гречневая каша из прошлогодней крупы.
Начало комариных праздников, продолжающихся 2—3 недели. В лес не ходят — комары одолеют.
День Модеста и Амоса. К святому Модесту обращались с просьбами уберечь скот.
Пришел Амос — пошел в рост овес.
Иволга кричит — к большим потерям.
Заря красная — к большим невзгодам, неурожаю и ненастью.
Птицы молчат — нужно немедленно отдать все долги, иначе будет несчастье.
Домашние животные нюхают воздух, задрав морды — к полному безденежью на целую неделю.
Жабы выползают на дороги — к незапланированным расходам и безденежью.
День Тихона. К нему обращались с молитвами об избавлении от зубной боли: «Святой Тихон, утиши, господи, болезни и вся недуги зубные!»
На Тихона солнце идет тише.
На Тихона у земли самый тихий ход.
На Тихона все птицы затихают, кроме соловья и кукушки. Время останавливается — можно сделать большое количество дел. Духи идут в мир людей и помогают тем, кто работает без лишних слов, вся Вселенная слушает их прошения. Бездельничать нельзя. Нельзя смотреть в зеркало — денег не будет, а будут одни долги.
День Мануила.
На святого Мануила солнце застаивается.
По свидетельству астрономов, в конце июня — начале июля земля действительно движется по орбите с наименьшей за весь год скоростью. В народе это явление было замечено давно и названо «застаиванием солнца».
В зеркало смотреть нельзя. Следует отдать долги — иначе прибыли не будет.
0 # 14 октября 2011 в 17:43 +2 |