Свое название месяц получил в честь римского императора Октавиана Августа. На Руси его называли серпень, хлебосол, припасиха-собериха, жнивень, зарев (так как в это время бывают яркие и холодные зори), разносол, густоед; густарь.
Август — венец лета, страды государь.
Август — закат лета.
Август — разносол, всего вдоволь.
Август — месяц птичьих стай.
В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять.
В августе серпы греют, вода холодит.
Овцы да льны в августе смотри.
В августе всего в запасе: и дождь, и ведро, и серпогодье.
В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.
Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.
На зимний стол август готовит разносол.
В августе зима с летом борются.
Август запасает хлеб на год: у зимы огромный рот.
Август устали не знает — все собирает, припасает.
Август придет — свои порядки заведет. Греет спину, холодит грудь.
Кто в августе спит, тот спит на свою голову.
В августе солнце греет по-летнему, веет ночь прохладой.
Лето переломилось — позже занимается рассвет, раньше смеркается.
Утренняя заря скоро потухает — будет ветер.
Красные облака до восхода солнца — к ветру.
Ветер полосами, порывами — к тихой погоде.
Ненастье более бывает при верховом (южном) ветре.
Если далеко видно по горизонту — к ведру.
Золотистый цвет зари и фиолетовая окраска горизонта — к хорошей погоде.
Хорошая погода сохранится, если ночью ясно.
Сильное мерцание звезд на рассвете предвещает через два-три дня дождь.
Хорошая погода сохранится, если в низких местах вечером и ночью образуется поземный туман, рассеивающийся после восхода солнца.
Будет скоро сильный ветер, если высокие (перистые) облака вытягиваются узкой и длинной полосой.
Ночная роса не высыхает — к грозе.
Коль пошел парной туман над лесом — идти по грибы.
Зацвела сосна — зернистый масленок появился.
Полетел пух с осины — идти за подосиновиками.
Уж выползает на дорогу греться — перед дождем.
Муравьи спешно среди дня заделывают входы — будет дождь.
Если идет дождь, но пауки начинают ткать паутину — небо скоро прояснится.
Паук ткет паутину колесом — к ведру.
Полетела паутина — жди длительной солнечной погоды.
Перед сухой погодой мухи просыпаются рано и начинают гудеть, перед дождем же сидят тихо и смирно.
Макридин день. Оводы кусаются последний день. Заканчиваются летние работы, начинаются осенние.
Смотри осень по Макриде.
Коли на Макриду дождь — на следующий год уродится рожь.
Макрида мокра — и осень мокра: суха — и осень тоже.
Паутина летает — к безденежью.
Грибов мало — к мокрой и снежной зиме.
Кто на Макриду поссорится, того весь год ждут склоки.
Ильин день. Илья-пророк — распорядитель самых могучих сил природы, разъезжающий по небу на своей огненной колеснице и посылающий на землю молнии, гром и дождь.
Этот божественный образ постепенно вытеснил из религиозных представлений славян бога Перуна, которого считали главным небесным распорядителем в дохристианские времена. Илья-пророк нетерпим ко грешникам и к нечистой силе, которая, спасаясь от его гнева, в Ильин день превращается в зверье. В это время начиналась жатва и сбор других сельскохозяйственных культур, и Илью-пророка благодарили в обрядовых песнях:
Илюшка накормил,
И накормил, и напоил,
А Петрушка было
С голоду не уморил.
Здесь Ильин день противопоставляется Петрову дню (25 июня) — голодному времени, когда старые запасы уже давно закончились, а новый урожай еще не созрел.
Рано-рано Илья жито зажинает,
Золотым серпом поле выметает.
Поле выметает, колос высыпает.
Где раз резнет, там сноп кладет,
Где горушечки, там конопушечки,
Где лужок, там снопочек.
По дворам ходили славильщики:
Илья-пророк по межам ходит,
По межам ходит, рожь зажинает,
Рожь зажинает, ярь наливает.
Часты, густы звезды в небесах,
Чаще того копны в полях;
Ясен, красен мак в садах,
Ясней, красней снопы в полях.
На этих полях добра много!
За этим же, хозяинушка,
Живи здорово, богато и долго!
Подари ты нас, певцов —
Каждому певцу по красному яйцу,
Спевальщикам — по калачикам.
Не томи много, дари скоро!
К этому дню крестьяне спешили завершить сенокос, так как он редко обходился без грозы. А дожди, начавшиеся с Ильина дня, бывали затяжными:
До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит.
Если в Ильин день сухо, то шесть недель будет сухо, если в этот день дождь, идти ему шесть недель.
На Ильин день дождь — в закрома, а после Ильина дня — на закрома.
Сгребешь сено в кучи — так и не страшись тучи.
Дождевая вода, собранная в Ильин день, хорошо помогает от сглаза и порчи.
Начиная с Ильина дня запрещалось купаться в водоемах.
Считалось, что вода холодеет от того, что одна из лошадей, несущих огненную колесницу Ильи, теряет свою подкову и та падает в воду. Еще говорят, что Илья бросает в воду кусочек льда, что лось обмакивает в нее свои рога...
До Ильи мужик купается, а после Ильи с рекой прощается.
Чтобы не рассердить ненароком грозного библейского пророка, в этот день не работали — грех! — и не выгоняли скота. Принято было выпекать хлеб нового урожая. Старший мужчина в семье — «батюшка-пахарь» — благословлял новый хлеб, «новину», разламывал и раздавал членам семьи. Есть его нужно было молча, бережно, не роняя ни крошки.
С Ильина дня погода поворачивает к осени, хотя жара может продержаться еще долго.
Илья лето кончает.
На Илью до обеда лето, а после обеда осень.
С Ильина дня ночь длинна и вода холодна.
С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются.
Петр и Павел на час день убавил, а Илья-пророк — два уволок.
Придет Петрок — отщипнет листок, придет Илья — отщипнет и два.
На Ильин день дождь — будет мало пожаров, ведро — пожаров много.
Комары кусаются последний день. Колодцы рыть нельзя — вода в них будет плохая. В этот день первое ведро в колодец нужно опустить с мятой — это понравится колодезнику, и он будет хранить колодец.
После Ильина дня не рекомендуется есть землянику — иначе дрема одолеет.
Лошадей работать не заставляют, весь домашний скот кормят сытно и вкусно. Считали зерна в сорванном огурце: четное количество — к благу и прибыли.
День Марии Магдалины, в который опасались молнии и не выходили в поле. В остальном же день считался счастливым.
Марья — добрый день.
Коли на Марью гроза — сена будет за глаза.
Если огурцы засаливаются плохо, не будет ни дождей, ни гроз. Молоко быстро скисает — к грозам.
День Трофима-бессонника. С этого дня разрешается спать днем. Пора собирать малину и калину.
На Трофима калинники-малинники.
Лес — что купец пузатый: всяким харчем, всяким товаром торгует.
Найти в этот день хлебную матку — жирный стебель пшеницы или ржи с 12 колосьями — почти то же самое, что найти цветок папоротника в купальскую ночь: привалит необыкновенное счастье, исполнится сокровенное желание.
День Бориса и Глеба. Пора собирать черемуху. В этот день опасались грозы и не собирали копны — молнией подожжет:
На Глеба и Бориса за хлеб не берися.
Борис и Глеб — поспел хлеб.
День Анны-холодницы, зимоуказатель- ницы.
Какова погода до обеда, такова и зима до декабря; какова погода после обеда — такова зима после декабря.
Если утренник холодный, и зима холодная.
7 августа (25 июля по старому стилю) называют также «Макарьев день» — время открытия знаменитой нижегородской ярмарки. Первоначально она происходила у стен Макарьевского монастыря под Нижним Новгородом, чем и объясняется ее название. С перенесением ярмарки в город изменились сроки ее проведения (раньше в Макарьев день она уже заканчивалась). «Суета всякого рода, общее стремление к торговле, движение огромных капиталов, утонченный обман в оборотах, заготовление всего на всю Россию, словом, центр всех купеческих расчетов. Вот что такое Макарьевская ярмонка» (И.М.Долгорукий. «Журнал путешествия из Москвы в Нижний» 1813 года).
Торговля на русских ярмарках традиционно сопровождалась всевозможными развлечениями. Неизменным успехом у публики пользовались так называемые раешники, которые привозили большой деревянный ящик с прорезанными в нем отверстиями — раек. В него были встроены два валика, на которые наматывалась широкая бумажная лента с нарисованными на ней картинками — некое подобие фотопленки, поделенной на кадры. Раешник поочередно показывал картинки и сопровождал зрелище увлекательным рассказом. Первоначально основной темой таких представлений была жизнь Адамы и Евы в раю, отсюда и название устройства — раек. Со временем тематика расширилась: раешники стали иллюстрировать и иронически, с шутками и прибаутками комментировать последние новости, ярко, с выдумкой изображать произошедшие события: «Посмотрите, поглядите, вот большой город Париж, в него въедешь — угоришь, а вот большая колонна, на нее посадили Наполеона. А вот в двенадцатом году наши солдатики были в ходу, на Париж идти уладились, а французы взбудоражились». Рядом с райком располагались торговцы сладостями, здесь же зрителям предлагались и лубочные картинки, повторяющие наиболее яркие сцены представления. Таким образом, площадка вокруг райка становилась самым бойким местом на ярмарке.
Непременными участниками ярмарочных гуляний были и скоморохи — странствующие самодеятельные артисты. Первоначально они являлись действующими лицами языческих обрядов, в дальнейшем их функция стала чисто развлекательной, а со временем скоморошьи представления приобрели остро сатирическую, политизированную окраску. Это вызвало недовольство властей, и в XVIII веке скоморошество запретили. Тем не менее образ скомороха остается одним из самых ярких в русском фольклоре.
Пора идти в лес по грибы. Если тропинки покрылись плесенью — грибов будет много.
Гриб-грибовой,
Унесу тебя с собой!
Волнушки — в кадушки,
Сморчки — в бурачки,
Опенки — в бочонки,
Грузди — в кузовки,
Боровички — в сундучки,
Масленки — в ведерки.
Уж ты, бор-борок!
Дай нам ягод коробок.
Грибов кузовочек,
Орехов мешочек!
В гнезда клали монетки — на счастье и прибыль. Пасечников задаривали подарками, а меда не ели вплоть до медового Спаса. По берегам рек раскладывали новые льны и холсты, чтобы все женские работы шли как по маслу.
День Николы Кочанского. Капуста начинает завиваться в кочаны, поспевает голубика.
Ельник-березник — чем не дрова, хлеб да капуста — чем не еда!
Без капусты брюхо пусто.
В некоторых местностях это был день Пантелеймона Зажнивного — предосенний сбор лекарственных трав.
День Прохора.
Кто сегодня продает, меняет — все потеряет.
Прохоры и Пармены — не затевай мены.
Калинник. В этот день крестьяне опасались заморозков:
Пронеси, Господи, Калинника мороком (туманом), а не морозом!
Если в этот день ясно, то ясно будет до 5 сентября.
Если овес опять зазеленел — будет плохая осень. Муравьи увеличили кучи — к морозной зиме.
День Силы и Силуяна. Лучший срок сева озимых:
Рожь, посеянная на Силуяна, родится сильно.
Святой Сила прибавит мужику силы.
На Силу и Силуяна рожь бывает пьяна (колосья клонятся к земле).
Девки крестят кукушку, ведьмы воруют молоко. Родившийся в этот день будет счастливым купцом, сильным умом и телом.
День Евдокима, заговенье, последний день перед Успенским постом.
Успенский пост — не голодный.
Пекут маленькие блинцы — охранные. Их кладут в каждый угол дома, чтобы нечисть не заходила. Часть блинцов нужно съесть, обходя дом, лавку, магазин — для прибытка и отвращения воров. Собранные в этот день ягоды черемухи — прекрасное лекарство от заболеваний желудка. .
Медовый Спас, первые смотрины результатов крестьянского труда (всего в календаре три Спаса). Этот день — проводы лета, первая встреча осени. Пчелы перестают носить мед, пчеловоды начинают выламывать соты. Первый мед приносили в церковь для освящения и поминали родителей. Мед после этого для становится лечебным. По-другому этот праздник называли Спасовка-лакомка.
На первый Спас и нищий медку попробует.
В этот день устраивали крестный ход к воде (еще одно его название — Мокрый Спас), а после водосвятия купались сами и в последний раз в году купали лошадей. Полагалось освящать колодцы и обсеивать избы семенами дикого мака — считалось, что он отпугивает ведьм. Отцветают розы, падают хорошие росы. Начинается отлет в теплые края перелетных птиц — ласточек и стрижей.
Ласточка весну начинает, осень накликает.
В этот день можно пойти на перекресток дорог, начертить крест, приложить ухо и послушать: если покажется, что кто-то тяжелый едет — быть богатым в этот год; если едет налегке — к бедности.
Степан-сеновал. Окончание сенокосных работ.
Каков Степан, таков и сентябрь.
Чтобы домашние птицы и животные были здоровы, их нужно поить с серебра.
День Антона-вихровея.
Каков Антон-вихровей, таков и октябрь.
Если ветер с вихрями — ожидай снежную зиму.
Завихрит со всех сторон — будет злющая зима с толстым снегом на дома.
Пыльный день — много хлеба.
День Авдотьи-малиновки, огуречницы.
Какова Авдотья, таков и ноябрь.
Пора собирать малину — сегодня она особенно целебна, а также огурцы, лук и чеснок. Опасались дождя: если в этот день мокро, то все сено сгниет. Второй отлет ласточек. В этот день предпринимали пост на луке, квасе, хлебе и соли.
День Евстигнея-житника.
Каков Евстигней, таков и декабрь.
Жатва в разгаре. Жать хлеб издревле считалось сугубо женским занятием. Женщины пели за работой особые жатвенные песни, способствующие ритмичным движениям серпа. Каждая строчка заканчивалась возгласом «У!» — выше на октаву:
Пора же, мати, жито жати,
Ох и колосок налился — у!
Колосок налился — у!
Пора же, мати, дочку дати — у!
Ох, и голосок сменился — у!
Возвращаясь домой, пели:
И говорило, и говорило
Ржаное жито:
Не хочу я в поле стояти,
Не хочу я колосом махати,
А хочу я во пучок завязаться,
В засенку ложиться,
А чтоб меня, ржаное жито,
Во пучок вязали,
Из меня рожь выбирали.
Много желудей на дубе — к прибыли и хорошему урожаю.
Яблочный Спас (или «Спас на горе», так как этот день совпадает-с праздником в честь Преображения Господня на горе Фавор).
Пришел Спас — ушло лето от нас.
С этого дня начинается уборка яблок и разрешается употреблять в пищу плоды и фрукты. Существовало поверье, что в этот день в Царствии Небесном раздают яблоки детям — но не всем, а только тем, чьи родители устояли перед искушением попробовать яблочко до Спаса. Поэтому взрослые, причем не только родители умерших детей, считали за великий грех съесть яблоко, не дождавшись Спаса. На первых сорванных яблоках загадывали:
Думу крепкую надумываю, думу трудную заклинаю, по второму по Спасу да сбудется, а этой осенью — не минуется.
Яблоки приносили в храм для освящения, раздавали бедным.
На второй Спас и нищий яблочко съест.
Вечером ходили в поле и с песнями провожали закат солнца, встречали осенины. Уборка урожая идет полным ходом:
Пришел Спас — всему час.
Начинается отлет журавлей, погода портится:
Пришёл Спас - бери рукавицы про запас, второй Спас шубу припас.
Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, а ясный - суровую зиму.
Горох в этот день — лечебный.
День Пимены-Марины.
Каковы Пимены, таков и январь.
Ягодная пора прошла.
Пимены-Марины — не ищи в лесу малины.
Если в этот день улетают аисты — осень будет холодной.
День Мирона-ветрогона. Время собирать опят.
Коли грибовно — так и хлебовно.
Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету.
Иней на траве — к хорошему будущему урожаю.
День Лаврентия.
Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик.
Ти хая вода — к хорошей рыбалке осенью.
В полдень вода в реках и озерах тиха — осень будет тихая, а зима без вьюг и злых метелей. Если сильная жара или сильные дожди, то будет так долго — всю осень.
Урожай еще не собран, но судить о нем можно по множеству примет:
В августе дуб желудями богат — к урожаю.
Много сосновых шишек — к урожаю ячменя.
Урожай сморчков — к урожаю проса и гречихи.
Гречиха плоха — овсу пороет.
Урожая орехов два года подряд не бывает.
В этот день перестают петь птицы. Кто шумит — клика ет на свой дом беду.
День Евпла. По поверьям, в ночь на мученика Евпла привидения ищут встречи с людьми. Росы становятся целебными — росу собирают на год.
Читали заговоры на урожай и прибыль.
День Тихона Задонского. К нему обращались с молитвой об избавлении от греха уныния.
День Михея-тиховея. Начинается листопад.
Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликаются.
Михей с бурей — к ненастному сентябрю.
На Михея дуют ветры-тиховеи — к ведренной осени.
Если журавли полетят, то к середине октября мороз, а нет — зима позже придет.
Успение, окончание жатвы («дожинки»). Из последних оставшихся в поле колосьев жницы устраивали «козу» — связывали их в пучок наподобие шалаша и клали внутрь ломоть хлеба, посыпанный солью. Женщины обращались к Богу с благодарностью за благополучное завершение жатвы, а затем гадали: старшая из них садилась на землю спиной к «козе», остальные подавали ей серпы, а та бросала их назад через голову. Чем ближе серп оказывался к «козе», тем более счастливое будущее ожидало его владелицу. Серп, который воткнулся в землю, предвещал несчастье.
Далее подходила очередь благодарить серп. Жницы обматывали его пучками колосьев и несколько раз кололи им землю, приговаривая:
Ниву сажали,
Страду пострадали,
Гибкими спинами,
Острыми серпами.
Слава Богу,
До Нового году.
Оставленную на поле горсть несрезанных колосьев «завивали в бороду» — перевязывали лентой, приговаривая: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Эту «бороду» предназначали Велесу — покровителю домашнего скота, или Илье-пророку, или Николаю-чудотворцу. Считалось, что вместе с несрезанными колосьями на поле остается плодоносящая сила зерна, которая пригодится для будущих урожаев.
Последний, «дожиночный» сноп наряжали в сарафан или обвивали яркими платками и несли на пир честной, который устраивали вскладчину. Его называли именинником и сохраняли до Нового года, приписывая ему магическую силу. Соломой из этого снопа лечили заболевших животных, а зерно подсыпали в решето, начиная новый сев.
Уставшие жницы ложились в поле на последнюю сжатую полосу и просили землю вернуть им потраченные силы:
Нива, нива,
Дай мою силу на другую ниву.
Я тебя жала, силу потеряла!
Домой жницы возвращались, надев на головы венки, сплетенные из колосьев. Особой удачей считалось найти «жнивную матку» — колос с очень крупными зернами, и «спорыш» — двойной колос.
Окончание полевых работ отмечали пиршеством с обязательным выпеканием караваев из муки нового урожая. Женщин-тружениц воспевали в песнях.
В поле жито я дожала,
Пять стогов наметала,
А шестой ячменю —
На утеху свою.
Я всю нивку прошла,
Под межой венок нашла.
Покатился венок с поля,
Прикатился до покоя.
Кто веночек выкупит —
Бочку меда выкатит.
Ваня венок выкупил,
Бочку меда выкатил —
Чтобы жнеек угощать,
Угощать, величать,
В хороводе примечать!
Дожали, дожали,
Спожинки дожали.
Зерно гребли,
Каравай пекли.
Гостей угощали,
Нивку поминали.
Житушко, расти-расти!
Времечко, лети-лети!
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!
Этот день — последний срок отлета ласточек. Начинаются холодные утренники. С Успенья начинается и «молодое бабье лето», продолжающееся до 11 сентября:
Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается. Если молодое бабье лето ведренное — жди ненастья в старое.
На Успенье вода тиха — осень и зима тихи.
В разгаре сезон домашних заготовок:
Хороши огурцы, на Успенье засоленные!
Третий Спас, или Спас на полотне, праздник в честь Нерукотворного образа Спасителя. Он называется также хлебным, ореховым, холщовым: пекутся пироги из нового хлеба, поспели орехи, открываются ярмарки. Покупают льняные изделия — долгие будут в носке.
Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зеленых горах холсты продают.
Три августовских Спаса — дни подведения итогов крестьянского труда. По прошествии их погода, как правило, меняется. После третьего Спаса улетают последние ласточки и стрижи.
Если журавль отлетает к третьему Спасу, то на Покров будет мороз.
День Мирона. Начало листопада. Первой начинает ронять лист береза, за ней липа, вяз, черемуха.
Если утром туман и роса — погода будет хорошая.
Нужно сытно кормить домашних животных, чтобы на протяжении года были здоровы.
Фрол и Лавр, лошадники. Конский праздник. Лошадям давали отдохнуть от работы. Их выводили на луг, чистили, с ладони закармливали овсом, гривы и холки убирали лентами. Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта и отдавали его священникам. Для табунщиков устраивали мирское угощение, пекли им пироги, потчевали медовухой.
Если умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра.
Начинаются осенние утренники, заморозки и сентябрьские туманы, очень вредные для здоровья. Из дома стараются не выходить, особенно в безветренные дни. Фролов день считался концом основных полевых работ. К этому дню старались управиться с озимым севом, и этот день назывался досевками.
Коли до Фрола не отсеешься, Фролы и родятся (цветочки).
Смотрели у полыни корни: если корни толсты — следующий год будет урожайным.
Русские писатели о Яблочном Спасе. В. Никифоров-Волгин. Из рассказа «Яблоки»
Русские писатели о Яблочном Спасе. И. Шмелев. Из книги «Лето Господне»
0 # 14 октября 2011 в 17:46 +2 |