Казалось бы, что может быть проще — создать интерьер в стиле минимализма: выкинуть все лишнее, оставив минимум, только самое необходимое. Но в том-то и дело, что убрать — проще, чем загромоздить. И неоспоримый закон творчества гласит: чем проще вещь, тем сложнее ее сделать. Очень трудно вовремя остановиться и не перегрузить, не испортить лишними деталями произведение искусства, предмет мебели или интерьер. Для этого необходимо внутреннее чувство меры, вкус и, в конце концов, талант. В простом лаконичном произведении всегда более заметны неверные, лишние или фальшивые штрихи, ноты или детали. Такие интерьеры напоминают графику — жанр лаконичный, требующий умения обходиться скупыми средствами черно-белой гаммы. Точнее, черного цвета и фона, который необязательно должен быть белым, но обязательно светлым, контрастным, чтобы выгодно перевести внимание на каждую линию, проведенную художником. Этот жанр строг и требует безупречного чувства гармонии и стиля, не прощая ошибок и суеты.
Минимализм в его различных вариантах входит в моду периодически. Стремление к нему возникает, как правило, на рубеже эпох, когда художественные ценности предыдущей эпохи отметаются, и им на смену приходят новые. В такие периоды человек обычно испытывает ощущение усталости, настроения декаданса, тогда и возникает эта тяга к простым и чистым формам и решениям. Так возрождается мода на минимализм. Формальные истоки минимализма лежат в конструктивизме 1920-х годов, а духовные — в «дзенских» интерьерах Японии. Принципы стиля хорошо отображены в знаменитой формуле архитектора Ван дер Роэ: «Меньше— значит больше».
В разные исторические периоды и в разных странах этот стиль имеет свои особенности. Так, в России 20-х годов рождаются конструктивизм и функционализм, девизом которых стало: «Создавать вещи целесообразные и утилитарные, представляющие собой чистые конструкции». Минимализм того времени принимал характер нигилизма, когда роскошь и излишняя «красивость» вещей считались буржуазным пережитком. Появлялась простейшая мебель строгих геометрических форм, лишенная какой-либо отделки и украшений. А единственным «декором» интерьеров служили агитационные плакаты.
В Западной Европе минимализм вошел в моду позднее, в 60-е годы, как реакция на пресыщение помпезной роскошью традиционных интерьеров для высшего и среднего класса. Вначале, в послевоенном обществе производство предметов быта и их украшение развивались с большим размахом: люди компенсировали украшением быта воспоминания о тяжелом времени лишений и невзгод. Затем наступил период, когда дорогие, перегруженные мебелью интерьеры мало кого могли удивить, а оригинальным становился отказ от излишней декорированности обстановки, стремление к простоте форм и цвета.
В наше время минимализм — это скорее мироощущение. Осознание обществом возможности глобальной экологической катастрофы породило тенденцию сознательного отказа от излишеств, возврат к традиционным экологически чистым материалам — дереву, бетону, стеклу, металлу. А ускорение ритма современной жизни, избыток впечатлений и информации привели к небывалому спросу на «успокаивающие интерьеры», во многом заимствованные у Востока. В России минимализм получил широкое распространение еще и потому, что прошедшее десятилетие у нас охарактеризовалось всплеском «новорусского ампира», граничащего с напыщенным и безвкусным китчем. Загромождение жилья красивыми, но нефункциональными деталями привело к тому, что дом или квартира становились непригодными для жизни.
Современный интерьер в стиле минимализма можно охарактеризовать как моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов. Самым важным при создании таких интерьеров является грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света, что создает ощущение светящихся стен и потолка, обилия воздуха. Чтобы создавалось ощущение широты и простора, помещение по возможности освобождается от внутренних перегородок. Большие незадрапированные окна, насыщая пространство светом, соединяют жилье с окружающим миром, делая его частью интерьера. Стеклянные перегородки, светлые стены и потолок, блестящий светлый пол создают ощущение ничем не ограниченной свободы. Зонирование пространства производится с помощью цвета пола, полупрозрачной ткани или стекла раздвижных перегородок, с помощью подсветки в стенах, полу или потолке. Светильников, как правило, не видно, или они просты по форме. Стеклянные полки стеллажей, стеклянные столешницы и двери шкафов как бы растворяются в воздухе, не занимая пространства. Никаких безделушек, аксессуаров очень мало. На окнах — простые по форме жалюзи из прозрачной ткани или металла. Они тоже должны быть почти незаметными.
Цветовая палитра стиля минимализм светлая, основанная на игре полутонов, много белого цвета, графично подчеркнутого черным или серым. Вообще черно-белое сочетание является великолепной основой, которая выгодно оттеняет любой цвет. Палитру дополняют естественные тона дерева, кирпича, металла, блеск стекла. Используются простые природные отделочные материалы, зачастую необработанные, с грубой фактурой: кирпич, бетон, дерево или штукатурка. В минималистическом интерьере очень важны простые формы и линии, а также практически отсутствие декора на окнах и стенах. Здесь идет «игра» в предметы: интерьер оживляется за счет одиночных выразительных деталей — стоящая в белой комнате одинокая черная ваза или — яркий всплеск картины на стене. Светлые матовые стены могут стать прекрасным фоном для небольшого количества предметов живописи (лучше графики) или постеров соответствующего стиля. Важная деталь — картины должны быть обрамлены в тонкие простые рамы.
Формы мебели тоже просты: острые углы, нет пластичных линий. Диваны с прямоугольными подушками и жесткими подлокотниками, такие же кресла и стулья прямоугольной, почти кубической формы. Обивка светлая, однотонная, с редкими контрастными «пятнами» — подушки, например. Использование металла в интерьере придает ему современность: металлические столешницы на кухне, ножки стульев, стойки стеллажей. А солнечный свет, отраженный от стекла и гладкого металла, создает атмосферу радости, легкости и воздушности. Это настоящее царство пустоты и света, геометрически правильных форм и горизонтальных плоскостей. Здесь нет ничего лишнего, все спрятано вглубь. Поэтому в мебели доминируют подиумы, закрытые шкафы, а в идеале — ящики для хранения.
Поверхности предметов желательно делать из цельных плит, полы — из наиболее длинных и широких досок. Сами поверхности должны быть идеальны, минимализм не выносит раздробленности и необработанности.
Подводя итог, отметим, что в интерьерах минимализма все сделано функционально, прочно и красиво. Дизайн построен на тонкой игре нюансов. Все помещения в доме выдержаны в одном стиле, но при этом ярко индивидуальны. В них комфортно отдыхать, они не раздражают и, несмотря на свою аскетическую строгость, уютны и спокойны.
Автор: Д. В. Грожан
Ванная комната. Создание интерьера ванной
Стиль модерн. Создаем дизайн интерьера в стиле модерн
Аксиомы создания минимализма. Создаем дизайн интерьера в стиле минимализм
Нет комментариев. Ваш будет первым!