Малыш начинает протестовать, если ему не дают возможность проявлять самостоятельность, реализовывать свое «я». Когда с помощью постоянных запретов его во всем ограничивают, он становится либо безынициативным и пассивным, либо неуправляемым и упрямым. Тип поведения будет зависеть от характера ребенка. Дети активные, подвижные и общительные начинают себя хуже вести, протестуя таким образом против бесконечных родительских «нет». Дети замкнутые, медлительные и впечатлительные подчиняются обстоятельствам и «плывут по течению».
Американские ученые поставили простой эксперимент, благодаря которому доказали, что запреты меняют поведение ребенка в худшую сторону. Эксперимент проходил следующим образом: у детей 5 лет ученые сначала выявили вкусовые предпочтения (предлагались на выбор изюм и сушеное манго). Оказалось, что они одинаково любят и то и другое лакомство. Потом в комнате, где играли дети, были установлены скрытые камеры и введен запрет на употребление изюма. Малышам сказали, что изюм можно есть только, когда учитель позвонит в колокольчик.
В первый день дети ели и манго, и изюм в одинаковых количествах. На второй день ситуация начала меняться: изюм стал пользоваться большим спросом, чем манго. А в последний, десятый день эксперимента вокруг изюма уже горели нешуточные страсти, когда звенел колокольчик, дети, отталкивая друг друга, запихивали в рот огромные пригоршни изюма, а на манго не обращали никакого внимания.
Этот опыт подтверждает хорошо известный факт: запреты только усиливают интерес к тому, что не разрешено. Поэтому, злоупотребляя запретами, вы рискуете добиться от ребенка реакции, противоположной той, на которую рассчитываете.
Особенно яркие эмоциональные переживания возникают у трехлетних малышей, если дело касается удовлетворения собственных желаний.
Чем больше трудностей при их выполнении, тем сильнее эмоциональная вспышка, особенно если ребенок хотел выполнить что-либо самостоятельно.
В этот момент особенно нужна эмоциональная поддержка взрослого. Малышу необходимо дать выразить свои отрицательные эмоции, это важная часть его развития и взросления. Не следует пытаться сразу же гасить отрицательные переживания и тем более эмоционально реагировать на аффективные вспышки, случившиеся не к месту и не вовремя.
Типичный пример: мама с ребенком входит в вагон метро, тот, видя, что все места заняты, начинает капризничать и требовать себе место, мать спокойно говорит, что поскольку свободных мест нет, можно сесть на пол. Ребенок в недоумении и от неожиданности резко прекращает «показательные выступления».
Что же такое кризис 3 лет? Как считают психологи, это особый, относительно непродолжительный во времени период жизни, характеризующийся резкими психологическими изменениями. Кризис может начаться в 2—2,5 года и протекать бурно и стремительно, а может остаться незамеченным родителями и в 3 года. Форма, длительность и острота проявления будут зависеть.
Причиной плохого поведения ребёнка может стать и кризис 7 лет.
Ревность — негативное чувство, возникающее при недостатке внимания со стороны очень значимого, любимого человека в том случае, если это внимание мнимо или реально уделяется кому-то другому. Ревность — это прежде всего страх потерять дорогого человека, остаться отвергнутым. У ребенка ревность возникает, когда ему кажется, что родители уделяют ему все меньше и меньше внимания, которое сполна при этом получают его братья и сестры.
«Мама, давай отдадим Сеню обратно в роддом, — горько плачет старший сын, глядя на то, как мать нежно обнимает младшего. — Ты меня больше не любишь! Я уйду от вас, совсем уйду, и пусть меня волки съедят!»
В семье, где несколько детей, ревность почти неизбежна. Чаще всего она проявляется по отношению к младшим. Чем меньше разница в возрасте между детьми, тем сильнее чувство ревности. Считается, что идеальная разница в возрасте между старшим и младшим ребенком составляет 6 лет.
Чувство ревности приводит к тому, что старшие дети, страдая от дефицита общения с мамой, вымещают свои отрицательные эмоции на младших, жестоко обращаясь с ними. Ведь именно младший является виновником того, что старший лишился части родительского внимания.
Трехлетний карапуз, которого мать отдала в детский сад как только родился младший брат, при первой же возможности сильно толкнул не умеющего еще толком сидеть малыша и тот сильно ударился головой об пол. И тогда старший получил желаемое — внимание рассерженной мамы.
Содержание поступка для ребенка в этот момент не важно, главное — чтобы его снова, как раньше, заметили. Тут рекомендации просты: ребенка заранее (все 9 месяцев беременности) готовят к рождению брата или сестры. Позже, объединяя уже двоих во всех своих делах, мать должна выделять время для общения только со старшим, без присутствия маленького. В этом случае ребенок не чувствует так остро свою отверженность.
Зачастую дети реагируют на новость о прибавлении в семействе с радостью: «Это здорово! У меня будет младший брат!», но все равно рано или поздно у них появятся беспокойство и сомнение, любят ли его родители по-прежнему. Поэтому будет правильным, если мама заранее «по душам» поговорит с ребенком и честно скажет ему: «Твой маленький брат будет не только радовать нас, но и требовать, чтобы о нем заботились: надо будет переодевать его, кормить, стирать его одежду, укладывать спать. Тебе может показаться, что я стала любить тебя меньше. Если ты так подумаешь, то обязательно скажи об этом мне. Знай, что это не так, что я очень сильно люблю вас обоих».
Этими словами родители покажут, что понимают чувства своего малыша, что он может полностью доверять им. Будет лучше, если ребенок станет делиться своими мыслями и чувствами с близкими, а не замкнется в себе, молча страдая.
Родителям необходимо переосмыслить свое отношение к детям, если ревность проявляется в агрессии, отказе от еды, симуляции плохого самочувствия или стремлении вернуться в младенчество (например, ребенок может начать сюсюкать или проситься на ручки).
Ревность может проявляться и по отношению к одному из родителей. Если мать уделяет больше внимания мужу, ребенок начинает чувствовать себя брошенным и нелюбимым. В этом случае его поведение приобретает протестный характер: он грубит родителям, умышленно «не слышит» их просьб pi замечаний, нередко обвиняет не только отца, забравшего любовь матери, но и себя в том, что мама редко обращает на него внимание. «Я дура, я плохая и некрасивая!» — говорит пятилетняя девочка, страдая от ревности к отцу.
Ревность у ребенка может проявляться в меньшей степени при получении необходимого внимания и тепла со стороны эмоционально близкого человека. Детская ревность — естественный показатель нормального развития малыша. Исключить совсем ее нельзя, но уменьшить ее разрушительную силу просто необходимо. Только родители могут регулировать поведение ребенка, ослепленного ревностью.
Здоровая ревность представляет собой соперничество между братьями и сестрами, которые пытаются доказать взрослым, что каждый из них лучше — умнее, добрее, послушнее остальных. Оптимальным вариантом для примирения детей являются совместные игры и прогулки, ответственные семейные дела, в которых принимает участие вся семья. Не ругайте ребенка в присутствии других детей, не давайте младшим детям игрушки и одежду более старших, не получив на это их согласия. Объясняйте малышам в присутствии старшего ребенка, что они должны брать с него пример. Старайтесь найти время (хотя бы несколько минут в день) для общения с каждым ребенком, чтобы он мог посекретничать с мамой и рассказать ей о своих переживаниях. Чаще находите повод похвалить всех детей сразу и не забывайте регулярно говорить, как сильно вы их любите.
Детские переживания на почве ревности могут сформировать у ребенка низкую самооценку и комплексы, которые отразятся на его дальнейшей жизни. Психологические травмы и обиды, вызванные недостатком родительского тепла, не забываются человеком никогда и могут привести к отчуждению как между уже выросшими детьми, так и между детьми и родителями.
Нельзя противопоставлять детей друг другу: «Он младше тебя, ты должен заботиться о нем и помогать нам. Раньше мы заботились только о тебе, а теперь у тебя есть брат». Такие разговоры приведут только к борьбе за родительскую любовь и внимание. Ревность или зависть у детей быстро прогрессируют в том случае, если родители будут заострять внимание на разнице в возрасте или половой принадлежности детей. Похожая ситуация возникает, когда предпочтение отдается ребенку более умному, красивому или талантливому. У менее способного из детей возникает зависть к более успешному, но жесткая конкуренция между ними разовьется только в том случае, если одного малыша хвалить сверх меры, обделяя добрым словом другого.
Естественно, не стоит к младшим и старшим детям относиться одинаково. Старшим необходимо предоставлять больше самостоятельности, больше прав для выбора круга общения. Дети по мере взросления получают больше свободы действий, но вместе с тем растет и ответственность за их последствия.
Взрослым не стоит всегда заставлять ребенка жертвовать чем-то ради брата или сестры: «Я не смогу купить тебе эту игру: твоему младшему братишке нужна коляска». В подобной ситуации надо с пониманием и сочувствием относиться к интересам ребенка и найти такое объяснение, которое не заставит его усомниться в вашей правоте.
Нет комментариев. Ваш будет первым!