ВЫРАСТЕМ, ПОТЯНЕМСЯ, МАЛЕНЬКИМИ НЕ ОСТАНЕМСЯ!
К началу этого периода практически все детки уже сидят, хлопают в ладоши, стучат предметом о предмет, могут брать маленькие предметы пальцами, а большие — двумя руками. Некоторые все чаще стоят или даже ходят у опоры. Кроме того, малыши активно исследуют новые высоты: осваивают возможность залезать на диваны, тумбочки, столы и под них. Ребенок становится более независимым, а вместе с желанием залезть повыше и ощущением высоты у него постепенно развивается и осторожность.
Родителям не приходится расслабляться. Но приблизительно в это время (у кого-то раньше, у кого-то позднее) намечается перерыв в освоении новых навыков. Ребенку пришло время закрепить то, чему он уже научился.
Малыш может находить вещь, спрятанную у него на глазах, осознанно выбирает игрушку, может вспомнить, в какую игру он играл вчера.
Что касается рациона, то одно кормление все еще приходится на грудное молоко или адаптированную смесь.
Может быть, ему бы хватило и «взрослой» пищи, но сосание помогает лишний раз почувствовать связь с мамой. Поэтому не стоит лишать кроху этого удовольствия без острой необходимости. Это своеобразное подтверждение стабильности и безопасности мира, компенсация скачка в развитии.
Малыш еще не говорит, но его реакции ясно показывают, что он прекрасно понимает не только смысл того, что ему говорят, но и ваши эмоции. Поэтому нелишне будет объяснять ребенку не только то, что вы делаете, но и то, что чувствуете. Почему сердитесь, о чем грустите, чему радуетесь. Если вы найдете в себе силы сказать малышу: «Мне сейчас грустно, у меня неприятности, но это не связано с тобой», если вы сумеете отказаться от крайне сомнительного утверждения «ребенок пока ничего не понимает», вы облегчите крохе существование и заложите основы взаимопонимания и мира в семье. Ведь чтобы понять друг друга, нужно найти силы высказаться и выслушать.
Не нужно думать, что скрывать от ребенка (и вообще от близких) свои неприятности и заботы — правильно. Это ошибка, причем, иногда непоправимая. В силу тесной взаимосвязи между членами семьи, а тем более между мамой и ребенком, последний все равно чувствует неизбежную в таких случаях отчужденность и несет, пусть и не в полной мере, груз ваших эмоций. Ничего не объясняя, вы только усугубляете ситуацию, взваливая на ни в чем не повинного человечка безотчетное чувство вины и безысходности. Малыш оказывается беспомощным перед вашей нелепой гордостью и тщетным старанием оградить его. Только ваша искренность снимет напряжение, поможет ему научиться сопереживать и находить способы избавления от грусти или гнева. Поэтому, признавшись в своих чувствах, не забудьте сообщить ребенку, как вы с ними будете справляться: «Ничего, вот погрущу немного, и пройдет» или «Сейчас я сердита, мне нужно немного побыть одной, но скоро я успокоюсь» и т. д.
К этому периоду малыш сделал огромные успехи в социализации.
✓ может защищать себя и свои игрушки;
✓ оценивает настроение людей;
✓ может заплакать потому, что плачет кто-то другой;
✓ повторяет действие, если его поощряют и хвалят;
✓ сам начинает игру;
✓ любит играть рядом с родителями;
✓ понимает и выполняет всевозможные просьбы.
Перед нами уже вполне адекватный человечек, хотя и очень маленький.
Сейчас кроха старается делать все, «как взрослый». Он уже вполне освоил движения рук и мимику, чтобы повторять за домочадцами движения. Иногда эти повторы настолько точны, что остается только поражаться способностям юного пародиста. Закон подражания действует и в играх: пока вы не покажете малышу, что качать можно не только мишку, но и куклу, он сам не догадается. Именно поэтому ему сейчас так нужно участие в играх взрослых.
В вашей семье начинается прекрасный период сотрудничества: ребенок уже понимает просьбы родителей и с удовольствием откликается на них. Он охотно соглашается на любые манипуляции с взрослыми предметами. Поощряйте кроху, сейчас у вас есть реальный шанс вырастить хорошего помощника.
Когда просите малыша о чем-нибудь, смотрите ему в глаза, покажите свою готовность общаться и взаимодействовать. После того, как просьба произнесена, получите подтверждение: «Хорошо?» или «Ты понял?» Не просите ничего впопыхах, между делом. Малышу пока сложно сосредоточиться как на просьбе, так и на ее выполнении. Особенно ребенку с нестабильным вниманием. Тем более исключите из общения с малышом всякие окрики: они только перевозбуждают кроху и мешают сосредоточиться.
К году большинство малышей довольно уверенно ходят сами. Особой любовью у них начинают пользоваться игрушки или предметы, которые можно катить перед собой (например, коляска). Если ваш кроха еще не начал ходить, не расстраивайтесь, лучше уделите больше внимания гимнастике и массажу. И очень скоро маленький человечек порадует вас первыми шагами.
В возрасте 10 МЕСЯЦЕВ малыш вполне освоил такие навыки.
✓ Ползает на животе, уверенно сидит, сам садится, ходит у опоры.
✓ Следит глазами за предметом.
✓ Находит спрятанный на его глазах предмет.
✓ Вслушивается в речь взрослого человека и подражает ее звукам.
✓ Воспринимает шутки.
✓ Предпочитает мелкие предметы крупным.
✓ При помощи одного предмета достает другой.
✓ Сознательно выбирает или отбрасывает предметы и игрушки.
✓ Спокойно расстается с грудью.
✓ Жует мелко порезанную пищу.
✓ Проявляет активный интерес к другим детям.
В возрасте 11 МЕСЯЦЕВ ребенок владеет следующими способностями.
✓ Активно ползает, пытается самостоятельно ходить.
✓ Складывает игрушки в корзинку.
✓ Помогает, когда его одевают.
✓ Понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг.
✓ Произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц.
✓ Выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми.
✓ Хорошо пьет из чашки.
✓ Делает утвердительные и отрицательные знаки головой.
✓ Машет рукой в знак приветствия или прощания.
✓ Ждет одобрения своим действиям.
✓ Залезает на ступеньки и спускается с них.
✓ Висит на кольцах или турнике в течение минуты.
✓ Забирается на первые несколько ступенек шведской стенки.
В возрасте 12 МЕСЯЦЕВ малыш способен порадовать родителей такими умениями:
✓ Ходит самостоятельно (необязательно).
✓ Оборачивается, когда его называют по имени.
✓ Проявляет интерес к картинкам в книге.
✓ Мотает головой в знак протеста, активно выражает негативные эмоции.
✓ Пользуется словами, понятными матери, вроде «вава», «бах», повторяет слоги, знает 2—3 слова.
✓ Произносит 10—15 «облегченных» и «имитирующих» слов.
✓ По-разному ведет себя с разными людьми.
✓ Проявляет самостоятельность.
✓ Лепит «пирожки», катает колбаски из теста или глины.
✓ Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия.
✓ Сопровождает рисование комментариями.
✓ Жует твердую пищу.
✓ Пользуется ложкой и чашкой.
Вера # 22 ноября 2011 в 23:20 +2 | ||
|