Вырежьте из журнала картинки, на которых изображены предметы и животные, знакомые вашему малышу. Наклейте картинки на картон,
Пусть малыш вытащит любую карточку: что на ней нарисовано? Допустим, кошка. Малыш может рассказать, что он знает о кошке, а может ее изобразить. Пусть он походит по комнате, мягко переступая ножками, побегает за «мышкой», помяукает.
Если же он вытянет карточку, на которой нарисован какой-нибудь фрукт, путь попробует описать его цвет, размер, вкус. Может быть, дома есть такой фрукт? Тогда можно перекусить: малыш съест его с удовольствием!
• Игра развивает воображение, речь и навыки общения.
Послушаем специалистов
Навыки общения с другими людьми нужно развивать с раннего детства. Донесите до малыша в доступной форме старое как мир правило: «Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе». Когда он пойдет в детский сад. для него будет целым открытием узнать, что он вовсе не является центром вселенной.
Вы можете купить своему малышу два экрана: большой и маленький. На большом экране можно оставлять следы всей ладошкой или специальной печатью, а на маленьком- рисовать палочкой.
Возьмите ручку малыша в свою и помогите ему провести палочкой по поверхности экрана. Теперь сотрите рисунок и нарисуйте солнышко, елочку, шарик.
Пусть малыш попробует порисовать самостоятельно. А вы постарайтесь угадать, что он изобразил. Только осторожно: скажете неправильный ответ - малыш обидится! Если никак не угадать, расспросите малыша - он вам подскажет.
• Игра способствует развитию мелкой моторики и фантазии, учит малыша рисовать.
Послушаем специалистов
По рисунку малыша бы можете многое узнать о его характере, привязанностях, страхах и проблемах. Например, малыш, часто рисующий солнышко, маму, друзей, речку и птиц, воспринимает мир оптимистичнее, чем тот, кто любит изображать войну или злых сказочных персонажей. Во втором случае стоит задуматься, как складываются отношения в семье.
Снимите с малыша ботиночки и носочки - в эту игру лучше играть босиком. Посадите малыша на руки лицом к себе.
Пропойте такую песенку:
Наша шустрая овечка
Любит прыгать через свечку
(подкидывайте малыша)!
Подлетает высоко (поднимите малыша повыше),
Ловко приземляется (опустите малыша к полу),
Только вечно не везет,
Ножка обжигается! (Скажите «У-у-у!», подуйте на
ножку малыша и поцелуйте ее).
• Игра способствует развитию речи, памяти и поднимает настроение.
Послушаем специалистов
Способность к запоминанию находится в прямой зависимости от возраста, и уже доказано, что чем старше ребенок, тем лучше работает у него память. Ученые считают, что это обусловлено не столько развитием самой памяти, сколько совершенствованием техники ее применения. То есть с возрастом дети учатся применять ту или иную стратегию, которая позволяет им легче и результативнее запоминать новую информацию, а потом находить ее в памяти.
Продемонстрируйте, как звучит бубен. Можно ударить сильно, а можно слегка: звук получается разный - интересно, правда?
А теперь поиграем на барабане. Тоже по-разному: громко и тихо, медленно и быстро. Сначала он постучит по барабану одной палочкой, а потом – двумя.
Поиграйте на клавишах игрушечного пианино одним пальцем и всей кистью, Сыграйте малышу несложную мелодию. Теперь - его очередь.
Воспроизведите высокие ноты и скажите малышу: «Слышишь, зайчик пробежал!» И покажите ему зайчика. Нажмите низкие ноты: «Слышишь, мишка косолапый по лесу идет!» И тут же достаньте мишку,
• Игра развивает музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память и воображение.
Послушаем специалистов
Что делать, если ребенок слишком медлительный? Родители выходят из себя: «Копается и копается - просто сил нет!» Лучше постарайтесь немного ему помочь: когда нужно идти в детский сад, заводите будильник на более раннее время. Подскажите, что ему в первую очередь нужно надеть, похвалите его.
Возьмите малыша за ручку, ходите с ним по комнате и приговаривайте:
Топ-топ-топ, топ-топ - стоп
(на слове «Стоп!» останавливайтесь)!
А теперь пуститесь вприпрыжку:
Гоп-гоп-топ, гоп-гоп - стоп
(на слове «Стоп!» опять остановитесь)!
Совершайте любые движения под любые звуки («Ух, ух, ух, ух!», «Так, так, так, так!»), но при слове «Стоп!» всегда останавливайтесь.
Скоро малыш начнет угадывать, когда пора останавливаться.
• Игра развивает координацию движений и силу крупных мышц.
Послушаем специалистов
Случается, что родители демонстрируют полную покорность своему ребенку и выполняют бее его желания. Повышенное внимание и опека проявляются и в том, что ребенку не дают действовать самостоятельно, лишают его активности. В результате ребенок может вырасти инфантильным и недостаточно самостоятельным.
Складывать игрушки в яркий, красивый ящик гораздо приятнее, чем в простую коробку. Можно даже приобрести два таких ящика, разных цветов и размеров. Большой - для крупных игрушек, поменьше - для маленьких. Ящики на колесиках - это вообще здорово! Малыш сможет возить их по комнате и собирать игрушки.
Научите малыша убирать игрушки в ящик после каждой игры. Вы можете устроить с ним соревнование: он собирает игрушки в маленький ящик, вы - в большой. Кто быстрее: малыш или мама? Конечно, малыш - ведь он такой ловкий! А еще можно устроить соревнование между игрушками: пусть они «запрыгивают» в ящики - кто быстрее?
• Игра в уборку развивает навык самообслуживания, фантазию, мышление.
Послушаем специалистов
Если малыш боится темноты и просит оставить дверь в комнату открытой - не соглашайтесь. Можно включить ночник и оставить его гореть на всю ночь.
Помогите малышу взобраться по лесенке: на горку пусть он поднимается приставным шагом, держась ручками за перила. А вы, конечно, тоже его придерживайте.
Ну вот, малыш взобрался на горку и стоит в нерешительности: страшно спускаться! Придержите его во время спуска. Скатился? Похвалите: «Умница! Самый смелый и ловкий!» В следующий раз он уже не испугается.
Разрешите малышу самостоятельно залезать на горку и скатываться. Но сами стойте рядом и присматривайте за ним, чтобы не упал. Дайте ему машинку и покажите, как ее можно катать с горки.
А сами напевайте:
Я на горочку иду,
И машинку я несу.
Пусть машинка едет с горки!
Я за нею поспешу!
• Игра развивает крупную моторику (умение забираться на лестницу приставным шагом), координацию движений.
Послушаем специалистов
Закаливание - отличный способ укрепить здоровье ребенка. Если ребенок совершенно здоров, он может бегать босиком по дому, а летом, когда вы отправитесь на дачу, - прямо по земле.
Сделайте несколько бумажных корабликов и спускайте их на воду по одному. Пусть карапуз сначала наблюдает за ними, сидя у вас на руках. А потом дайте ему слегка поводить по воде ручкой. Пустите еще один кораблик с какой-нибудь маленькой фигуркой на борту. И все время командуйте: «Спустить корабль на воду! Полный ход! Лево руля! Право руля! Корабль ведет капитан-дракончик!»
А теперь осторожно опустите в воду самого малыша. Когда он усядется в ванне, покажите ему, как делать рукой волны, Пускайте по воде кораблики. Может быть, малыш тоже попробует отдавать команды: «Право руля! Лево руля!» А пока кроха наслаждается новыми впечатлениями, вы как раз успеете его искупать. На этот раз купание малышу понравится - это уж точно!
• Игра превращает купание в увлекательное занятие и делает его приятным для малыша.
Послушаем специалистов
Следите за тем, чтобы температура воды была приятной для малыша. Это легко определить: согните руку в локте и опустите в воду: если она теплая, значит, малышу понравится.
За окном светит солнышко, а значит, можно отправиться на прогулку. Скажите малышу, чтобы захватил с собой ведерко: вы будете собирать интересные камешки.
Почему интересные? А потому, что собирать вы будете похожие камешки - только очень маленькие или только совершенно круглые. Вариантов много: неровные, пятнистые, белые, коричневые.
Сложите их аккуратно в ведерко и принесите домой. Вымойте и рассмотрите повнимательнее: где эти камешки были найдены, на что они похожи, что в них общего и в чем их отличие. Может быть, их можно рассортировать еще по какому-то признаку? Пусть малыш попробует это сделать.
• Игра развивает память, фантазию, ассоциативное мышление и речь.
Послушаем специалистов
Память и ее разбитие также напрямую связаны с уровнем умственных способностей ребенка. Существует прямая зависимость между тем, о чем кроха может думать и что делать, и тем, что он в состоянии запомнить. Поэтому очевидно, что с развитием умственных способностей, которое происходит по мере взросления малыша, связано и развитие памяти.
Каждая мама вам скажет со вздохом: «К сожалению, малыш не всегда бывает веселым и послушным...» Расскажите ему историю о том, что в каждом доме живут такие невидимые существа, которые заставляют детишек хулиганить, капризничать и не слушаться маму и папу. Как только малыш начнет капризничать, попросите его прогнать Капризулькина. Пока малыш бегает по квартире и прогоняет вредное существо, он забудет о своих капризах.
Только следите, чтобы малыш не начал всякий раз сваливать свою вину на таинственных человечков. Объясните ему, что за свои поступки он должен отвечать сам.
• Игра развивает воображение и поднимает настроение.
Послушаем специалистов
Отличить острую нужду в маме, вызванную психологическим дискомфортом, от простой манипуляции несложно. Когда малыш перед сном плачет, зовет маму и долго не может успокоиться, нужно понять, откуда это волнение, и уделить ребенку больше внимания. Если же он начинает заливаться счастливым смехом, как только вы подойдете к его кроватке, значит, он просто радуется, что опять провел вас.
Давай, малыш, поиграем в разных животных! Вот идет верблюд. Посмотри, как он медленно и важно выбрасывает вперед ноги. Пройдитесь, изображая верблюда. А теперь пусть малыш повторит.
Вот скачет лошадка. Она высоко поднимает колени. Изобразите малышу лошадку. Отлично, а теперь пусть он покажет.
А как крадется хитрая лисичка? Правильно, на носочках. А мишка косолапый топает вразвалочку: топ-топ. Ой, вот зайка поскакал: прыг-скок, прыг-скок, то прямо, то в сторону!
• Эта игра способствует физическому развитию малыша, формированию артистизма.
Послушаем специалистов
Маленькие дети очень артистичны. Они с удовольствием поют, танцуют, участвуют в различных представлениях. Им нравится демонстрировать сбои таланты, и их совершенно не смущает, если «в зале» присутствует только один зритель: мама или бабушка. Ваша задача - всячески поощрять артистические способности своего малыша.
Правила игры довольно просты: одевая малыша, скажите ему, что его ручки, ножки, животик, спинка играют с ним в прятки. Надевая носочки, приговаривайте: «Маленькие пальчики хотят поиграть с малышом в прятки. Сейчас мы наденем носочек и посмотрим. Точно, нет пальчиков - они спрятались!»
Больше вам не придется уговаривать малыша одеваться. Наоборот, этот процесс будет доставлять ему удовольствие. А когда вам нужно будет раздеть кроху, измените правила: находите спрятанные ручки, ножки, пальчики. • Игра развивает воображение и поднимает настроение.
Послушаем специалистов
У детей точно так же, как и у взрослых, свои биоритмы и своя потребность в определенном количестве часов сна. Одному ребенку достаточно спать по восемь часов в сутки, а для другого нормой является десять-одиннадцать часов сна. Это выявляется опытным путем и должно быть учтено при составлении оптимального для ребенка режима дня.
Если малыш чем-то расстроен - сидит грустный или капризничает- нужно как-то поднять ему настроение. Помните стихотворение Маршака про человека рассеянного с улицы Бассейной? Игра как раз и основана на сюжете этого стихотворения. Примите самый серьезный вид и оденьте малыша неправильно: носочки - на руки, варежки - на ноги, шарф повяжите вместо пояса, а кофточку наденьте задом наперед. Готово? Отлично! Тогда вместе с малышом подойдите к зеркалу. Кто громче смеется: вы или он? Ну а теперь пусть малыш попробует надеть все правильно, Получится или нет - не так важно. Главное, что у малыша поднялось настроение и он больше не капризничает.
• Игра развивает необходимые жизненные навыки и создает хорошее настроение.
Послушаем специалистов
Если ребенок сильно нервничает без мамы, следит за временем, когда она должна прийти, отказывается от еды и не ложится спать, лучше обратиться к психологу. Прежде всего в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
А теперь давайте танцевать. Очень весело плясать под песенку на стихи А. Ануфриевой:
Мы ногами топ-топ-топ
(ходите по комнате, высоко поднимая ноги),
А в ладошки хлоп- хлоп-хлоп (хлопайте в ладоши)!
Ай да малыши, ай да крепыши!
По дорожке мы шагаем (ходите по комнате)
И в ладошки ударяем (хлопайте в ладоши).
Топ-топ, ножки, топ (топайте, стоя на месте)!
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп (хлопайте)!
Ай да малыши (кружитесь, положив руки на пояс)!
Ай да крепыши!
• Танцы способствуют физическому развитию, формированию чувства ритма, творческих способностей ребенка.
Послушаем специалистов
Занятия танцами не случайно приравниваются к спортивным занятиям. Дело в том, что танцы развивают и укрепляют различные группы мышц, кардиологическую и респираторную системы детского организма. Танцуя, ребенок начинает лучше чувствовать свое тело, использует пластику для выражения своих чувств и эмоций.
Многие дети не любят делать то, что у них плохо получается, Например, малыш попробовал застегнуть пуговичку, но у него ничего не вышло. Теперь, когда надо одеваться, он капризничает и просит, чтобы вы сами застегнули его одежду. Расскажите малышу такую сказку:
«Жила-была маленькая девочка Пуговичка. Пошла она как-то погулять и заблудилась. Долго плакала, искала свой домик-петельку. Она видела много домиков, но ни один ей не подошел; одни были слишком большие, другие - слишком маленькие. Совсем она загрустила. Но тут ей кто-то сказал, что помочь ей может один малыш. Он найдет подходящий домик и поможет в него войти».
Наверняка ваш малыш поспешит помочь бедной Пуговичке.
• Игра развивает пальчики и помогает научиться застегивать пуговицы.
Послушаем специалистов
Взрослые должны понимать, что даже не очень удачные попытки научиться чему-то новому очень важны: именно так приобретается первый опыт. И малыша нужно подбодрить: все придет со временем.
Притворитесь, что держите в руках какой-то предмет и что-то с ним делаете. Например, изобразите, что у вас в руках кружка. Скажите малышу: «Я пью молоко». И спросите: «А ты так можешь?» Ну конечно, может! Малыш тут же начнет повторять ваши действия,
Показывайте своему карапузу движения, которые ему хорошо знакомы, Например, вы можете делать вид, что причесываетесь, чистите зубы, бросаете мяч, укачиваете куклу и т, д. И все время спрашивайте: «А ты так можешь?»
• Игра развивает мышление, воображение и навыки общения.
Послушаем специалистов
Обратите внимание ребенка на то, что у других детей существуют такие же чувства, как и у него самого. Объясните, что девочка плачет потому, что упала и ей больно, а новенький мальчик прижимается к маме вовсе не потому, что он трусишка, а просто потому, что пока стесняется. Напомните своему малышу: «Совсем недавно и ты был таким же». Словом, учите малыша понимать других детей!
Разыграйте стихотворение с каким-нибудь страшным, но в то же время смешным персонажем:
Чучело-Мяучело
На трубе сидело.
Чучело-Мяучело
Песенку запело.
Чучело-Мяучело
С пастью красной-красной -
Всех оно замучило
Песенкой ужасной!
Всем кругом от Чучела
Горестно и тошно,
Потому что песенка
У него про то, что
Чучело-Мяучело
На трубе сидело...
И все сначала! Вы можете сделать из ткани и ниток нечто похожее на Чучело-Мяучело, Малыш развеселится, почувствует себя уверенно и перестанет бояться.
• Игра помогает освободиться от детских страхов и поднимает настроение.
Послушаем специалистов
В возрасте около трех лет у детей нередко появляются страхи. У трехлеток пугающий образ волка встречается чаще всего. Он символизирует агрессию, опасность, боль и детскую незащищенность.
Читайте стишок и вместе выполняйте движения:
Чики-чики, чикалочки (ноги вместе, подскоки на месте)!
Едет гусь на палочке
(одна нога впереди, на другой подскоки).
Уточка - на дудочке (утиный шаг вперевалочку),
Петушок - на будочке (грудь вперед, посемените ногами),
Зайчик - на тачке
(руки перед грудью, прыжки, бег на месте).
Мальчик - на собачке
(подскоки на полусогнутых ногах, изображайте наездника),
Инсценируйте еще один стишок:
Вот идет черный кот
(делайте шаги с высоким подъемом ног),
Притаился, мышек ждет (присядьте, руки на колени).
Мышка норку обойдет (повернитесь вокруг своей оси)
И к коту не подойдет (разведите руки в стороны).
• Игра укрепляет мышцы, способствует развитию координации движений, поднимает настроение.
Послушаем специалистов
Неуклюжие люди некрасиво ходят, нелепо жестикулируют, у них все валится из рук. Для того чтобы с вашим малышом не случилось ничего подобного, почаще проводите с ним игры на координацию.
Повертите руль из стороны в сторону, понажимайте на кнопки, сопровождая свои действия звуками: «Ж-ж-ж!» и «Би-би!» Пусть малыш сделает то же самое.
Сядьте все вместе на диван и усадите малыша. Объясните ему, что сегодня он - водитель, а взрослые - пассажиры.
Придумайте, куда вы отправитесь в путешествие. Ну конечно, на дачу!
фантазируйте, рассказывайте малышу, что вы видите из окна. Вот - лес, вот - речка, вот - красивые домики! Напевайте песенку:
Шик, блеск, красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая,
Вот компания какая!
• Игра развивает познавательные навыки, фантазию, стимулирует развитие речи, улучшает координацию.
Послушаем специалистов
После года ребенка необходимо водить к врачу-педиатру не реже чем раз в месяц. Врач измерит рост малыша, проведет общий осмотр, назначит необходимые прибивки.
Даже если у вас есть собственный автомобиль, прокатите малыша на автобусе. А когда вернетесь домой, поиграйте «в автобус».
Колеса автобуса крутятся-вертятся
(крутите руками воображаемый руль),
Крутятся-вертятся, крутятся-вертятся,
Колеса автобуса крутятся-вертятся,
Город проехали весь.
А затем спойте так:
Двери в автобусе то открываются,
То закрываются, то открываются
(сжимайте и разжимайте кулаки)...
Лети в автобусе скачут и прыгают,
Скачут и прыгают, скачут и прыгают (подпрыгивайте)...
Куплетов можно придумать сколько угодно!
• Игра развивает воображение и поднимает настроение.
Послушаем специалистов
Многие родители отправляют детей в детский сад с единственной целью: «Пусть научится быть в коллективе, а то потом в школе придется трудно». Это мнение сродни утверждению: «Бросьте на глубину не умеющего плавать: побарахтается и выплывет». Готовность к детскому саду важна не меньше, чем к школе.
Поднимите куклу и скажите: «Кукла». Поднимите мишку и скажите: «Мишка». Поднимите мячик и скажите: «Мячик».
Попросите малыша: «Возьми куклу!» Потом: «Возьми мишку!» А затем: «Возьми мячик!»
А теперь поочередно поднимайте игрушки и просите малыша назвать их. Возможно, кроха не сразу правильно выполнит задание. Волноваться не стоит. Просто нужно мягко его поправить. Ну а если справится - хвалите! Повторите игру несколько раз, и малыш обязательно научится ассоциировать слово с предметом.
• Игра способствует развитию речи.
Послушаем специалистов
Ребенок, научившийся обозначать предмет словом, может надолго оставаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы, за взрослыми. В общении же его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами и т. д. Нужно не только просить ребенка повторить то или иное слово, но и чаще просто разговаривать с ним и читать книжки.
А сейчас кто-то у нас будет маленьким мышонком! Но сначала мама прочитает стишок:
Пять маленьких мышат отправились гулять
(держите руки перед собой),
Побегать, попищать, покушать, поискать
(сделайте вид, что кладете еду в рот).
Откуда ни возьмись - огромный рыжий кот
(скрючьте пальцы, как когти)!
И четверо мышат пустились наутек!»
Читайте стишок, сокращая количество мышат. Когда останется один мышонок, после слов «огромный рыжий кот» остановитесь, а потом быстро проговорите: Мышонок убежал - теперь ему урок!
• Игра развивает мелкую моторику, а значит, и речь ребенка.
Послушаем специалистов
Пусть у малыша будет собственная книжная полка, где почетное место займут произведения А. Пушкина, С. Маршака, А. Барто и других поэтов и писателей.
Напомните малышу, что он видел лошадку на картинке. А может быть, настоящую?
Малыш верхом на лошадке «скачет» под ваши веселые стишки:
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго:
- Ав-ав-ав!
- Гав-гав-гав!
(Английская народная песенка)
• Игра развивает координацию движений и воображение.
Послушаем специалистов
После двух лет надо доступно объяснить ребенку, что нельзя ходить голым при посторонних. Так вы научите его оберегать свое личное пространство и не вторгаться в личное пространство других.
Малыши все - повторюшки, правда? Поиграйте со своим карапузом в такую игру чтобы он это делал как можно больше. Но сначала повторять придется именно вам.
Произносите какую-нибудь фразу повторяя последнее слово три раза;
Хочешь кашку, кашку, кашку?
Лай мне мячик, мячик, мячик!
Любишь мишку, мишку, мишку?
Повторяйте последнее слово, но ударение делайте на первом. Пусть малыш повторяет за вами. А может быть, у него получится придумать свои фразы? Предложите ему - пусть попробует!
• Игра развивает речь и фантазию.
Послушаем специалистов
Попробуйте играть с малышом в стихи, как в игрушки. Объясните ребенку, что поэзию можно не только слушать или читать, но и рисовать: смело берите краски, карандаши, фломастеры и изображайте знакомых зверят, птичек, мальчиков и девочек из книжки.
Купите игрушечную мебель, чтобы все было кок полагается!
Купили? Прекрасно! Теперь куклы и мишки сидят на стульчиках вокруг стола, Посчитайте вместе с малышом- сколько всего стульчиков?
Куклы поели - надо их уложить спать. Вот - кроватка, такая же, как у малыша, только маленькая. Уложили - а как же они заснут без колыбельной?
Спойте вместе с малышом колыбельную, которую вы ему обычно поете на ночь:
Спи, мой заинька,
Нежный пушок,
Серенький, маленький,
Робкий зверек!
Заиньке не спится,
Заинька боится
Увидеть во сне лисицу.
Не бойся, заинька.
Не бойся, маленький!
Баиньки, заинька,
Баиньки, маленький!
• Игра развивает навыки самообслуживания, речь, память и фантазию.
Послушаем специалистов
Играя в «дочки-матери», девочки изображают мам по-разному. У одних мама готовит, стирает, убирает, у других - с утра уходит на работу, а вечером рассказывает, как она там устала. Именно так они видят себя в будущем, и, скорее всего, именно такими мамами они и станут.
Эта игра очень творческая. В нее лучше всего играть на прогулке. Вот вы идете со своим малышом по парку, а вокруг столько интересного! Спрашивайте его: «Что ты видишь?»
Задавайте дополнительные вопросы - стимулируйте его мышление. Например, малыш отвечает, что видит дерево. Вы можете задать ему такие вопросы: «Какое это дерево - большое или маленькое?»; «Какого цвета у него листья?»; «Где у дерева самый верх, а где - самый низ?»
Обращайте внимание малыша на различные мелочи: «Посмотри, здесь листья еще зеленые, а здесь уже пожелтели. Значит, скоро осень!»
• Игра развивает наблюдательность, воображение, умение формулировать свои мысли.
Послушаем специалистов
Словарный запас увеличивается день ото дня. Ребенок уже осознает понятие «Я» и говорит не: «Саша хочет есть», а «Я хочу кушать». Четкое соблюдение правил грамматики пока отложите на будущее. Не акцентируйтесь на ошибках и уж тем более, умиляясь, не вводите в семейный лексикон забавные слова- ошибки.
Купите для кукол «настоящие» продукты: пластмассовые фрукты и овощи, хлеб и булку. Вообще желательно, чтобы набор состоял из самых разнообразных продуктов.
Покажите ребенку набор и попросите найти знакомые ему продукты: «Где здесь хлеб? Поищи-ка!» или «А вот, смотри, молоко!»
Обсудите с ним вкус каждого продукта: «Какое яблоко на вкус? Правильно, сладкое!»
А теперь пришло время покормить кукол и зверюшек. Что мы им дадим? Лошадке - яблоко, обезьянке - банан, коту - молоко, собачке - колбасу или косточку.
Куклы едят, и малышу пора обедать! Посмотрите, как он хорошо сегодня ест - с куклами за компанию!
• Игра формирует абстрактное мышление, развивает речь и фантазию.
Послушаем специалистов
Ребенку необходим определенный распорядок дня: встать, умыться, почистить зубы, одеться, позавтракать и т. д. Четкая последовательность и повторяемость привычных действий внушают малышу уверенность, создают ощущение надежности, защищенности.
Маленькие детишки очень любят побрызгаться в луже. Нужно не просто с ними смириться, а придумать что-нибудь интересное.
Можно выйти из дома и поискать какую-нибудь симпатичную лужицу. Вот она, прямо на асфальте! Обведите лужу по краю мелом. А если она на земле, то палочкой. На протяжении всего дня подходите с малышом и следите за тем, как она высыхает: «Видишь, как лужа уменьшилась?» А когда вернетесь домой, малыш может эту лужу нарисовать.
• Игра развивает наблюдательность и мышление.
Послушаем специалистов
По рисунку малыша легко догадаться об отношениях между взрослыми в семье. Например, родители изображены в разных углах листа. Значит, отношения у них достаточно напряженные. Сам художник всегда будет расположен ближе к тому из взрослых, кого он больше любит, кто ему роднее, к кому у него больше доверия и тепла. Все соотношения на рисунке очень важны. Если они разумны, гармоничны - значит, гармонична и семья.
Конечно, ваш малыш не раз видел, как вы разговариваете по телефону. А теперь у него есть свой, пусть игрушечный, телефон!
Покажите малышу, как пользоваться игрушкой: правильно прикладывать трубку к уху набирать номер, «разговаривать». Проследите, чтобы он нажимал на кнопки или крутил диск указательным пальчиком. Играйте с ним в «разговор по телефону»: «Але, привет! Это я, твоя мама! Как поживаешь?»
• Игра формирует процессуальные игровые навыки, стимулирует развитие речи и воображения, развивает мелкую моторику.
Послушаем специалистов
Основным примером для ребенка всегда являются родители. Он автоматически усваивает принятые в семье правила. Если папа не благодарит маму за ужин, то и ребенок не станет этого делать, что бы вы ему ни говорили о хороших манерах. Помните, что ребенок - это ваше зеркальное отражение.
Малышу очень важно научиться следовать определенному порядку в действиях. Помогите ему начав с такой простой повседневной процедуры, как умывание.
Когда вы войдете в ванную, спойте малышу песенку:
Сейчас пора мыть руки,
Мыть руки, мыть руки!
А дальше что?
Пусть малыш ответит. Если не может, подскажите:
Сейчас почистим зубки,
Ах, зубки, ах, зубки!
А дальше что?
Добавляйте куплет за куплетом, и малыш быстро усвоит, что за чем следует делать.
• Игра развивает упорядоченность мышления.
Послушаем специалистов
Малыш не любит мыться в банной? То воды много, то мало, то она слишком горячая, то чересчур холодная? Значит, надо сделать карапуза активным участником подготовки этой процедуры. Пусть поможет вам сделать все так, как его устраивает.
Хорошенько разомните и согрейте пластилин - тогда он станет более эластичным. Приготовьте рабочее место: постелите клеенку и положите лист картона.
Покажите малышу, как пользоваться пластилином. Для начала отщипните маленький кусочек и прилепите к картону. Теперь пусть малыш отщипывает от большого куска пластилина маленькие кусочки и складывает их на картон.
Попросите малыша «сделать оладушки»: распластать эти кусочки по картону. А теперь напомните ему сказку «Колобок» и тут же слепите самого Колобка.
• Игра развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, фантазию и память.
Послушаем специалистов
Распорядок дня ребенку необходим, но переусердствовать с этим не стоит. Иначе в будущем ему будет сложно принимать самостоятельные решения. Малыш должен понимать, что иногда правила нарушаются и ничего страшного при этом не происходит. Например, в выходной день, по праздникам или когда приезжают гости.
Придумайте песенку про разные предметы, находящиеся в комнате. Например, про мебель или про игрушки малыша. Мелодия может быть любая, а слова обязательно должны сопровождаться действиями. Пусть малыш за вами повторяет.
Когда я был маленьким мячиком,
Когда я был маленьким мячиком.
Когда я был маленьким мячиком,
Я по полу прыгал вот так (попрыгайте на месте)!
И малыш запрыгал - ах как весело!
• Игра развивает речь, воображение, двигательную активность и поднимает настроение.
Послушаем специалистов
Распространено мнение, что лучше отдавать ребенка в детский сад до трех лет, потому что в этом возрасте он якобы легче адаптируется в новой среде. Но нужно помнить, что у таких детей часто теряется ощущение семьи как самого ценного и дорогого.
Покажите малышу, как прикрепляется прицеп. Освоил? Тогда можно поиграть в стройку: загрузили кубики, перевезли, выгрузили - построили домик!
А не отправиться ли с новой машиной на прогулку? Отличная идея! Там ее можно нагружать песком и камешками, а зимой - снегом.
• Подобный прицеп развивает способность к игровой деятельности, мелкую и крупную моторику.
Послушаем специалистов
Создайте ребенку условия для спонтанной творческой игры. Это важнее любых занятий с карточками и головоломками. Если вы нацелились провести с ребенком подобное занятие, но увидели, что он увлеченно возится с машинками или строит дом для плюшевого мишки, - подождите, не отвлекайте его. Игра дает столько возможностей для развития фантазии и воображения, сколько не даст ни одна методика в мире, даже самая прогрессивная!
Есть такие известные песенки, которые очень приятно напевать:
Топ, топ,
Топает малыш
С мамой по дорожке,
Милый стриж!
Вы можете переделывать слова песни в зависимости от ситуации и вашего желания.
Меняя текст, вы соответственно измените и характер ваших с малышом действий. Под эту песенку вы можете бегать, маршировать, скользить по замерзшей луже и т. д.
• Игра развивает координацию движений и внимание.
Послушаем специалистов
Ритмичные движения под музыку очень важны для общего музыкального развития. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. Детям приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения, и у них постепенно развивается музыкально-слуховое восприятие.
Что это такое интересное мама принесла? Книжка? Нет, не книжка! Вот что это: календарь! Большой, с крупными буквами, - теперь он на стене висит. Расскажите малышу, что в году четыре времени года, 52 недели, а в неделе - 7 дней. И каждый день недели имеет свое название.
Каждый день переставляйте рамочку на календаре и говорите, какой сегодня день недели. А через какое-то время переспрашивайте у малыша: «Напомни, какой сегодня день недели?»
А можно еще сделать бумажный циферблат с названиями дней недели и стрелкой. Малыш сам будет переводить ее на соответствующий день.
• Знакомство с календарем носит познавательный характер, расширяет кругозор ребенка.
Послушаем специалистов
Для ребенка очень важны ритуалы. В детстве ритуалы организуют время, а с возрастом они воспринимаются как некая семейная традиция, часть истории собственной жизни.
Малыши любят, когда им читают книжки. И если какая- то сказка или какой-то стишок им особенно понравятся, они просят читать их до бесконечности. Каждый день одно и то же! Мамам это в конце концов очень надоедает.
Ваш малыш поступает так же? Вы предлагаете почитать что-нибудь новенькое, но он непреклонен! Требует одну и ту же сказку, и все тут. Попробуем разнообразить это занятие.
Попросите кроху пересказать эту книжку своими словами. Или читайте сами, но предоставляйте ему возможность самому вставлять отдельные слова. Ведь он давно уже выучил эту сказку наизусть! Как правило, к любимым сказкам относятся самые простые, которые малыш в состоянии запомнить.
• Чтение книг развивает память, мышление, внимание и усидчивость.
Послушаем специалистов
Хорошо, если ребенок будет рисовать то, о чем бы ему рассказываете (благодаря рисунку информация лучше запоминается). Занятие станет просто идеальным, если малыш будет рисовать свои сказки под аккомпанемент какой-нибудь хорошей музыки! Что может быть лучше для разностороннего развития?
Может быть, малыш уже видел, что не все собачки живут дома. Некоторые живут в будках. Вот в таких собачек вы и поиграете. Вы будете изображать собаку-маму, а малыш - щеночка. Придумайте вместе имя щенку: допустим, Чаппи. А теперь постройте будку: можно составить стулья и накрыть их одеялом.
Предложите малышу: «Гав-гав, Чаппи, давай посидим в будке!» Прыгайте в направлении «будки», а малыш пусть повторяет ваши движения. Теперь предложите что-нибудь еще. Спросите малыша, чего бы хотелось Чаппи. Если пришло время перекусить, можно устроить полдник прямо в будке - так интереснее. Взять банан и сказать: «Это вкусная косточка - собачки их очень любят».
• Игра развивает воображение и координацию движений.
Послушаем специалистов
Запрещать всегда не очень приятно. Каждый родитель чувствует, что после третьего раза слово «нельзя» уже не удается произнести без отвращения. Однако ребенку совершенно необходимо запрещать некоторые вещи с той целью, чтобы со временем он научился запрещать их себе сам.
Купите своему карапузу игрушку - водяную мельницу - и покажите, как она действует.
Покажите ему, как лить воду на лопасти мельницы, чтобы они крутились. Попросите, чтобы он подставил мисочку, чтобы в нее стекала вода. Теперь пусть воду наливает малыш, а вы покажите ему, как с помощью различных сосудов можно регулировать толщину струи.
• Игра носит познавательный характер, развивает мелкую моторику и дает первое представление о законах физики.
Послушаем специалистов
Сделайте так, чтобы процесс умывания доставлял малышу удовольствие. Поставьте устойчивую скамеечку под ноги, в яркую мыльницу положите мыло какой-нибудь интересной формы, повесьте на крючок красивое детское полотенце с петелькой, чтобы малыш сам мог его снимать и вешать обратно. Он будет умываться с большой охотой, особенно если бы каждый раз будете его хвалить.
Прежде чем начать игру, просмотрите вместе с ребенком картинки на карточках. Спрашивайте его: «Что здесь нарисовано? Кто это?» Умница, как много он уже знает! А вот тут замялся, задумался - что бы такое сказать? Точно не знает. Значит, подскажите ему.
Потом рассмотрите картинки, нарисованные на игровом поле. Попросите малыша найти соответствующие карточки и положить их на поле. Пусть он называет каждое изображение.
После того как все поле заполнится, снимите карточки и попросите ребенка снова разложить их по местам - теперь уже самостоятельно.
• Игра развивает познавательные навыки, мелкую моторику, память, речь и мышление.
Послушаем специалистов
Не бойтесь выражать ребенку сбою любовь - этим нельзя избаловать. Невозможно также избаловать подарками, даже частыми, если вы дарите их не потому, что ребенок попросил, а потому, что вам самим этого хочется.
Сколько всего интересного можно придумать на прогулке! Например, можно вместе с малышом поискать клад. Конечно, вам придется заранее этот «клад» где-нибудь закопать. Пометьте места, где спрятаны «сокровища»: положите туда цветную ленточку или воткните веточку. Главное, чтобы вы сами их нашли.
Что для ребенка является настоящим сокровищем? Конечно, игрушка. Тогда закопайте маленькую игрушку: лучше такую, которую малыш еще не видел. Пусть ему будет сюрприз.
Ну что ж, время пришло! Берите кроху за руку и вместе отправляйтесь искать клад. А когда найдете... Какая радость ждет малыша! Наверняка он каждый раз будет просить вас поискать сокровища!
• Игра развивает воображение, настойчивость и поднимает настроение.
Послушаем специалистов
Очень часто взрослые вмешиваются там, где делать этого не стоит. Можно услышать: «Дай мальчику свою машинку, пусть поиграет!» А может быть, именно сейчас малыш не хочет с ней расставаться?
У малыша уже есть игрушечный телефон, и он с удовольствием крутит на нем диск, прикладывает трубку к уху. Вы, конечно, много раз играли с ним в «Алё-алё». А теперь малыш подрос, и вам нужно научить его говорить.
Позвоните ему по телефону! И постарайтесь построить разговор так, чтобы он не просто молча слушал, а хотя бы немного отвечал.
Задавайте вопросы, на которые малыш сможет ответить хотя бы словами «да» и «нет». Вы можете также попросить бабушку, чтобы она звонила каждый день и разговаривала с малышом. Это будет настоящий ритуал: «Малыш, иди скорее к телефону, тебе бабушка звонит!»
• Разговор по телефону способствует развитию активной речи ребенка.
Послушаем специалистов
Старайтесь как можно больше включать в занятия активную речь. Для этого можно сопровождать показ игрушек рассказом: «Ко-ко-ко, где тут домик? Я буду в нем жить...» Рассказ должен быть эмоционально насыщенным, увлекательным.
Хотите удивить и порадовать малыша? Соорудите ему дома горку. Возьмите хорошо обработанную доску шириной 20-25 см и длиной 1,5-2 м. Положите ее одним концом на диван, а другим на пол - вот вам и горка.
Возьмите малыша за руку и предложите ему подняться по доске. Постепенно малыш научится это делать самостоятельно. Стойте рядом и, пока он шагает по доске, читайте ему стихотворение А. Барто:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
«Ой, доска кончается,
Сейчас я упаду!»
• Упражнение развивает координацию движений, укрепляет мышцы ног.
Послушаем специалистов
Отказывайте ребенку в просьбе только тогда, когда это действительно необходимо. Всегда объясняйте ему, почему бы сказали «нет» или «нельзя». Даже при отказе вы должны сохранять уважение к малышу. Запретив что-то, стойте на своем до конца - ребенок быстро поймет, что капризами вас не возьмешь.
Что может быть веселее игры в пятнашки? Только скажите малышу: «Догони!», и он радостно помчится за вами.
А теперь поменяйтесь ролями. Бегите за малышом, хлопая в ладоши и приговаривая: «Догоню, догоню, догоню!» Пусть он прибежит первым, станет победителем. А вы тем временем пойте ему песенку-потешку:
Где же, где же наши ножки,
Где же наши ножки?
Вот, вот наши ножки!
Пляшут наши ножки!
Где же, где же наши детки.
Где же наши детки?
Вот, вот наши детки,
Пляшут наши детки!
• Игра способствует развитию координации движений, умению управлять собственным телом. Она очень полезна для улучшения осанки и профилактики плоскостопия.
Послушаем специалистов
Пусть малыш сейчас делает то, что ему наиболее интересно и до чего он дорос как физически, так и психологически: пусть лепит куличики или собирает маме букет из травинок. Помогите ему, он еще такой маленький
Сочините для малыша сказку. Расскажите ему о том, что есть такая страна, где живут только разноцветные воздушные шарики на цветных веревочках. Там все, как у нас, только жители этой страны не ходят, а летают. Однажды на сказочную страну налетел ураган, и все веревочки оторвались и улетели. Шарики тут же сдулись, и, чтобы их снова надуть, нужны новые веревочки.
Нарисуйте на листе бумаги несколько разноцветных линий (веревочек) - вертикально, на расстоянии 5 см друг от друга. Вырежьте из цветной бумаги столько же шариков таких же цветов, как веревочки. Пусть малыш приложит шарики к подходящим веревочкам. Когда он справится с этим заданием, приклейте каждый шарик к веревочке.
• Игра способствует развитию внимания и закрепляет представление малыша о том, что такое цвет.
Послушаем специалистов
Вы считаете, что баш малыш чересчур подвижен и неусидчив? Просто нужно поменять занятие. К примеру, ребенок не хочет лепить или рисовать, всё время ерзает. Предложите ему полить цветочки: ребенок будет занят полезным делом и получит то внимание, которого добивался.
Малыш хочет попрыгать? Отлично! Именно этим вы сейчас и займетесь. Вы будете читать стишок или напевать песенку и выполнять определенные действия, а малыш обязательно к вам присоединится. А вот и стишок:
Стоит в поле теремок
(сядьте на корточки и накройте голову руками).
Кто в тереме живет?
Дверца открывается
(медленно приподнимайте руки над головой)...
Кто там появляется?
Ш-ш-ш, бам-бам
(вытяните руки вверх и подпрыгните)!
Попрыгунчик там!
• Игра развивает координацию движений и поднимает настроение.
Послушаем специалистов
Ребенку будет гораздо проще доверять вам, если он чувствует, что вы уверены в себе и в собственных словах. Четко давая понять чаду, что вам известны все «да» и «нет», мы передаем ему чувство уверенности в том, что и он станет таким же - умным и самостоятельным.
Возьмите несколько пластиковых бутылок: в одну налейте холодную воду, в другую - чуть-чуть теплее, но все же прохладную, в третью - теплую, в четвертую - горячую.
Дайте малышу потрогать бутылки. Объясните ему: «Видишь, вода имеет разную температуру. Ну-ка, сравни!» Попросите его расставить бутылки по порядку - от самой холодной к самой горячей.
Малыш понял разницу между холодным и горячим? Тогда можно научить его пользоваться кранами с горячей и холодной водой. Включайте краны и поясняйте:
«Сначала открываем холодную воду. Видишь, синий кран? Потом горячую - вот красный кран. Только один красный не включай - нельзя. Это опасно, очень горячо!»
• Игра развивает познавательные навыки ребенка и самостоятельность,
Послушаем специалистов
Объясните малышу, зачем вообще нужно умываться. Избегайте нравоучений, слов «так надо» и «ты должен». Лучше сочините сказку про вредных и злых микробов. Пусть «добрые мыло, щетка и полотенце борются с ними и побеждают».
Хотите развеселить малыша? Подберите любую мелодию и пропойте простые слоги, чтобы получилось в рифму. Например:
Что такое го-го-го?
Бо-бо-бо!
До-до-до!
Что такое го-го-го?
Бо-бо-до-до-эй!
Приплясывайте, подпрыгивайте, а на слове «Эй!» хлопните в ладоши. Как вы уже догадались, слоги можно подбирать самые разные, лишь бы они рифмовались. Малыш с удовольствием сам будет их распевать.
• Игра помогает ребенку понять суть рифмы и почувствовать ритм стиха.
Послушаем специалистов
«Декламировать» в раннем возрасте - значит развивать память, запоминая строфы, речь, произнося слова громко и отчетливо. Будьте деликатны: учитывайте настроение ребенка всякий раз, когда выбираете для него стихи. Тогда они вернее тронут детское сердечко.
Машинки у малыша есть, а ставить их некуда. Что делать? Конечно, купить многоуровневый гараж! Кстати, у него появятся и новые машинки; они тоже входят в набор.
Научите ребенка скатывать машинки по наклонным дорожкам гаража и поднимать их на лифте, вращая ручку лебедки.
Машинки в наборе разных цветов и таких же цветов дверцы гаража. Попросите малыша поставить каждую машинку в свой отсек.
Гараж прямо как настоящий, даже ключик есть. Покажите ребенку, как открывать и закрывать дверцы гаража с помощью ключа.
Придумайте вместе какую-нибудь сюжетную игру, задействовав маленьких пупсиков и зверюшек. Пусть они входят в гараж, садятся на машинки, съезжают вниз. Могут все друг за другом отправиться на дачу. Вернулись с дачи - снова поставили машинки в гараж,
• Игра развивает мелкую моторику, фантазию, память.
Послушаем специалистов
Игрушка должна быть понятна ребенку - только тогда он будет в нее играть с удовольствием. Выбирая ребенку игрушку, смотрите, чтобы в ней сочетались новизна и узнаваемость, наличие задачи и ориентиры для ее решения.
Малыш очень любознательный, правда? Ему просто не терпится сделать очередное открытие. Вы можете ему в этом помочь! Надуйте воздушный шарик и покажите малышу, как он летает. Этот шарик подпрыгивает от легкого удара руки, а все потому, что он легкий и воздушный. Малыш понял, что такое легкий? Тогда переходите ко второй части игры. Возьмите другой шарик, но не надувайте, а налейте в него воды. Ну что, полетел шарик? Нет! Он легкий? Нет! Он стал тяжелым и больше летать не может. Пусть малыш еще понаблюдает за этими шариками, попробует их подкинуть. Так и есть: один полетел, а другой шлепнулся на пол. Чудеса да и только!
• Игра расширяет кругозор, дает представление о понятиях «легкий» и «тяжелый».
Послушаем специалистов
Если ваш малыш чересчур активен, старайтесь всегда говорить с ним медленно и спокойно. Учитесь отделять его поведение, которое вам не нравится, от его личности. Например, скажите своему шустрому малышу: «Я очень тебя люблю. Мне только не нравится, когда ты разбрасываешь игрушки по всему дому».
Игры на развитие памяти у детей 3-4 лет
Игры весной для детей 2-3 лет в детском саду
Игры на прогулке для детей 2 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!