Определение «китч-интерьер» появилось относительно недавно и означает оно новомодную категорию интерьеров. Основной идеей китча является насмешка над историей и художественными традициями, вкусами и стилями.
Это своего рода нигилизм в архитектуре, отрицающий все ее предыдущие достижения.
Это когда откровенная безвкусица становится принципом выбора, а бьющая в глаза несочетаемость цветов и предметов интерьера — его основной отличительной чертой.
Например, позолоченная лепнина по карнизу, на ярко-синем потолке — крупные блестящие звезды, у стен симметрично стоят кадки с пальмами, а пол выложен керамической плиткой с восточными мотивами.
Вещи в стиле китч входят в моду, когда старые образцы хорошего тона приедаются и вызывают тоску, а новая эстетика еще не сформировалась. Исторически это обычно совпадает с какими-то кризисами: социальными или экономическими, когда обстановка становится нестабильной, а общество ждет перемен. И поэтому мода на вещи в таком стиле достаточно кратковременна.
Но всегда существует определенное количество людей, в характере которых присутствует некий нигилизм от природы, им нравится ставить окружающих в недоумение, опровергать авторитеты. Такие люди в любую эпоху экстравагантно одеваются и столь же оригинально обставляют свое жилье. Так что китч как стиль присутствует постоянно. Как правило, китч рождается от чрезмерного богатства и пресыщенности или, наоборот, от вопиющей, бросающей вызов бедности. Но в любом случае — это стремление эпатировать, таким образом проявив свою неординарность.
Вообще, как правило, излюбленной темой стиля китч являются псевдоисторическая архитектура и интерьеры. Остроконечные башни и башенки загородных коттеджей, в обилии «украшающих» такие произведения, узкие готические окна в сочетании с современными жалюзи и рулонными ставнями и соответствующее внутреннее убранство: огромную «рыцарскую» гостиную украшает электрический камин. Все это типичный китч, но не ироничный, а серьезный. Когда хозяин не то, что не замечает подделок, он уверен, что они производят впечатление подлинников.
Такой китч, возникающий от неумелого подражательства благородным образцам, уходит своими корнями в далекое прошлое. Это стиль провинциальных дореволюционных гостиниц, стремящихся походить не иначе, как на «Асторию» в Петербурге. И тогда бархат заменяют на плюш, позолоченные багеты — на толстые лепные рамы, покрытые бронзовой краской «под золото», а «картины» заказывают у базарного мастера, с непременным сохранением сюжета. Мраморные барельефы стен и колонн можно нарисовать, чем тратиться на настоящий благородный камень. А вот проделав все это, можно наслаждаться скопированной красотой и кичиться собственным «богатством». Так что русский аналог слова китч существовал давно и, что самое интересное, довольно точно отражал смысл понятия.
Помимо китча, возникающего как подделка под «благородство» на полном серьезе, есть, как мы уже говорили, китч как стиль в искусстве. Его суть в осознанном стремлении к созданию вещей-отрицаний и произведений-насмешек. Это как раз то чувство, которым руководствуются даже известные мэтры-дизайнеры, с юмором создавая иногда шедевры-пародии.
Так, на Миланской мебельной выставке 2002 года, как писалось в репортажах, «было много мебели в стиле неукрощенного, бьющего через край роскошного китча». Например, «дворцовые» кровати и затейливые диваны с атласной обивкой и золочеными ножками. А известный дизайнер Филипп Старк однажды удивил всех уродливыми (но достаточно смешными) гномиками, выполненными в базарно-лубочном стиле и использованными в виде ножки стола. А потом он создал и люстру в виде стеклянных полок, на которых стоят хрустальные вазы-плафоны, и назвал этот светильник «Шрамы роскоши». Этот остроумный предмет — добрая ирония старого мэтра над теми, кто любит демонстрировать свое богатство.
Но бывает и китч-интерьер от бедности, у него другой облик. В таких интерьерах основными материалами являются полиэтиленовые занавески, самодельные перегородки, настенная живопись из аэрозольных баллончиков с ярко-кислотными красками и мебель, найденная на свалке. Такой интерьер менее подражателен, чем его богатый родственник, а ирония в нем уступает место агрессии. Жить в таком интерьере можно только с определенным состоянием души.
В странах Запада, где изысканными и стильными интерьерами никого уже не удивишь, существовали одно время даже рекомендации в журналах по дизайну, как можно самому оформить свое жилище, превратив его в произведение искусства в стиле китч: оторвать обои с части стены и по трафарету закрасить образовавшиеся отверстия. Трафареты для большей художественной выразительности рекомендовалось менять от полосок и кружков до силуэтов животных и птиц. Преобразовать надоевшую мебель можно следующим образом: содрать с нее лак местами и нанести на эти участки краску в виде позолоты. Можно также для превращения вашего шкафа в дизайнерский шедевр обмотать его ножки серебристой изолентой.
Итак, китч как причудливое порождение нашего времени, стал уже частью истории дизайна, вполне самостоятельным незамысловатым стилем, который незаметно для многих вошел в их дома и основательно прижился.
Автор: Д. В. Грожан
Ванная комната. Создание интерьера ванной
Нет комментариев. Ваш будет первым!