В кабинете психолога маленький мальчик испуганно озирается по сторонам. На предложение порисовать он вопросительно смотрит на мать. Малыш весь напряжен под ее строгим взглядом, боится сделать лишнее движение. Мать, уверенная в себе, жесткая, скупая на эмоции женщина, воспитывает сына одна. Разговаривает с ним, как правило, командно-приказным тоном, постоянно дает ему указания, как и что делать: «Я сказала, сейчас же идем домой!», «Я считаю, что ты должен сначала поесть!» и так далее.
В общении с ребенком родители обычно придерживаются знакомой и близкой им стратегии воспитания. Если мать в детстве подавляли, унижали, ограничивали во всем, то она бессознательно так же будет поступать со своими детьми. Главная задача таких родителей — добиться беспрекословного послушания и дисциплины. Подобный стиль воспитания называется авторитарным, его отличает постоянное подавление старшими инициативы и чувства собственного достоинства у детей. «Я знаю, как надо! Что я сказал, то и делай!» — типичные реплики авторитарного родителя.
Нередко родители, испытывающие на работе давление со стороны властного начальника, неосознанно переносят авторитарный стиль общения на своих детей, требуя от них беспрекословного подчинения в любой ситуации. Обычно такой подход связан с жестоким обращением и эмоциональным подавлением ребенка. Все воспитательные воздействия сводятся к наказаниям или угрозе наказания. Результаты авторитарного стиля воспитания печальны: дети вырастают пассивными и безынициативными, для них характерны отсутствие творческой фантазии, уход от ответственности и трудностей, конформизм (следование мнению большинства), скрытое стремление к власти и агрессия по отношению к более слабым.
Авторитарные родители очень редко показывают детям свою любовь и теплые чувства. Основная форма их общения с ребенком — указания и приказы. В таких семьях дети постепенно отдаляются от родителей, нередко начинают активно протестовать против их моральных ценностей — ведь у них существует собственное мнение и собственное «я».
Известно, что дети из авторитарных семей часто неуверены в себе и имеют низкую самооценку. В повседневной жизни они ориентируются в основном на мнение старших по возрасту или людей, стоящих выше по общественному положению, у них тяжело проходит процесс социальной адаптации.
Что делать в данной ситуации.
• Первое, что можно сделать для преодоления авторитаризма в своем общении с ребенком, — это хотя бы в мелочах предоставить ему возможность выбора: что съесть за обедом, когда пойти гулять, как сложить игрушки.
• Очень важно завоевать настоящий авторитет в глазах сына или дочери (например, более высоким уровнем знаний и умений).
• Не следует предъявлять к ребенку завышенных требований: не каждый может стать Моцартом или Плисецкой. Малыш нуждается в вашей любви и поддержке, даже если не достигает высоких результатов в какой-либо деятельности. Он не обязан оправдывать ваши надежды и честолюбивые замыслы, не должен получать ту профессию, о которой мечтаете или мечтали вы!
• Старайтесь замечать больше положительных качеств и поступков ребенка, избавьтесь от безжалостной, всеразрушающей критики.
Нет комментариев. Ваш будет первым!