ВЫРАСТЕМ, ПОТЯНЕМСЯ, МАЛЕНЬКИМИ НЕ ОСТАНЕМСЯ!
Итак, с каким же багажом умений и навыков подходит малыш к началу 4 месяца жизни? Какие новые возможности открываются родителям для общения с ним?
Теперь ваш малыш умеет улыбаться — это самое главное приобретение первых месяцев жизни, теперь этот маленький комочек не просто предмет вашей неустанной заботы, но и равноправный участник общения.
А знаете ли вы, что специалисты различают у 3-месячных младенцев более 70 видов улыбок!? Как ни странно, обычная мама, внимательная к своему малышу, может легко достичь тех же результатов. Главное — как можно больше общаться с сынишкой или дочуркой!
Именно теперь у мамы появляется более тесная эмоциональная связь с ребенком, ведь вы ощущаете, что вас слышат, понимают и готовы делиться любовью. Именно улыбка становится тем ощутимым и значительным вознаграждением, ради которого мы живем. И в головах многих невыспавшихся родителей возникает мысль: «Да, вот это оно, вот из-за чего так ждут появления этих капризуль и так много терпят. Вот оно, родительское счастье. Лежит и улыбается».
А еще в этом возрасте ребенок начинает смеяться. Заливисто и искренне. Как тут не залюбоваться и не почувствовать себя самыми счастливыми родителями.
Кстати, к 3 месяцам ребенок активно знакомится со своими ручками, тем более, что пальчики уже вполне раскрылись из кулачков. В один прекрасный день малыш обнаруживает их существование, и перед ним открываются новые горизонты познания: маленькие кулачки можно засовывать в рот, пытаться попасть ими по висящим над кроваткой погремушками. А тут и ножки показались. Сосать пятку — это ли не прекрасно!
Развивается еще одно умение малыша — очень простое, но неоценимое. Теперь, прежде чем попытаться попасть по игрушке, покачать, потянуть в рот, кроха долго и внимательно разглядывает ее, словно раздумывает, будет ли стоить результат приложенных усилий. Эти первые проявления произвольного внимания — предвестники осознанного изучения окружающего мира.
К 3 месяцам часть врожденных рефлексов, характерных для новорожденных, исчезает, и их место постепенно занимают осознанные навыки.
Мышцы малыша настолько окрепли, что теперь ему под силу не только поднять голову, но и поворачивать ее во все стороны в поисках игрушки, человека, источника звука или света. А еще малышу удается приподнять корпус, опершись на предплечья, и довольно долго оставаться в этой позе.
В этом возрасте детишки с удовольствием слушают сказки (особенно рифмованные или ритмизированные), стихи, «играют» в потешки, «подпевают» маминой колыбельной. Как видим, наши потешки и пестушки не теряют своей актуальности, а вот горизонты их применения постепенно раздвигаются из-за больших возможностей самого малыша.
Некоторые младенцы только к этому возрасту начинают демонстрировать маме все сложности материнства. Если раньше кроха только спал и ел, то сейчас, когда его нервная и двигательная системы стали совершеннее, он способен воспринять за день гораздо больше впечатлений. Это прекрасно, но чревато появлением «беспричинного вечернего плача». Впрочем, часть карапузов с самых первых дней жизни «радует» этим своих родителей.
Плач младенца является полноценным инструментом общения. Но если в первые 3 месяца плач был в первую очередь жалобой на физический дискомфорт (скопление газиков, голод, жару или холод и пр.), то теперь крик и плач становятся все чаще эмоциональными проявлениями. Вряд ли это существенно изменит или облегчит жизнь взрослых, зато общение с малышом станет интереснее: кроха знакомится со своими чувствами и охотно делится ими с окружающими. Он может пугаться, разочаровываться, проявлять любопытство и радость — целая палитра чувств, которая обогатит ваше общение новыми красками и сделает связь с крохой более стабильной и глубокой.
Малыш уже узнает лицо мамы (или заменяющих ее взрослых), встречает ее появление улыбкой. В этот период долгая разлука с мамой может оказаться серьезной травмой для крохи.
А вот и первая круглая дата — вам 5 месяцев! Почти каждая мама так и говорит: «Нам 5 месяцев!» Еще долго будет сохраняться эта милая грамматическая ошибка, подчеркивая неразрывную связь матери и дитя.
Этот период полного слияния завершается обычно бунтом трехлетнего возраста — кризисом трех лет.
Именно сейчас вы можете впервые услышать от любимого чада что-то похожее на самое главное слово «Ма-ма». Конечно, пока младенец произносит его случайно, осваивая новый вид речи — лепетную, ребенок начинает произносить слоги. А звукосочетания «ма», «ба», «па», «да» — самые простые. Поэтому малыш будет радовать вас и себя, растягивая и распевая их целыми днями. «Разговоры» и даже «диалоги» со взрослыми становятся в этом возрасте главными. Поэтому очень полезны потешки с нехитрыми заданиями: хлопками или поднятием ручек. Малыш уже пытается осуществлять их самостоятельно, что приводит его в невероятный восторг — он уже может общаться со взрослым на равных!
А теперь новый юбилей — вам полгода. Как быстро летит время! Теперь вы уже вполне уверенная в себе мама, хорошо изучившая своего малыша.
Многие детки в этом возрасте уже четко и ясно видят как близко расположенные, так и удаленные предметы, а некоторые уже сидят. Теперь во время прогулки малыша можно без опасений посадить в «кенгурушку». На прогулке он теперь может не спать и с удовольствием рассматривать все вокруг. А у вас появляется возможность рассказать ему обо всем, что встречается на пути.
И помните, для развития грамотной речи нужно точно и правильно называть то, на что обращает внимание малыш. Не обманитесь тем, что в речи малыша не заметно особых изменений. Пройдет довольно много времени, прежде чем он научится хорошо говорить, но сейчас активно формируется так называемый пассивный словарный запас, и именно от усилий родителей зависит, насколько большим он будет. В него входят слова, значение которых малыш понимает и реагирует на них, соответственно их смыслу, хотя пока еще не произносит. К полугоду младенец прекрасно знает свое имя, названия предметов, которые его окружают, привычных игрушек, повторяемых изо дня в день действий. Он узнает голоса мамы и папы, даже когда они доносятся из другой комнаты.
Примерно в полгода кроха начинает постигать великий закон причины и следствия. Причем использует он для этого самые нехитрые затеи из тех, что доводят самых терпеливых мам до исступления. Одна из них — выбрасывание игрушек из манежа. Без специальных знаний тяжело понять, что это не баловство, не издевательство, а хотя и примитивный (и потому столь раздражающий взрослого), но очень важный метод познания мира и его стабильности. И огромное количество повторений одних и тех же действий — первые статистические наблюдения. По этой причине малыша так привлекает то, что «появляется и исчезает». Малыш готов закрывать и открывать коробочки, хлопать крышкой, прятать в них что-нибудь. И конечно, раз за разом бросать игрушки и наблюдать, как они летят и падают. Не следует думать, что малыш решил рассердить вас. Ни в коем случае! Это вам кажется, что он совершает «акт вандализма», а для него это открытие волшебных законов мира.
Еще одна особенность детей этого возраста — пристрастие ко всевозможным повторам. Повторяющиеся действия, знакомые слова, любимые игрушки и картинки дают ощущение знакомой, незыблемой обстановки и такое радостное чувство узнавания, а значит, стабильности. Отнеситесь к этому с пониманием. Постарайтесь избегать неумеренного разнообразия в игрушках и затеях. Не ленитесь раз за разом повторять одно и то же.
В полгода малыши уже начинают вставать, держась за опору. Для опоры они могут использовать все, до чего дотянутся: бортик кровати или манежа, жесткое сиденье стула. Поэтому родителям следует убедиться в том, что крупные предметы, окружающие малыша, устойчивы. Уже в этом возрасте вам могут пригодиться некоторые предметы из детского спортивного комплекса: лесенка, турничок или кольца.
Частенько полугодовалому малышу манеж становится мал, поэтому его следует выкладывать на пол, проследив, чтобы он не был слишком холодным. Разложите вокруг игрушки так, чтобы карапуз мог дотянуться до них, приложив небольшое усилие. Стараясь подползти, перекатываясь к вожделенному предмету, младенец будет тренировать мышцы для ползания и хождения. Скоро-скоро он начнет ползать. Возможно, уже сейчас нужно подумать о том, как свести к минимуму доступ к потенциально опасным местам. Ведь ползунок залезет в каждый уголок, если преграда окажется не слишком прочной.
Полугодовалый малыш легко хватает все, что под руку попадется, перекладывает из одной руки в другую, опускает и берет снова, схватившись поудобнее. Бросать и выпускать для него еще гораздо сложнее, чем брать и держать, и малыш старается овладеть этим навыком.
В постоянных повторах определенных действий, движений, звуков реализуется основная психологическая потребность младенца - потребность в стабильности и безопасности мира.
В общем, теперь у вас гораздо больше возможностей для полноценного общения, но активность малыша начинает требовать неусыпного внимания родителей.
В 4 МЕСЯЦА малыш демонстрирует следующие навыки.
✓ Узнает близких.
✓ Узнает их голоса.
✓ Узнает свое имя и реагирует на него.
✓ Захватывает висящую игрушку одной или двумя руками.
✓ Приподнимает плечи и голову, лежа на спине.
✓ Тащит все в рот.
✓ Прислушивается к речи, поворачивает голову на звук.
✓ Выводит рулады, произносит первые слоги.
✓ Выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки.
✓ При кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
В 5 МЕСЯЦЕВ малыш поразит вас следующими умениями.
✓ Улыбается отражению в зеркале.
✓ Сдерживает плач и делает паузы, чтобы узнать реакцию взрослого.
✓ С удовольствием рассматривает картинки, изображающие лица.
✓ Хватает, удерживает, ощупывает и бросает предметы.
✓ Различает знакомых и незнакомых людей, на последних реагирует настороженно.
✓ Может 5-10 минут самостоятельно играть с игрушкой.
✓ Переворачивается со спины на живот, пытается сесть.
✓ Мелодично гулит, переходит на лепет.
✓ Опирается на руки в положении лежа на животе.
✓ Активно изучает собственное тело.
В 6 МЕСЯЦЕВ малыш овладевает такими умениями.
✓ Внимательно вслушивается в речь взрослых.
✓ Имитирует услышанные звуки.
✓ Находит взглядом предметы, о которых вы говорите.
✓ Длительно удерживает предметы в руке, перекладывает их из одной руки в другую.
✓ Перекладывает предметы из одной емкости в другую.
✓ Удерживает бутылочку.
✓ Пьет из чашки, если ее поднести к губам.
✓ Подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки.
✓ Учится вставать, держась за опору.
Развитие ребенка от 10 месяцев до года
Как проверить энергетику комнаты?
Развитие ребенка от 7 до 9 месяцев
Вера # 22 ноября 2011 в 22:24 +2 |