Когда-то французский деятель культуры Буффон изрек: «Каждый человек — это стиль». Да, все мы — яркие индивидуальности, да, о вкусах не спорят, но вообще-то вопрос о нашей «неповторимости» спорен и несколько преувеличен. И здесь же вспоминается другая истина: «Все в мире повторяется». На самом деле потребности людей различаются лишь в деталях, а в основе своей они очень схожи. Именно эта схожесть и позволяет говорить нам о стиле.
В последнее время мы все чаще слышим слово «стиль». Понятия «стильный человек», «стильная одежда», «стильная обувь» и т.д. основательно укоренились в повседневной лексике. Однако то, что уместно в обыденном, повседневном употреблении слова, в среде дизайнеров звучит не всегда верно.
Стиль — это образ жизни, воплотившийся в сферах искусства. А основная черта любого стиля — эстетическое единство объекта. Другими словами, если некие составные части объединяет общий почерк, идея, дух, то это стиль. Эпоха, уровень развития материальной культуры, мода и мораль часто диктуют свои правила игры и ограничивают буйство нашей фантазии.
Проведем различие между стилем, стилевым направлением и стилизацией. Стиль — это стройная система конструктивных и декоративных элементов. Их комбинация для каждого стиля индивидуальна и уникальна. Например, классицизм основан на конструктивной системе ордера, для рококо характерны декоративные орнаментальные элементы и т. д. Важно отметить, что стиль, помимо современных ему пристрастий, отражает социально-культурные вкусы. Смена общественных идей всегда сопровождается сменой стилей.
Введем классификацию, определив две основные группы стилей интерьера
В первую выделим стили исторические, такие как готика, барокко, классицизм, конструктивизм. Они возникали в определенные периоды времени, развивались и затем исчезали, сменяясь новыми. Некоторые из них принято именовать большими. Это стили, проявившиеся во всех областях искусства — от музыки и поэзии до архитектуры, интерьера и костюма: античная классика, романский стиль, готика, ренессанс, барокко, классицизм, модерн, постмодернизм и т. д. Прерогатива создания и пропаганды «больших» стилей всегда оставалась за творческими силами общества и знатью. Поэтому в массовом сознании «большие» стили всегда ассоциировались с роскошью, представительностью и «элитарностью». Однако мир изменился, и в современном интерьере трудно найти слепое следование какому-нибудь из исторических стилей. Чаще всего дизайнеры в духе постмодернизма используют только отдельные детали «больших» стилей, либо берут какой-то стиль за основу и вольно трактуют его в духе современных представлений о комфорте, используя новейшие материалы и технологии.
Другие стили воплотились не столь полно. К историческим стилям относятся также ампир, конструктивизм, минимализм, хай-тек. Иногда можно встретить определение «стиль Перикла», «стиль Георга», «стиль Людовика XIV» или «стиль Адама». Все это разновидности одного большого стиля.
Вторая группа — так называемые этнические стили. Они определяются элементами народного (этнического) быта. Например, в русском народном стиле используются детали архитектуры, декора или мебели Древней Руси. Другой вариант — подчеркнуто функциональный американский народный стиль и т. д. Многие дизайнеры пользуются принципами американской планировки, берущей начало во времена освоения Дикого Запада. Вы можете оформить жилище в виде ковбойского ранчо, мексиканского дома, малайзийской хижины или чукотского чума. Один из самых комфортабельных и фешенебельных представителей этой же группы — модный сейчас скандинавский стиль.
Стилевым направлением обычно называют явление, которое проявилось фрагментарно, не охватив все сферы человеческой жизни. Например, романтизм, бидермейер, неоготика, неоклассицизм и т. д.
Понятие стилизация является производным от стиля и обозначает творческую свободную интерпретацию его элементов. Всякая стилизация стремится к созданию современного и нового, обращаясь к художественным приемам прошлого. Исторические стили живут в определенное время, и восстановить их, не исказив, практически невозможно и нецелесообразно. Поэтому «повторение» стиля живет в современности лишь в виде стилизации. Так, например, обращаясь в дизайне интерьера к египетскому, византийскому, этрусскому или античному стилям, мы, как правило, создаем стилизацию.
Стиль стал сегодня более гибким, более мобильным, более открытым влияниям извне. Безусловно, это следствие единого «информационного поля», в котором существует современная цивилизация. Новые тенденции со скоростью света распространяются по миру, приживаясь или отторгаясь, модифицируясь или оставаясь неизменными в каждой отдельно взятой стране.
Но сами тенденции существуют. Сегодня огромный выбор отделочных материалов и аксессуаров дает возможность оформить помещения в различных стилях от классики до авангарда. Вместе с ростом производства, новейшими технологиями изменяется и отношение человека к миру и к своему дому. Урбанизация и тяга к экологичности, бешеные ритмы современной жизни и желание тишины — все это проявилось в новых стилях.
Каждый сформировавшийся стиль по-своему эстетически совершенен и привлекателен, и на каждый из них найдется свой «покупатель». Хочется только напомнить, что соответствие квартиры характеру хозяина — его привычкам, мировоззрению — главное условие при выборе и разработке стиля любого интерьера.
И, наконец, тем из вас, кто решил начать практическую работу над стилевым направлением своего интерьера, мы хотели бы дать несколько полезных советов:
1. Лучше всего выбирать стиль, исходя из образа вашей жизни. Можно придерживаться этого стиля в оформлении всего интерьера, а можно — в пределах одного помещения.
2. Не пытайтесь воспроизвести стиль полностью. Если вы остановились на историческом или этническом стиле, не стоит золотить потолки в спальне или воспроизводить в натуральном виде бревенчатую избу.
3. Найдите в своем доме место для стилевого акцента.
4. Существует три уровня применения стиля в современном интерьере. Выберите для себя наиболее оптимальный:
1-й уровень— радикальный,— это полная реконструкция помещения с целью воспроизвести пространство, пропорции, объемы стиля;
2-й уровень — здесь главная декоративная доминанта интерьера — это конструктивный элемент стиля (например арка, колонна или пилястра);
3-й уровень — самый простой, требующий минимальных затрат сил и ограничивающийся включением в интерьер стилевого акцента (им может стать как отдельный предмет, так и группа предметов).
Рекомендуем посмотреть:
Ванная комната. Создание интерьера ванной
Практика создания модерна в современных условиях
Стиль модерн. Создаем дизайн интерьера в стиле модерн
Оформление гостиной
Оформление прихожей