Название статьи может нимало удивить бывалых родителей. «Кто же не знает своего ребенка?!» — воскликнут они. Конечно, мы не можем не согласиться с тем, что родители знают о своем ребенке достаточно много. Но давайте вместе подумаем, какого рода эти знания. Скорее всего они знают, как улыбается ребенок; какое у него выражение лица, когда он что-то задумает; чего от него ждать, если ему не разрешить что-то сделать; как он реагирует на похвалу или порицание; как он ест, засыпает, просыпается, плачет и смеется. И это замечательно и очень, очень важно. Родные знают привычки ребенка и типы его поведения. Но почему он так себя ведет? Что в его характере, структуре личности определяет такое поведение? Почему в семье, где двое детей, один ребенок и послушен, и мил, и хорошо учится, и играет на скрипке, а второй нервный, грубоватый, учится неважно, и из игр предпочитает футбол?
Вопросы... Вопросы... Вопросы! Ответы на них помогут родителям взаимодействовать со своими детьми на более высоком уровне, чем тот, который определен нашими предками и ментальностью той страны, где семья проживает. Попробуем разобраться в механизмах, определяющих «портрет» ребенка: его поведение, темперамент, его предпочтения, его выборы, слабые и сильные стороны его характера.
А начать необходимо сначала. С рождения малыша! С чем он приходит в этот мир? Что определяет его статус? Прежде всего поговорим о биологическом начале в каждом человеке. Известно, что ребенок появляется на свет от слияния двух начал — мужчины и женщины. При этом он «прихватывает» от своих родителей, и не только от них, генетические характеристики рода. Это наследственность. Она выражается в том, что ребенок рождается похожим в общих аспектах на остальных людей планеты Земля. У него такое же строение нервной системы, костной системы, внутренних органов, речевых и двигательных аппаратов. Ребенок рождается с готовыми потребностями — дышать, сосать, мерзнуть или страдать от жары. Никто его не учит приспосабливаться к миру, он уже готов к его завоеванию. Конечно, это завоевание может происходить только с помощью родителей.
Кроме того, от рождения ребенок наделен задатками. Это психофизиологические и анатомические особенности нервной системы, органов чувств, присущие всем людям и позволяющие им развивать человеческие свойства и способности. Итак, биологические особенности родившегося ребенка определяют его природную основу. Сущностью же человека как человека разумного является система социально значимых качеств, сформированная в ходе его жизнедеятельности. Эти две силы — природа и социум, определяют, кем вырастет родившийся человек.
В своем развитии ребенок проходит определенные ступени, или возрастные стадии. Каждому возрасту свойственны определенные особенности психики. Движет же ребенком система противоречий, которые, разрешаясь, придают этому движению осмысленное действие. Противоречия возникают в поле потребностей ребенка. А их огромное количество, начиная с рождения. Потребности даны детям от природы. Они определяют его активность, поскольку для удовлетворения потребностей ребенок предпринимает определенные шаги уже от рождения. Любая мать скажет, что младенец практически с рождения активно взаимодействует с миром. В три месяца ребенок начинает улыбаться и интересоваться игрушками. Его потребности лежат в области ознакомления с миром, в который он пришел. Они развиваются вместе с его ростом. Сначала все трогаем, потом задаем вопросы, дальше — больше. Ребенок учится читать и учится добывать информацию самостоятельно.
Уже в дошкольном возрасте у него появляются более сложные потребности: в движении, общении со сверстниками и взрослыми, в расширении полученных ранее впечатлений, освоении действительности. Главными становятся потребности в активном движении, активном общении и активном впечатлении. Ведущим средством общения у ребенка этого возраста становится речь. Кто не знает «почемучек», задающих тысячу вопросов взрослым. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным. Надо отметить, что дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности ребенка. Главными элементами выступают система мотивов, нравственные нормы и произвольность поведения. У ребенка уже различают личные и общественно значимые мотивы. Преобладают личные мотивы. Достаточно посмотреть, как ребенок стремится обеспечить себя необходимыми предметами в игре, в бытовых сценках. Во взаимодействии с взрослыми ребенок стремится заслужить похвалу. Он тянется к ласке. У него такая большая потребность в положительной оценке своей личности, что частенько он преувеличивает результаты своей деятельности.
Дальше, в 7-8 лет у ребенка появляются настойчивые потребности в расширении круга общения и установления огромного числа связей с окружающими его людьми. Потребность в одобрении его поведения взрослыми и любви матери сопровождает ребенка долгие годы, но особенно она сильна в младшем школьном возрасте, поскольку связана с одной из важнейших особенностей этого возраста — подражательностью. Ребенок хочет походить на тех, кого он любит. Так он удовлетворяет свою потребность в любви.
У подростков основная потребность выражается в принятии их взрослыми людьми. Он борется за право быть взрослым, и это является мотивом практически всех поступков подростков. В отличие от младшего школьника изменяется доминирующая потребность. Ею становится познавательная потребность, дающая возможность при ее удовлетворении формировать у школьников устойчивые познавательные интересы. К подростку приходит понимание значимости знаний. В подростковом возрасте приходит осознание, что наличие знаний дает возможность выбора жизненного пути. Это является мощным мотивом обучения подростков. Но это же может явиться и отрицанием знаний как таковых. Происходит такое отрицание, если ребенок не убежден в значении получаемых знаний для его дальнейшей жизни. Возможно, он растет в семье, где знания не ценятся и родители не поддерживают работу школы по формированию потребности в них.
Для старшего школьника теперь главным является другое — выход во взрослый мир, овладение профессией, а значит, превалирует потребность нахождения своего места в мире. Главная доминанта — выбор и овладение профессией, поскольку от этого зависит дальнейшая жизнь, которую избирает человек на пороге взрослой жизни. Ведущее место в учебной деятельности у старших школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к взрослой жизни. Познавательные мотивы связаны с широкими социальными мотивами. На первый план выдвигается произвольная мотивация. Старший школьник в выборе способов деятельности руководствуется уже сознательно поставленной целью.
Расширение круга общения ребенка — от самого близкого — матери, отца, родственников, до более широкого — сверстников, взрослых людей способствуют превращению потребностей в мотивы деятельности. Мотивы являются побудителями человеческой деятельности. Любое действие ребенка чем-то побуждается. Давайте рассмотрим это на примере.
Младенец, едва появившись на свет, обладает врожденными потребностями и сразу же их «включает» для продвижения по лестнице личностного развития. От рождения ему даны потребности дышать, сосать, жевать, мерзнуть или, наоборот, чувствовать жару, справлять нужду и др. Приобретенные потребности усложняются по мере его развития.
Ребенок тянется к яркой игрушке. Почему? Потому, что она ему нравится, и обладание ею дает ему спокойствие и новые впечатления о жизни. Он улыбается постороннему человеку. Почему он это делает? Ему хочется расширить круг «общения». Он плачет, значит, у него не удовлетворена какая-то потребность: в еде или в сухой одежде. А может, ему скучно лежать одному или у него что-то болит. В любом случае ему что-то нужно от взрослого, поскольку в силу возраста и своей беспомощности он не может сам удовлетворить свои потребности. И желание изменить свое состояние побуждает его к крику или улыбке и гулению.
Деятельность человека «провоцирует» не один, а система мотивов. Они зависят от многих условий. Прежде всего, конечно, от самого человека. Его индивидуальные особенности во многом определяют выбор мотивов. Конечно, и среда, в которой протекает деятельность, накладывает свой отпечаток на удовлетворение потребностей личности.
Скажем, выпускник школы выбирает профессию. Что влияет на ее выбор? Прежде всего удовлетворение в своем социальном статусе, получение за свой труд достойного вознаграждения. Соответственно он соотносит выбранную профессию со своим желанием трудиться в данной области и с оценкой общества той отрасли, в которой молодой человек хочет реализовать свои потребности в труде. Далее, поступая в институт, он реализует свою потребность в общении со сверстниками и преподавателями как носителями новых знаний. И, наконец, за счет овладения новыми знаниями и расширения кругозора недавний школьник реализует потребность в личностном совершенствовании, поэтому он выбирает институт, предоставляющий условия для этого.
Мотивы во многом определяют нравственность подрастающего ребенка, его поступки и проявления отношения к жизни. Для формирования личности ребенка особую ценность представляют мотивы, имеющие нравственную ценность. Почему помог маме и убрал квартиру? Потому, что мама придет усталая с работы, а в доме будет чисто. (А не потому, что мама поощрит билетом в клуб или на футбол.)
Заступился за товарища. Мотив — восстановление справедливости. (Не потому, что товарищ из богатой семьи и можно ждать каких-то «девидентов» за свой поступок.)
Для формирования положительных мотивов у ребенка важна система стимулов, сформулированная и умело применяемая взрослыми. В виде стимулов могут выступать справедливые по форме и содержанию требования, предъявляемые ребенку. Главное для него — аргументация взрослых требований. От чего многие родители отмахиваются. Основной аргумент — «Что я еще должен объяснять, почему я требую от своего ребенка то-то и то-то?!» Конечно, должен! Поскольку, выдвигая положительные стимулы, вы мотивируете ребенка на сознательные действия. Это будет деятельность не в угоду родителям и не от страха перед ними, а поступки, позитивно окрашенные и приносящие радость созидания ребенку. Такие родительские установки и действия формируют базу для новых положительных мотивов. Дальше ребенок научится выстраивать иерархию своих мотивов в соответствии со степенью их значимости для него и окружающих его людей. А пока родители должны учить его удовлетворять свои потребности не за счет других людей, а за счет своей активной и целенаправленной позитивной деятельности. Проиллюстрируем это примером.
Ребенок принес домой бездомную кошку. Родители могут поступить по-разному:
а) попросить его унести ее обратно;
б) вымыть кошку совместно с ребенком и накормить ее, а потом вынести ее опять на улицу;
в) разрешить оставить животное, но неукоснительно требовать от ребенка, чтобы заботы о кошке он взял на себя.
Соответственно выбору родители выдвигают систему стимулов, формирующих у ребенка в свою очередь систему мотивов его деятельности. В случае «а» у ребенка формируется жестокое отношение к животным. Известная позиция «Мы ни за что не отвечаем». В случае «б» создается впечатление, что кошку пожалели, но дальнейшие действия приводят ребенка к мысли, что можно и так поступить, не обременяя себя ответственностью за животное. Конечно, самый позитивный третий выбор родителей — «в». У ребенка формируется устойчивая потребность в оказании помощи «братьям нашим меньшим». Соответственно далее формируется система мотивов позитивного отношения к миру в целом.
Удовлетворение потребностей ребенка во многом определяется с его эмоциональной сферой. Эмоции — это переживания ребенка, связанные с каким-либо явлением или событием в его жизни. Само слово «эмоции» произошло от латинского слова «emoveo», что значит волнуюсь, потрясаюсь. Эмоциональные переживания ребенка называют чувствами.
Ребенок выражает эмоции посредством речи и жестов. Но они, как правило, настолько глубоки, что иногда ему не хватает «резервов» для выражения своих чувств. Эмоции бывают положительными, связанными с радостными событиями в жизни ребенка, и отрицательными, выражающими соответственно его горе или неприятные ощущения. Они определяют настроение ребенка. Не секрет, что настроение не всегда можно объяснить. Конечно, есть конкретные факты, которые воздействуют на его окраску и тон. Но бывает и так, что человек не осознает причин, влияющих на его настроение. Но взрослый в отличие от ребенка уже научился управлять своим настроением. Ребенок еще открыт миру, его чувства, как правило, не скрыты от глаз окружающих его людей. Главное — вовремя поддержать положительные эмоции и стараться их развивать.
Развитием эмоций во многом управляет воля. Что такое воля? Это способность человека управлять своим поведением, выражением своих чувств, определять свое место в жизни. Научиться преодолевать жизненные препятствия очень сложно. У ребенка, как правило, чувства и воля развиваются одновременно. Поскольку его волевые усилия мотивируются как раз чувствами.
Ученик Паша, сделав уроки, ринулся к дверям, поскольку его свистом вызывал дружок поиграть в футбол. Усамой двери он вдруг вспомнил, что не сделал дополнительное задание, заданное учительницей как добровольное. Он может выбрать разные решения, и это зависит от его волевых усилий, уже сформированных в нем:
а) не буду возвращаться, задание добровольное, значит, его выполнение зависит от моего желания;
б) поиграю немного и сделаю задание;
в) надо вернуться и сделать задание. Ведь Мария Петровна (учительница) будет рада, если все ученики выполнят его.
Нетрудно догадаться, что третий вариант демонстрирует развитую волю у Паши. Чувство долга и отношение к учительнице стало мотивом его волевого поступка.
В формировании воли для ребенка важны условия достижимости поставленных задач. Нельзя его упрекать в отсутствии воли, если не было условий для проявления волевого усилия. Основное условие заключается в том, что ребенок должен видеть перспективу своей деятельности, осознавать ее результативность и положительно относиться к результатам этой деятельности. Отсюда и те задачи, которые стоят перед родителями:
* Постоянно объяснять ребенку ценность и значение его волевых поступков.
* Демонстрировать результаты его волевых усилий родственникам и друзьям.
* Помогать в его продвижении к намеченной цели, обучая его осознанию полученных результатов.
Особенно воля понадобится ребенку, когда он сядет за парту. К шести годам у него же развиты некоторые компоненты воли. Такие, как планирование, организация волевого усилия, претворение его в жизнь и анализ совершенного волевого действия. Далее он учится соподчинять мотивы своего поведения, выбирать главные, самые ценные для него в данный момент и в перспективе. Основным с возрастом становится мотив достижения цели.
Мотивы, эмоции и воля во многом определяют становление характера ребенка. В мире нет одинаковых личностей. Каждую отличает индивидуальное психологическое своеобразие. В этом случае говорят о чертах, присущих именно этому человеку, т. е. характерных для него. Они достаточно устойчивы, возникают в определенных ситуациях и характеризуют конкретного индивида.
Слово «характер» греческого происхождения (character). Оно определяется как система психических особенностей данного человека, проявляющихся в его действиях, поведении. Характер — это совокупность отличительных признаков, свойственная конкретному индивиду и отличающая его от других людей. Черты характера проявляются в различных сферах жизни человека. Они во многом определяют, какое место он займет в социальной матрице. Каждая черта характера проявляется в определенных типичных обстоятельствах. Именно поэтому характер тесно связан с отношением ребенка к окружающему его миру. Черты характера имеют побуждающую силу, что, несомненно, является индивидуальной характеристикой личности. В одних и тех же условиях одни люди поступают так, а другие иначе. Благодаря таким характеристикам люди в экстремальных, стрессовых ситуациях могут принимать решения, противоречащие объективным условиям, но дающие возможность выжить именно благодаря принятому решению. Хотя справедливости ради надо отметить, что личность проявляет большую настойчивость и энергию в характерном для нее способе действий. Характер представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов. Отдельные свойства характера зависят друг от друга. В психологии можно выделить четыре свойства характера, определяемые разными отношениями индивида:
* Свойства, выражающие отношение личности к коллективу в целом и отдельным его членам. К таким свойствам можно отнести отзывчивость, требовательность, доброту, заносчивость и т. д.
* Свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, ответственность, добросовестность и т. д.).
* Свойства, выражающие отношение к окружающим человека вещам (аккуратность, неаккуратность, неряшливость, чистоплотность и т. д.)
* Свойства, выражающие отношение к самому себе (честолюбие, гордость, униженность, скромность, нескромность и. д.)
Попробуем примерить эти свойства к становлению характера 6—7-летнего ребенка.
Говоря об отношении к коллективу как о свойстве характера, необходимо помнить, что ребенок еще слабо ориентирован на коллектив. Скорее для него важнее принятие его учителем. При разумной организации коллективной жизни учитель формирует свойства характера ребенка через систему поручений и участия ребенка в различных видах деятельности. Именно в подобных формах формируется ценностное отношение к коллективу, вырабатывается устойчивое осознание себя как части коллектива класса, школы, а впоследствии и общества.
Труд в системе отношений взаимопомощи и сотрудничества играет важнейшую роль, формируя основные моральные свойства ребенка. В основе своей, в дошкольном и младшем школьном возрасте преобладает труд по самообслуживанию. Но, понимая, что это только первая ступень, учитель должен уметь прогнозировать трудовую деятельность и результаты труда ребенка. Именно в труде формируется чувство ответственности, долга, выносливости, инициативы, самообладания и др. И начинать надо с элементарного — научить ребенка труду на благо сверстников, родителей, учителей. Показать ему ценность его трудового усилия. Конечно, важен любой труд, будь это уборка класса, или подготовка к новогоднему вечеру, или урок труда. Результат, полученный в ходе трудового усилия, должен быть реальным и приносить пользу окружающим и удовлетворение ребенку. В этом нравственная характеристика труда.
Отношение ребенка к окружающим его вещам выражается такими качествами, как аккуратность, чистоплотность, неряшливость. Они во многом определяются условиями семейного воспитания. Ребенок приходит в школу с готовым набором подобных свойств характера. И, если эти качества не ярко выражены или имеют отрицательную окраску, скорее всего перед учителем, воспитателем встанет проблема их воспитания. Безусловно, на формирование личности ребенка как в целом, так и на отдельные свойства его характера большое влияние оказывают и природные условия. Поэтому, работая с детьми в этом направлении, необходимо учитывать их индивидуально выраженные природные и социальные (читай семейные) особенности характера.
Четвертая группа свойств характера, а именно, отношение к себе нам представляется самой хрупкой, поскольку она связана с глубоко личными, интимными сторонами характера — любовью или нелюбовью к себе. Ребенок чрезвычайно чувствительно относится к принятию или отвержению его личности окружающими сверстниками и взрослыми. Эта чувствительность имеет индивидуальные различия и по силе выраженности, и по направленности. Дошкольники и младшие школьники, к примеру, в силу возрастных особенностей — подражательности, развития эмоциональной сферы достаточно легко поддаются влиянию взрослого. Здесь важно найти правильный тон работы с такими детьми: если у ребенка заниженная самооценка, родителю необходимо научиться поднимать ее. Ребенок доверяет взрослому, и его нетрудно убедить, что он не такой плохой, как ему говорили, что он просто не имел возможности показать свои потенциально хорошие черты характера. Если же, наоборот, ребенок тщеславен, у него повышенное самомнение, то взрослому целесообразно показать ребенку, что он не так уж и хорош, как о себе думает. Главное в этой работе — это мера, доверие и искреннее отношение к ребенку. Если же это подросток, то воспитание осложняется стремлением подростка к «взрослости» и отвержением любой критики, даже справедливой. Здесь необходимо искать иные методы взаимодействия с ним. Прежде всего признать в нем такого же взрослого человека, а соответственно и требовать от него как от взрослого.
«Если ты взрослый, то ты наделен той же мерой ответственности за свои поступки» — основной посыл работы с подростками по воспитанию характера.
Воспитание характера — трудное дело. Учителю нужно представлять некий идеал, к которому он стремится в своей работе с детьми. А.Г. Ковалев предлагает свою структуру положительного характера. Положительный характер может проявляться в следующих синтетических чертах:
Моральность характера. Здесь проявляется полное соответствие дел и поступков личности ее моральным убеждениям. Это честный человек, добросовестный, умеющий трудиться и радующийся результатам труда. Он доброжелателен и внимателен к людям, скромен в отношении к себе. Такие дети, как правило, любимы и взрослыми и сверстниками. Правда, убеждения у них находятся в стадии формирования, но если условия не будут меняться в худшую сторону, моральность характера у них будет проявляться и в дальнейшем.
Цельность характера — это согласованность всех его проявлений, соответствие дел словам, последовательность поведения. Человек с цельным характером открыт для окружающих. Он сам и окружающие его люди знают, что он будет делать в той или иной ситуации. О таких детях мы знаем, что их поведение предсказуемо. В основе своей они являются лидерами в коллективе. Зачастую на практике они помощники учителя в учебной и внеклассной деятельности. А в семье дети демонстрируют лидерство во взаимоотношениях с младшими.
Сила характера — это энергия, с которой личность реализует поставленные цели. Такой человек способен страстно увлекаться, преодолевать трудности. Сила характера проявляется также в той твердости, с которой человек отстаивает свои убеждения. Как правило, в каждом классе есть такие дети. Они предельно искренни и тверды в своих предпочтениях и высказываниях. Конечно, в среднем и старшем возрасте эта твердость может быть максимализмом, а может быть и свойством характера.
Гибкость характера. Ею обладает человек, которой учитывает условия, в которых оказывается. Он способен изменить поведение в соответствии с требованиями ситуации исправлять свой характер, если это потребуется обществом или его окружением. Это отсутствие «твердолобости». Понимание ребенком, что его правда не всегда является правдой для окружающих. Не надо путать это свойство характера с некой «пластилинностью», когда ребенок полностью подпадает под чужое влияние. В этом случае личность нивелируется и перестает быть целостной и самодостаточной. Гибкость обозначат мудрость ребенка, правильный выбор пути, даже если этот путь — временное отступление.
Уравновешенность характера. Это соотношение сдержанности и активности, наиболее оптимальное в деятельности и общении с людьми. Даже среди взрослых, имеющих большой жизненный опыт, с развитой функцией анализа и синтеза, уравновешенность встречается не так часто. Дошкольник и младший школьник в силу развитости эмоциональной сферы, как правило, слабо уравновешен. Но он просто еще не научился в полной мере этому. С развитием волевой сферы придет умение соотносить активность и сдержанность в общении с людьми.
Становление характера во многом зависит от темперамента личности. Характер и темперамент имеют одну физиологическую основу — общий тип нервной системы.
Термин «темперамент» был введен в обиход еще Гиппократом. В переводе с латинского (temperamentum) это слово обозначает возбудимость и восприимчивость человека к внешним раздражителям.
Академик И.П. Павлов в теории о типологических свойствах нервной системы дал толкование природы темперамента. Он выявил основные свойства нервных процессов. К ним ученый отнес: 1) силу возбуждения и торможения; 2) уравновешенность или неуравновешенность этих процессов; 3) подвижность процессов. На основании изучения этих свойств И.П. Павлов выделил типы нервной системы и соотнес их с определенным видом темперамента. В соответствии с выявленным типом темперамента родители и воспитатели могут оптимально и в совершенстве взаимодействовать с детьми. Как именно это делать, постараемся ответить, разбив воспитательные усилия соответственно четырем типам темперамента: меланхолического, флегматического, сангвинического и холерического:
1. Слабый тип характеризуется слабостью нервных процессов, быстрой утомляемостью. Этот тип соответствует меланхолическому темпераменту. Дети, обладающие этим темпераментом, как правило, медлительны, необщительны и замкнуты. Им тяжело адаптироваться к новым условиям, и они грустят от разлуки со старым местом, или со старыми друзьями, или с бабушкой. Для таких детей перевод в другой класс, другую школу очень болезнен. Ребенку нужно гораздо больше времени на подготовку уроков, и если у него что- то не получается, он становится неуверенным и робким. Во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками это очень ранимый ребенок. Он болезненно переживает свои неудачи, но в то же время сочувствует неудачам других детей.
Во взаимодействии с меланхолическим ребенком родитель, воспитатель может использовать в хорошем смысле этого слова высокоразвитую совесть ребенка-меланхолика. Такой ребенок нуждается в постоянной поддержке окружающих. У него уходит больше времени на подготовку любого действия, к примеру, домашнего задания в саду или школе или собирание конструктора дома, чем у других детей. Но не следует его торопить, тем более, что результат ребенка-меланхолика обычно не ниже, чем у детей с другим типом темперамента.
Не надо его подгонять, когда он отвечает на заданные вопросы. Необходимо помнить — это не холерик. У него процессы торможения более развиты, чем процессы возбуждения. Можно спокойно ждать его ответа, заполняя паузу какими-то комментариями по существу вопроса, не акцентируя внимания на медлительность в ответе ребенка.
2. Сильный, уравновешенный, малоподвижный тип характеризуется медленным включением в деятельность и медленным переключением с одного вида деятельности на другой. Такой тип деятельности соотносится с флегматическим темпераментом. Дети-флегматики, несмотря на медлительность, обладают повышенной работоспособностью. Как правило, это закрытый тип. Ребенок не выдает своих переживаний, а они, конечно, есть и могут быть связаны прежде всего с его медлительной речью и движениями. Хотя надо отметить, что если таким детям что-то поручаешь, то можно быть спокойным. Они обязательно доведут порученное дело до конца. И помогут им в этом терпение и спокойствие, которые характеризуют этот тип темперамента.
Флегматик так же работоспособен, как и сангвиник. Но в отличие от него медленно включается в деятельность. Поэтому в общении с такими детьми надо предусматривать сроки выполнения того или иного поручения. Сроки дисциплинируют флегматика, помогают ему правильно распределить время и силы на выполнение порученной работы. Флегматик надежен, ему свойственна добросовестность при выполнении порученного дела. Родителям полезно помогать ребенку справляться с медлительностью, хотя в ней ничего криминального нет, но отношение остальных детей, детей- живчиков, холериков может испортить ребенку-флегматику радость пребывания в коллективе.
3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип характеризуется большой работоспособностью ребенка, включением его в различные виды деятельности и быстрым переключением с одного вида на другой. Этот тип соотносится с сангвиническим темпераментом. Дети с таким темпераментом, обладают хорошо отлаженной двигательной и словесной активностью. У них, как правило, очень выразительное лицо. Они общительны, легко сходятся с другими детьми и легко приспосабливаются к измененным условиям
И.П. Павлов называл этот тип темперамента идеальным. Ребенка с выраженным сангвиническим темпераментом отличает высокая работоспособность. Поэтому в работе с коллективом детей, к примеру, в саду или школе, воспитатель может в полной мере опираться на этого ученика. Более того, ребенок с таким типом темперамента, как правило, ответственный и ему можно поручить любое дело. Он будет выполнять его весело и без показной бравады. Существует опасность перехвалить такого ребенка и вместо жизнерадостности, отзывчивости, трудолюбия и чуткости, которые ожидаемы от него, мы можем получить легкомыслие, нестойкость интересов и привязанностей, излишнее внимание к своим успехам и безразличие к людям, его окружающим.
4. Сильный, неуравновешенный тип характеризуется, как и предыдущий, большой работоспособностью, но процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Этот тип соответствует холерическому темпераменту. Ребенок с преобладанием холерического темперамента не сдерживает обычно своих эмоций. Он легковозбудим, подвижен, взрывоопасен и вспыльчив. У него чрезвычайно развита мимика лица. Такой ребенок с большой охотой берется за разные дела, но эмоции «зашкаливают» и он может не справиться с делом исключительно из-за своей возбудимости.
В работе с таким ребенком взрослый должен понимать, что процесс возбуждения у него преобладает над процессом торможения. Ребенок чрезмерно подвижный, эмоциональный, порывистый. Он требует бережного, спокойного обращения. С ним работа тоньше и гораздо «опасней», поскольку обладатель холерического темперамента находится постоянно на грани. Можно посоветовать применять сдерживающие факторы. Если ему поручено какое-то дело, лучше это делать вместе. А само дело разбить на части и следить за его выполнением ребенком каждой части. В этой работе следует следить, чтобы поручения были более спокойными и не могли вызвать у ребенка бурю эмоций, тем более что у холерика любое поручение вызывает эмоциональный отклик. Этот прием приучает ребенка добиваться результата. Перед сном не возбуждать ребенка-холерика, давая возможность успокоиться. Основная задача родителя, воспитателя — научить ребенка владеть собой, т. е. уметь руководить проявлениями своего темперамента. Применяя различные меры воздействия, необходимо помнить, что реакция на любое из них может быть непредсказуемая.
Представленные характеристики темперамента не говорят о том, что у каждого ребенка они четко проявляются. Практика показывает, что в каждом человеке есть частичка каждого вида темперамента. А вот соотношение этих частичек индивидуально и зависит от многих особенностей личности. Сам по себе темперамент не определяет ни способностей, ни интересов ребенка, но он во многом определяет стиль умственной деятельности и стиль поведения, что в свою очередь способствует формированию социальной позиции каждого человека.
Знание ребенка предполагает постоянное изучение его мыслей, поведения, предпочтений, интересов и склонностей. Самый распространенный метод родительской диагностики — наблюдение.
Известный психолог, занимавшийся детством, А.А. Люблинская, предложила систему условий, при соблюдении которых наблюдение за ребенком становится целесообразным и приносящим ощутимые педагогические результаты. Представим ее научную позицию, адаптируя ее для людей, не владеющих профессионально психологией и педагогикой.
Наблюдение должно быть целенаправленным. Наблюдающему полезно четко осознавать, что именно он хочет узнать, наблюдая за ребенком. Тогда наблюдение будет не «пяленьем глаз» (К.С. Станиславский), а строго выверенной программой восприятия взрослым детского поведения.
Содержание наблюдения должно включать факты из жизни ребенка. Из обилия жизненных коллизий наблюдаемый должен выбрать только те факты, которые бы могли охарактеризовать наблюдаемое явление.
Наблюдать необходимо реальные факты из жизни ребенка, а не «надуманные» взрослыми, «дорисованными» ими в своем воображении. К наблюдаемым фактам можно отнести рассуждения детей, их оценки явлений и событий, их деятельность. Кроме того, для выводов взрослых важны также эмоции, проявляемые детьми в жизненных коллизиях.
Не ограничивать наблюдение за детьми кратким периодом. Только длительно наблюдаемые факты можно считать устойчивыми проявлениями поведения ребенка.
Важно наблюдать за ребенком, находящимся в разных обстоятельствах, в общении с разными людьми, выполняющим различные поручения в разных видах деятельности.
Наблюдение должно быть беспристрастным и объективным. Факты, фиксируемые наблюдателем, должно точно, полно и совершенно отражать наблюдаемое явление или объект.
Фиксировать изменения, которые сопровождают жизнь ребенка. В своих оценках взрослому необходимо анализировать причины падения и взлета ребенка. Выявить, что именно повлияло на такое поведение наблюдаемого, чем вызвано такое-то проявление его эмоций и т. д.
Завершить параграф хочется системой составленных автором принципов изучения личности ребенка, позволяющей строить с ним взаимодействие, приносящее радость обоим партнерам — детям и родителям. К принципам изучения личности ребенка мы отнесли: объективность, динамичность, диалектичность, профессионализм и педагогический оптимизм.
Охарактеризуем их кратко.
Говоря об объективности изучения ребенка, следует отметить, что даже опытный педагог не может сделать заключение о личности только на основе своих наблюдений. Родитель испытывает такие же трудности. Практически невозможно объективно оценить своего ребенка. Хотим мы этого или нет, изучение — это своеобразная оценка. Ведь приходится констатировать качество его деятельности, взаимоотношений, ориентаций. Всегда есть доля субъективизма. Объективность же изучения предполагает его возможную нейтрализацию. Необходимо сопоставлять высказывания учащегося с его поведением в разных жизненных ситуациях, видеть, как относится он к себе, к людям, обобщать мнение различных людей о нем. Полезно использовать известный в педагогике метод «компетентных судей». Это когда суждения о ребенке делают разные люди с разными жизненными установками и различным мироощущением. Вот здесь понадобится помощь родственников, друзей. На основе высказывания подобных людей родитель может составить уже обобщенное мнение о своем ребенке. Он должен быть готов к тому, что характеристики его и родственников могут быть различны. Даже опытные педагоги, заслушивая характеристику одного и того же ребенка, удивляются, насколько разные черты характера и их проявления видят разные наблюдатели.
Динамичность изучения ребенка предполагает учитывать изменения, происходящие с ним на протяжении его жизни. Следовательно, родителям и судить о нем надо с учетом этих изменений. Ребенок меняется практически ежеминутно. Использование сенситивных (наиболее благоприятных для развития) периодов развития, делает возможным для воспитателя видеть эти изменения и использовать их на благо ребенка. Сравнивая его поведение и отношение к родственникам, людям, к труду, к миру в целом в начале изучаемого периода, середине и в конце, можно дать оценку эффективности воспитательной работы с ним и темпов его продвижения в овладении нравственными установками, которые предлагает взрослый ребенку. Очень важно, учитывая продвижение ребенка, сравнивать его успехи или неудачи с теми результатами, которые были у него ранее. Категорически вредно сравнивать достижения одного ребенка с достижениями другого. Каждый ребенок имеет свой индивидуальный маршрут продвижения по жизни, и сравнение с другим не только не поощряет его к позитивным изменениям, а вызывает негативные чувства и соответственно негативные результаты.
Диалектический подход к изучению личности есть выявление ее противоречий и жизненных установок. Противоречия являются движущей силой любого процесса, в том числе и процесса воспитания. Именно их разрешение помогает ребенку найти тот единственный индивидуальный путь своего развития, в ходе которого у него разовьются его способности, интересы, склонности. Противоречия — это дискомфорт для ребенка. К примеру, все могут решить задачу (рисовать, лепить, петь и т. п.), а я нет. Этот состояние заставляет ребенка искать пути преодоления дискомфорта и тем самым продвигаться по пути развития своей индивидуальности. Для того чтобы выбор был наименее раним для ребенка, зачастую необходима помощь родителя. Воспитатель может предложить ребенку щадящие пути выхода из состояния дискомфорта, преодоления каких-либо затруднений. Этому способствует выявление ведущих качеств ребенка (к примеру, ответственность, любовь к животным, храбрость, товарищество и пр.), отчленение их от случайных, второстепенных качеств, что, безусловно, создаст необходимые педагогические условия для прогнозирования целесообразных путей разрешения противоречий. Соответственно позитивные противоречия выводят ребенка на новый виток его развития как личности.
Вышеуказанные принципы могут быть реализованы лишь при профессиональном подходе к изучению учащихся. Нередко в быту, в повседневной жизни можно встретить суждение, что педагогическими умениями обладает практически каждый родитель. Но при этом никто не согласится лечь под нож непрофессионала для проведения даже простейшей операции. Спору нет, такой эксперимент может закончиться даже смертью пациента. А разве не сродни этому непрофессиональное действие, проводимое с ребенком и приведшее, если не к физическому концу, так к апокалипсу его духовной, нравственной сферы. Нередко педагогическая беспомощность родителей, приводит их безусловно любимого и дорогого ребенка на «край пропасти».
Профессионализм же изучения предполагает глубокое знание основ психологии, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, педагогики, методики воспитательной работы. Безусловно, имеет значение и личностный, жизненный опыт родителей или представителей старшего поколения, который является естественным добавлением к теоретическим знаниям. Профессиональные психолого-педагогические знания помогут родителям при изучении личности своего ребенка отделить зерна от плевел и найти единственно верный путь взаимодействия с ребенком. Для этого, конечно, необходимо читать литературу по психологии и педагогике или привлекать профессионалов, которые могут помочь выявить те качества ребенка, которые мешают ему жить.
Принцип педагогического оптимизма исключительно важен при изучении личности ребенка. Он предполагает выявление лучших перспективных путей развития каждого, включение ребенка в те виды деятельности, которые наиболее соответствуют его способностям, желаниям, возможностям. Этот принцип сродни известному принципу, разработанному А.С. Макаренко, который называется «авансированием личности». У ребенка еще может что-то не получаться, но родители с оптимизмом смотрят в будущее, поддерживая у него уверенность в своих силах, некоторым образом авансируя ребенка на преодоление тех затруднений, которые характеризуют деятельность школьника на данном этапе. Изучение ребенка в обстоятельствах, не лучших для его потенциала, является неотъемлемой частью общего «портрета», поскольку помогает родителям исследовать все глубины души своего дитя.
Возвращаясь к названию нашего параграфа, еще раз подчеркнем, что любовь к ребенку, кроме того, что она чувственна по своей родительской природе, должна быть еще и действенной для его же блага. Изучение его жизни, отношений, взаимодействий даст возможность родителям действовать в интересах ребенка. Где-то пресечет родительский диктат, который вполне может сочетаться с любовью к ребенку, где- то высветит затаенные резервы малыша в овладении позитивными жизненными установками, где-то поможет найти общий язык с сыном или дочерью-подростками. Не приложив труда, не следует ожидать необыкновенных результатов. Необходимо помнить об этом. Но лучше, если родители озаботятся плодами воспитания ДО, а не ПОСЛЕ!
В родительский блокнот
❀ Старайтесь способствовать реализации возникающих у ваших детей потребностей.
❀ Помните, что положительные эмоции должны превалировать в жизни ваших детей.
❀ Не давайте отрицательным эмоциям накапливаться в душе ребенка.
❀ Внимательно отслеживайте мотивы деятельности ваших детей.
❀ Если выявите отрицательный мотив какой-либо деятельности ребенка, не спешите обличать — выясните его причину.
❀ Старайтесь обходиться без принуждения. Лучше мотивируйте ребенка.
❀ Выясните «формулу» темперамента вашего ребенка, и вам станут, понятны многие несуразности в его поведении.
❀ Прежде чем ругать ребенка за какое-либо неправильно выполненное дело, подумайте, может ли его темперамент или характер всему виной.
На заметку бабушке и дедушке
❀ Учите своих внуков положительным мотивам деятельности.
❀ Если ребенок «ластится» к вам, выясните причину. Может, он поссорился с родителями и «добирает» эмоций у бабушки с дедушкой?
❀ Помните, что истинные, необходимые потребности ребенка можно отличить от потребностей «капризного ряда».
❀ Учите ребенка управлять своими эмоциями, ведь в силу мудрости вы уже этому научились.
❀ Не ругайте ребенка за излишнюю активность или, наоборот, медлительность — это им руководит его темперамент или характер.
❀ Помните, что темперамент нельзя изменить, им можно только управлять, но с возрастом.
Роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Семейные традиции
Как воспитывать у детей уважение
Консультация для родителей старшей группы. Музыкальное воспитание в семье
Консультация для родителей старшей группе детского сада. Изобразительная деятельность
Нет комментариев. Ваш будет первым!